Из-под земли достанут
Ученые покажут, что им удалось раскопать на территории исторической части Самары
25 января в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина состоится открытие десятой археологической конференции. Ожидается, что ученые обнародуют итоги полевого сезона 2013 года, в рамках которого впервые были проведены археологические раскопки на территории исторической части Самары. Кроме того, специалисты работали в прошлом году на Барбашинском могильнике, а еще получили новые материалы при раскопках поселения в Студеном овраге. Обо всем этом гости узнают только 25 января, а читатели «Самарских известий» уже сегодня. Наш корреспондент познакомился с самарскими археологами и постарался выяснить, чем же они собираются удивить горожан.
Реальная археология
Кто в детстве не мечтал быть космонавтом, тот почти наверняка мечтал стать археологом. Ездить на раскопки в поисках древних монет или подобно героине фильма Ларе Крофт расхищать гробницы - распространенные детские представления о работе археолога. Как же на самом деле проходят экспедиции «Самарским известиям», рассказал настоящий специалист в этом деле - археолог Ефим Сафронов, аспирант Педагогической государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА): «Самое важное - выбрать место для раскопок. Естественно, мы не просто так едем куда-то, в надежде вдруг найти что-то интересное. Перед этим группа ученых обязательно проводит множество исследований, на фоне которых делается предположение, что в этом месте было какое-то поселение. Самое главное, что указывает на это, - водоем. Именно рядом с водой всегда жили люди, используя реки и озера как средство для пропитания (ловли рыбы), для передвижения и гигиены. Это что касается подготовки. Когда же место выбрано, команда археологов отправляется туда. После прибытия первым делом обставляют свой лагерь, после чего начинается разведка территории. Выглядит это примерно так: группа ребят набирает себе тушенки про запас и отправляется в поход, где осваивает ландшафт территории. После этого раскапываются так называемые шурфы - съемы верхнего слоя земли - обычно, примерно, на 500 квадратных метров (1-2 штыка лопаты). Размеры шурфов определяются задачами исследования и характером памятника. Потом вся территория делится на сектора, и начинаются сами раскопки, в которых обычно участвует много ученых, а на самых крупных - даже пресса».
Ох, рано встает ученый
Археолог - профессия точно не для сов, любящих проспать все утро. Как рассказал Ефим Сафронов, вставать приходится очень рано: «Спать до обеда тут не вариант, так как летом днем жарко, и проводить раскопку в самое пекло очень тяжело, поэтому встаем мы часов в 6 утра. А если ты еще и дежурный по кухне, то вообще в четыре, чтобы успеть приготовить всем завтрак. Но это только кажется, что тяжело, на самом деле к этому довольно быстро привыкаешь, входишь в ритм, так сказать».
Ни птеродактилей, ни мамонтов
При слове раскопки люди обычно сразу же представляют себе, как большая группа ученых приезжает на какое-нибудь забытое всеми место и вдруг неожиданно находит там кость мамонта. На самом деле все гораздо прозаичнее. Алексей Вавилов, студент 4 курса по специальности археология Педагогической академии рассказал, что ничего особенного на раскопках, в которых он участвовал, он не находил, и вообще, не ради сенсации они на них ездят. «Для науки интересна каждая находка! Будь то монета или осколок от горшка - все принесет пользу. Главное для нас узнать, какая культура жила в том или ином месте», - говорит Алексей. А Ефим Сафронов, который специализируется на культурах каменного века, рассказал, какая находка запомнилась ему больше всего: «Нет, это не старинная монета и не украшение из драгоценных камней. Больше того, человеку, не имеющему отношения к археологии, она может показаться совсем не интересной. Но для меня самой запомнившейся находкой были два развалившихся сосуда. Мы ездили в Алатырь на протяжении нескольких лет. Предполагали, что найдем там предметы быта одной из древнейших культур, но так и не могли этого сделать. И вот в последний день нашей экспедиции в 2012 году, когда мы уже отчаялись что-либо найти, на самом дне обнаружили два развала. Это был очень радостный момент: мы, наконец, нашли то, что так долго искали».
Два маленьких черепка
О своих находках в экспедициях рассказала и Вероника Костина, студентка 4 курса ПГСГА по специальности археология: «В раскопках, в которых я участвовала, находили очень многое: и нож, и различную керамику, а однажды раскопали скелеты двух детей. Это было четыре года назад в селе Утевке Нефтегорского района Самарской области. Скелеты были не цельные, скорее всего, животные растаскали часть костей. И было ощущение, что захоронение уже раскапывали. Мы тогда предположили, что до нас там побывали «черные» археологи».
Тайна археологов
Мало кто знает, что почти в каждой экспедиции новичкам устраивают обряд посвящения. «Я прошел этот обряд четыре года назад, но до сих пор помню, как сейчас: костер, различные декорации, веселая музыка и целый ряд испытаний. Эх, и весело было», - вспоминает Ефим Сафронов. Приоткрыла тайны археологов и Вероника Костина: «У археологов даже свой бог есть, которому все должны приносить жертвы. А еще, на время раскопок каждому дается второе имя, а какое я вам не скажу, так как это самая большая тайна археологов».