Родитель и ребенок. Чувства.

Mar 05, 2011 14:14

Чувства и умение замечать, что происходит с родителем в какой-то момент времени, дают возможность чувствовать себя уверенней в каких-то ситуациях, особенно, конфликтных, или трудных. Т.к. образно говоря, появляется еще одна точка опоры.

Дальше. Ребенок многое осознает именно на чувственном уровне, А значит, учась прислушиваться к своим чувствам и замечать чувства ребенка, родитель как бы начинает разговаривать с ним на одном языке. Не только словесно, но и эмоционально.

Такое общение является основой для формирования доверия между родителем и ребенком, потому что доверие там, где у ребенка есть ОЩУЩЕНИЕ, что его понимают и что то, что с ним происходит важно для самых близких для него людей - мамы, папы, бабушки. Так же формированию доверия очень способствует, когда то, что ребенок слышит(слова) и то, что он видит (действия, жесты, выражение лица) несут одну и ту же информацию.


 Примеры.

Мама желая быть хорошей и любимой пытается не испытывать к ребенку негативных чувств. Хотя они имеют такое же право на существование как позитивные. Эти чувства все равно есть, и если мама их не чувствует или не находит способа выразить, то в какой-то момент эти чувства накапливаются в таком количестве, что происходит сильный взрыв.  Например, она начинает кричать и не может остановиться, или портятся отношения с мужем, т.к. он становится адресатом всех невыраженных ребенку чувств. Что тоже нехорошо.

Для ребенка с его небольшим жизненным опытом потеря или поломка игрушки ПРАВДА горе, а если родитель отмахивается от этих переживаний, не замечает их, т.к. знает, что можно купить другую игрушку или что у ребенка игрушек вообще полно. В такой ситуации, во-первых, подрывается доверие ребенка к родителю и после многократного повторения таких событий, ребенок просто не придет к родителю со своим горем. А во-вторых, не приобретает опыт проживания потери, который очень важен для жизни, т.к. и во взрослой жизни много потерь.

Удерживание выражения ребенку положительных чувств, чтобы "не разбаловать" тоже создает "перекос" в другую сторону, что ребенок получает внимание, когда делает что-то не так и тогда закрепляется такая модель: чтобы привлечь к себе внимание, нужно сделать что-то плохо, против правил и т.п.
Важно упомянуть, что все это опасно при многократном повторении, а не один-два раза.

В реальности научиться опираться на свои чувства - это большая внутренняя работа. Тренинг - это «волшебный пендаль», после которого Вы можете начать двигаться или остановаиться.

Когда я веду группы, мне важно не только дать набор упражнений и техник, которыми человек сможет пользоваться, но и помочь ему понять суть тех отношений, которые уже сложились в его семье. Как и почему они складываются так, а не иначе. Возможно, для многих вопросов он и сам уже нашел единственно-верные и оптимальные для него ответы. А для остальных мы найдем их вместе. Именно те, которые подходят этой семье.

Группа про чувства будет проходить в семейном клубе "Большая черепаха" 19 марта в субботу с 12 до 15. Запись у хозяйки клуба.

А в комментариях можно задавать вопросы)
 

Эмоции, Дети, Группы, Отношения

Previous post Next post
Up