Чувства и умение замечать, что происходит с родителем в
какой-то момент времени, дают возможность чувствовать себя уверенней в каких-то
ситуациях, особенно, конфликтных, или трудных. Т.к. образно говоря, появляется
еще одна точка опоры.
Дальше. Ребенок многое осознает именно на чувственном уровне,
А значит, учась прислушиваться к своим чувствам и замечать чувства ребенка, родитель
как бы начинает разговаривать с ним на одном языке. Не только словесно, но и
эмоционально.
Такое общение является основой для формирования доверия
между родителем и ребенком, потому что доверие там, где у ребенка есть ОЩУЩЕНИЕ,
что его понимают и что то, что с ним происходит важно для самых близких для
него людей - мамы, папы, бабушки. Так же формированию доверия очень способствует, когда то, что ребенок слышит(слова) и то, что он видит (действия, жесты, выражение лица) несут одну и ту же информацию.
Примеры.
Мама желая быть хорошей и любимой пытается не испытывать к
ребенку негативных чувств. Хотя они имеют такое же право на существование как
позитивные. Эти чувства все равно есть, и если мама их не чувствует или не
находит способа выразить, то в какой-то момент эти чувства накапливаются в
таком количестве, что происходит сильный взрыв. Например, она начинает кричать и не может
остановиться, или портятся отношения с мужем, т.к. он становится адресатом всех
невыраженных ребенку чувств. Что тоже нехорошо.
Для ребенка с его небольшим жизненным опытом потеря или
поломка игрушки ПРАВДА горе, а если родитель отмахивается от этих переживаний, не
замечает их, т.к. знает, что можно купить другую игрушку или что у ребенка
игрушек вообще полно. В такой ситуации, во-первых, подрывается доверие ребенка
к родителю и после многократного повторения таких событий, ребенок просто не
придет к родителю со своим горем. А во-вторых, не приобретает опыт проживания
потери, который очень важен для жизни, т.к. и во взрослой жизни много потерь.
Удерживание выражения ребенку положительных чувств, чтобы "не
разбаловать" тоже создает "перекос" в другую сторону, что
ребенок получает внимание, когда делает что-то не так и тогда закрепляется
такая модель: чтобы привлечь к себе внимание, нужно сделать что-то плохо, против
правил и т.п.
Важно упомянуть, что все это опасно при многократном
повторении, а не один-два раза.
В реальности научиться опираться на свои чувства - это
большая внутренняя работа. Тренинг - это «волшебный пендаль», после которого Вы
можете начать двигаться или остановаиться.
Когда я веду группы, мне важно не только дать набор
упражнений и техник, которыми человек сможет пользоваться, но и помочь ему понять
суть тех отношений, которые уже сложились в его семье. Как и почему они
складываются так, а не иначе. Возможно, для многих вопросов он и сам уже нашел
единственно-верные и оптимальные для него ответы. А для остальных мы найдем их вместе.
Именно те, которые подходят этой семье.
Группа про чувства будет проходить в
семейном клубе "Большая черепаха" 19 марта в субботу с 12 до 15. Запись у хозяйки клуба.
А в комментариях можно задавать вопросы)