А я отчёт накатала! Даша, бери пример ))

Nov 16, 2014 06:39

Вот я и сходила на Последнее Испытание. Первый раз сходила. И кусаю локти, что не попала на майскую постановку (неразборчивое матерное бурчание в сторону Нижнего Новгорода) и не застала концертные версии в каких-то лохматых годах, разве что краем уха слышала. Впервые увидела всё вот это на сцене. В исполнении как всегда великолепных Леге Артис, и во главе с музыкальным демиургом - Саруманом. Миришь тоже отожгла, хотя и в роли второго плана - но зато в элегантном коктейльном красном платье. Жаль, я совсем не помню её Крисании, упущение, блин. Кстати, Крисания на этот раз (незнакомая мне) получилась офигенная, голос просто как скрипочка, сама утончённость и чистая как кристалл вера. А платье такое, что я слюнками обливалась. Карамон - тоже правильный получился, каноничный... А то в аудиоверсии мне Сусалёва всегда было сложно сложно Карамоном представить, после нашумевшего Финрод Зонга и самого лучшего на свете голоса Финрода. Данила Жиляев зовут чувака, прекрасный актёр. Ещё жаль, что в этой версии не пела Айрэ - говорят, она была в прошлой постановке. Вот блин.
За кулисами встретила Астальдо - в массовке был. Внезапно ))
Король-Жрец... Вот это была воплощённая мощь! Уже второй голос за последнее время, который басит не хуже самого Коледина, и это прекрасно, что таких талантов всё больше. И сам из себя такой крупный. Величие Истара, его гордость и сила. Куда сильнее образ, чем в аудиоверсии. В той версии подчёркивалась его неуверенность, упёртость и слабость, неявная с первого взгляда, но слабость, тогда это был просто голос напыщенного священнослужителя. А тут - такая мощь, я считаю, более канонично. Вот что интересно, мне его хочется поставить рядом с Сауроном из того Финрод Зонга, что на Зиланте показывали (я в отчёте про него писала). Офигенно похожи. Особенно если вспомнить, что Истар постигло Падение, и именно потому об этом явственно помнится. Один - белые одежды и светлый лик в золотой короне-тиаре, ослепляющий блеском величия и недосягаемой высоты экзальтации, могущественный король Царства Света (хе-хе, Карт меня поймёт!). А второй - гротескная чёрно-белая жуткая маска, давящая тёмная и злая сила в таком же могучем теле повелителя Тьмы. Две стороны одной монеты, два лика зла. Кстати, подумалось тут - такая тяжёлая, как молот (а ведь да - "как опускается на щит молот..."), сила в том Сауроне была настолько велика, что я б это даже не Сауроном назвала, а именно что ипостасью самого Бауглира. Блин, вот кто б продолжение Финрод Зонга сделал - тот большой чел Моргота бы сыграл на ура!..

Ну да вернёмся к теме. Да, нужно сказать, что эта версия мюзикла была несколько новой, особенно для глаз читавшего канон. Сколько слушала даже первые самые записи, сколько переслушивала уже полную версию (хотя пару сцен дописали уже позже, и я их не видела - например, эпизод с Тикой и в Вайретском Лесу) - очень часто и много. Но это - взорвало мозг новым видением. Неканон на неканоне и неканоном погоняет, и загадка на загадке, кто чего и где - этого было больше даже для меня. Хотя, может, это потому что первый раз вижу это всё воочию и более-менее помню и уважаю канон.
Из нового особенно понравилась сцена в таверне, которая в аудиозаписи мне не попадалась. Куча народу, пьяный Карамон и Тика. Теперь я понимаю, кстати, что имел в виду Боро, говоря о качестве звука. Когда попадается то, что не помнишь наизусть - сложно разобрать слова в хоре или женском вокале, имхо, тихо микрофоны настроили как-то. Ну да ничего, это погоды не делало. Зато повеселили строки "Неужели он тоже Маджере? - Его мать говорила, что да!" ))) А когда Крисания на том месте, когда начали наезжать за глаза на Рейстлина, поставила кружку и прямая, как стрела, ушла, выражая презрение каждым движением (получилось ведь!) - мне было интересно, подметит ли это Тика. Подметила, как и в каноне, это порадовало ))) И смешно ещё она мужа распинывала, мол, "ты мужчина или кто?" ))) А он такой: "жена, отстань!" Ахахахаха )))

Ух как интересно было подмечать отличия от исполнения аудиоверсии! Первое, что понравилось - это решимость Крисании в самом начале в словах "Меня на твёрдость хочет испытать", любопытно, что Миришь это говорила со спокойным таким достоинством, а та - с порывом рвения и решимостью. До того в сцене встречи у летописца наблюдала прикольную штуку - Рейстлин очень резко рвёт дистанцию и говорит практически над ухом жрицы, которая постоянно отступает. Я бы сказала - хороший ход для того, кто плетёт сети соблазнения... Но по канону, помнится мне, маг был в том эпизоде малость сдержаннее. Хотя, наверное, тут отыгрывается второй их разговор, который в мюзикл не вошёл, но был в книге, в башне у Рейстлина, и вот там он по канону развернулся вроде бы.
Да, чуть не забыла! Очень здорово сделали, что речь летописца звучит - а летописец идёт и идёт, бесконечно, проходит всю сцену и скрывается за кулисами, и тут же сразу появляется с той же стороны, откуда вышел. Непрерывная нить повествования, низкий размеренный голос, удачно.
Ещё хороший момент - Крисания идёт через рощу мёртвых, Вайретский Лес по книге. Они таки каноничного Сота показали! Вау, круто! Вот эта жуткая потусторонняя фигура аля назгул и соответствующая музыка - порадовали сердце любителя Саги о Копье. И светомузыка мертвенно-зелёная, как в Минас Моргуле, прям в точку.
Заседание Конклава мозг вынесло. И знаете, кто вынес? Даламар, у которого там единственная сцена! Высок, изящен, утончён, он там выступает во главе Чёрной Ложи, хотя это уже неканон. Да, вот косяк - важная часть метафизики мира, Ложа Равновесия, ложа красных одежд, почему-то не показана. Обидно было. Пар-Салиан какой-то невнятный, хотя, может, это я передёргиваю, потому что слышала в аудиоверсии на этой роли голос Коледина и больше никого Пар-Салианом не вижу. А вот Даламар... Харизма выше крыши. Правда, в исполнении конкретно этого чела неясно, эльф это или человек - а это, я считаю, для сюжета всё-таки принципиально. То ли пластика не та, то ли причёска, то ли ещё чего... Говорят, кстати, что в полузапахнутом костюме у него на груди виднелись каноничные шрамы - жаль, не успела рассмотреть, когда общала всех после спектакля, ибо пялилась на лицо. Только на фоточках рассмотрела. А лицо ух какое примечательное! Особенно с бледным гримом, делающим его готичным и похожим на учителя. Кстати, вот тут-то офигенная штука получается. По канону Даламар Рейстлина ненавидел и боялся, он был послан из Башни, соблюдая обычаи - у магов должны быть ученики. А он ещё и передавал в Башню сведения о Рейстлине, которого ненавидели и боялись все. Вот, кстати, ещё вспомнилось то, что давно думала. В мюзикле совершенно не освещена главная причина, по которой его боялись с самого начала, "когда посвящали мы злого щенка в мастерство", "дали новичку испытание, что едва его не убило". Так, вскользь упоминает Рейстлин: "Конклаву тёмная сила страх перед мальчишкой внушила". Неясно остаётся, какого же фига все так тряслись ещё до того, как он вошёл в силу, и тем самым поспособствовали ожесточению его сердца. Не раскрыта тема Фистандантилуса. Впрочем, я понимаю, что впихнуть столько сюжетных линий в мюзикл чуть более двух часов - невпихуемо. Эх, хотелось бы мне когда-нибудь увидеть или экранизацию хорошую, или постановку, но чтоб всю полноту и многообразие сюжета раскрыли.

Блин, что-то я опять растекаюсь мыслью по древу. Так вот... Даламар в мюзикле был другим. Он был изворотливее, хитрее, опасный как острый стилет. Жаль, я не очень точно упомню, каким по книге был - но тут точно получился ярче. И тут он был именно что верным последователем Рейстлина, верным учеником. В аудиоверсии мне это в голову не пришло, ибо было неясно, насколько освещена метафизика, а тут вдруг дошло. Особенно сильный был момент, когда всходит на возвышение Пар-Салиан, и все к нему оборачиваются - а Даламар, наоборот, к зрителям. И лицо у него ой какое... Блин, ну жаль, что мы сидели в дальнем углу партера!.. Вот именно в тот момент и дошло, что он жеж Конклаву мозги пудрит! И думается, что он хорошо идёт по стопам учителя. "У меня был хороший учитель, я много читал..." Он знает, о чём говорит, и намеренно искажает информацию, так, как выгодно Рейстлину, чтобы Крисанию отправили в Истар - ибо каноничная причина (с Сотом) тут очень мало освещена. И, таким образом, Даламар именно что на тёмной стороне, в отличие от книги. Там он был почти полностью на стороне Конклава и очень боялся, и притом заслуженно, а тут - очень сильная личность и правая рука Рейстлина. Я бы сказала, исключительно удачный неканон получился ))) Говорят, он на прошлой постановке играл самого Рейстлина, и в самом деле сходство имеется, похожая харизма. Респектище этому Даламару! Аж перечитать после этого тянет! Тем более что такой образ ученика мне уууух как близок после Вендигрота. Меня долго дёргало.

О, про Истар ещё поподробнее хочу рассказать. Уже упоминала про величественного Короля-Жреца, самого каноничного, какого когда-либо слышала, его арии так и пылали могуществом Истара, очень хорошо было передано это. Я так прям всё ещё слышу: "О Истар, город-храм! Я видел, как ты строился, рос, обретал величие и славу!". Что интересно, тут Король-Жрец воистину сильный лидер, даже более сильный, чем в каноне. Там-то половину всего за него решали советники, и часто показывается его собственная неуверенность. А тут она лишь упоминается летописцем - но это вообще не видно, кажется, что такой король никому не даст спуску. Хотя не золотые ли локоны Кварата под капюшоном я видела в его свите? Неясно.
Вот тут, имхо, не очень удачно - Рейстлин в белом появляется. Вроде как по сюжету ховается от всех подряд. Блин, ну не то совсем! Он же чёрную мантию носил именно чтоб подчеркнуть для всех то, что он чёрный маг при дворе, служащий делу Короля-Жреца и тем упрочающий его величие, он - неизбежное зло на службе добра, он - маг, не пользующийся популярностью, конечно, но и не скрывающий своего занятия! Косяк, я считаю. К тому же Рейстлин в белом ну просто ужасно выглядит. А на моменте, когда он снимает капюшон, открываясь Крисании, зал заржал - блин, вот дерьмо, впечатление испортили, я не расслышала, что тогда Крисания сказала.
Атмосфера Истара - выше всяких похвал. Белое с золотом, всё блестит и сверкает, красота неописуемая. Да, и мне кажется, что бегающие золотые лучи прожекторов тут именно что к месту. То и дело они пробегаются по глазам зрителей, и это, судя по отзывам, многим не понравилось. А я думаю - народ зажрамшись. Потому что это очень правильно и очень сильно, когда прямо ослепляет сила и блеск города-храма Истара, и при этом по всему залу раскатывается мощный голос Короля-Жреца. Очень смелый и дерзкий ход )))
Ещё интересно показали в массовке общество этого города во время обличения Рейстлина. Вот что обескуражило - так это вдруг появление кендера. Или не кендера, но очень похоже. Ну ладно, это ещё ничего - показывает расизм истарцев. Но вот плохо то, что с ним же бился на арене Карамон. Если это кендер - как-то смешно выглядит, если помнить, какими были кендеры в книге. Вот зря поленились хоть какие-никакие рога сделать, чтоб минотавра показать и лучше акцентировать этот самый расизм. Помнится, в книге "чистыми расами" считались именно люди и эльфы, а вот все остальные, гномы, минотавры, кендеры и прочие - "нечистыми". Эту примечательную особенность местных реалий, имхо, стоило хоть немного отметить. Ну ладно, и это спишем на невпихуемость... Но блин, хоть несколькими словами могли бы!..
А потом золотой свет стал красным, и пляшущие белые одежды окрашивались в цвет свежей крови, под экстатический транс "Всё во имя веры", квинтэссенция Падения, красивый, но страшный закат великого Истара. И всё сгорело в огне, который они сами на себя призвали. Блииииииин, ёптить, только щас сообразила - и тут оно чем-то похоже на Вендигрот!.. Ну Гайтахан, ну зараза, парой слов мозг снёс в антракте!..

Пожалуй, теперь скажу про главного героя. Вернее, главного антигероя. Или тут ведь как... Короче, Рейстлин в исполнении Сарумана, легендарного Сарумана, на чьих с Айрэ песнях я росла как ролевик и толкиенист, чью арию Рейстлина я слушала ещё на заре своей ролевой карьеры и прямо-таки видела перед внутренним взором чёрную мантию. Давно я мечтала это увидеть живьём. И вот оно! Вот именно эта вкрадчивость, гибкий ум, этот злой гений - на фоне общей неканоничности это именно что настоящий Рейстлин Маджере, книжный, такой, как полагается. В его исполнении неканоничностей совсем мало. Он - самый лучший Рейстлин на свете! Саруман очень хорошо показал и его коварные планы, и хитрые комбинации, и вкрадчивую харизму, и душевные метания, и тьму в этой самой душе. Вот только зря он свою мантию снимал - у Рейстлина всё-таки довольно болезненный и тщедушный вид, а Саруману хоть и зазолотили лицо как полагается, но блин, скока ему лет уже, он рослый и в плечах как Данила-Карамон, а в рубахе это слишком сильно видно. Ну я понимаю, что это не косплей, да и сама ролевик, отыгрыш и всё такое... Но вот на сцене именно что при такой яркой игре хотелось видеть его в мантии, которая его стройнит, для полноты образа.
Но зато он отжёг, когда ввернул внезапно в эпизоде встречи на слова Крисании "Бог всемогущ!" "Ну как сказать!" Это было пять баллов! Не знаю, кто это придумал, но блин, прям стёб такой точный получился! )))))
Запомнился момент, когда он в Истаре берёт Крисанию за руку и ведёт сквозь толпу, показывая всё то, что она не видела, раскрывая ей глаза. И одновременно поднимая свой авторитет в её глазах. Вообще очень красивая романтическая линия получилась!
До того ещё, на песне "Я дам тебе имя", меня аж затрясло. С тех давних пор, как я эту песню услышала, меня от неё плющит. Увы, я не помню эту идею по книге, но мне она, идея, по жизни понятна очень. Как ролевику, как игроку. Метафизика очень близкая мне. А ещё особенно после Вендигрота же. А тут - тёмный маг, поющий это, Крисании глючится, шар в посохе сияет и глаза сияют. Бдыщ по мозгам.
Понравилось, когда опять же в Истаре Рейстлин пытается остановить Крисанию, идущую к трону Короля-Жреца, как он её пытается спасти. В тот момент, кстати, в тот единственный момент они очень странно смотрелись рядом оба в белом.
На песне про детство чародея меня снова проплющило в сторону Вендигрота, тем более что Гайтахан сидел прямо рядом сзади. Вот именно оттуда цитату я на заголовке жж повесила. Ух...
Ох как хорошо Рейстлин Крисании мозги промыл... Почти канонично. И видно очень хорошо, как она пылает идеей, в порыве, как сильна её вера в божественное чудо просветления. Между прочим, это одна из моих дримролей на данный момент, я её понимаю. Уже упоминала, как меня порадовало именно это исполнение (правда, другие я видела только мельком. Надо бы глянуть получше). Её сольные и дуэтные арии прямо-таки пронзают, очень сильно обжигают тем огнём, о котором она поёт. Несмотря на то, что её называют "холодной, как лёд", она на самом деле - огонь. И это видение мне ближе.
Кто-то сказал в отзывах, что кое-где кордебалет был не к месту. Иногда и впрямь так, ну хотя бы в сцене соблазнения во второй части. Тогда бы лучше смотрелись Рейстлин и Крисания вдвоём на сцене, с кордебалетом этот момент получился слегка смазанным, не столь романтичным, как хотелось бы. И паузы не было между тем, когда маг вздрогнул со словами: "Убирайся!" и началом арии Такхизис. Разочарование было ((
А вот такая расслабленная поза болтающего ногой Рейстлина, рассказывающего о своём детстве, улыбнула )
Весьма сильный эпизод был, когда Карамон разочаровывается в Рейстлине. Вот особенно вспоминая, сколько раз он это делал в книге и как жаль его истерзанную душу при этом. Там просто было дофига драматических и трагичных событий, в мюзикле никак не упомянутых, но за душу хватало на этот раз тоже. Слёзы вышибало пронзительными нотами "Когда небеса рассветит, когда затянутся раны..." А перед этим был маленький момент, который в аудиоверсию не вошёл. В аудиоверсии, видя Карамона после своей речи на тему "мне не нужен никто", Рейстлин говорит: "Так ты всё слышал? Что ж, тем лучше", и уходит. А в постановке он вдруг съёживается от холода и начинает засыпать, в полудрёме зовя брата, а когда брат поддерживает его - говорит примерно так: "Как хорошо, ты её прогнал. Побудь со мной, я так устал". Вот именно тут, в этом единственном моменте мюзикла, Рейстлин проявляет слабость и беззащитность, заставляя вспомнить, что в нём ещё есть немного тепла, совсем немного, и вызывает сочувствие к его мятущейся душе. Помнится, в книге в паре эпизодов показывается прежний Рейстлин, весёлый и добрый, и хорошо, что в этой насквозь тёмной и тяжёлой истории тут показан небольшой проблеск света. Но тем страшнее вся эта темнота, боль и прочий непозитив. Об этом чуть подробнее ниже.
Испытание огнём - моя любимая ария, получилась на ура. "Соединяя в целое чёрное и белое..." Ну что тут скажешь.

Ослепляющие лучи прожекторов были и в некоторых эпизодах в Бездне, и тоже, я считаю, к месту - калейдоскоп дурманящих образов, когда аж отшатывает, аж дёргает, бьёт по глазам... И хорошо помнится, что пламя всегда оставляет свой след. Атмосферу Бездны очень хорошо передали, эту круговерть, то зловещую мглу, то множество кошмарных видений, то фальшивый мишурный глянец, то демонический ужас. Особенно образ самой Такхизис, Тёмной Госпожи, Искусительницы, Всебесцветной Драконицы. Чёрное с блёстками, будто чешуя. Каждый жест исполнен эмоций - а ведь она половину времени сидела. Отточенные жесты руками, которые тут же повторяла свита, чёрная корона, элегантно-сумрачная сперва под вуалью фигура, бархатный голос - лучше даже звучит, я считаю, чем Хелависа в этой роли. Видно, что она - богиня, привыкшая повелевать, умеющая при желании затуманить мозги почти кому угодно. И ещё, в аудиоверсии я никак не могла понять, глючит меня или нет, что там то Хелависа, то Миришь поют. А тут и в самом деле фишка такая, там то облик самой Искусительницы, то вдруг образ Крисании, ею порождённый для выноса мозгов Рейстлину. Чёрная и белая фигуры зеркально на одном троне, красиво получилось.
Жаль, Рейстлин во время хоровода кошмаров из детства тут впал в ступор, а не восклицал, как в аудиоверсии: "Убирайтесь, вас здесь нет, это Бездна, мне всё кажется!". Мне казалось, там было лучше. Хотя тут его шатало здорово.
А на моменте "она за левым плечом твоим..." меня всегда штырило, а уж когда живьём увидела - прям волосы зашевелились. Вот так хищница, заманившая жертву в ловушку, на первых же аккордах танго наносит молниеносный удар и вцепляется, уже не выпуская свою добычу из когтей. Уже играет, как кошка с пойманной мышью. И размашистые движения кордебалета подчёркивают эту игру.
Жертва Крисании после этого - ах, какой дикий контраст! Великолепно, прямо-таки виделось белое пламя истинной веры, которая и не снилась Истару, вспомнилась даже строчка, которая в мюзикл не вошла, хоть и из другой песни: "Мир испорчен не весь!.."

Но в самом конце лично для меня вышел дикий облом. Не знаю, какого хрена они урезали уже сделанный каноничный финал, со встречей братьев в Бездне. Они закончили сюжет на сцене "Властелин Ничего"!.. Блин, ну зачем, зачем?.. Это мало того что стало вишенкой на торте неканона, а ещё и сделало его трагедией похлеще, чем в каноне. Как-то так получилось, что в этой урезанной версии всё повествование было окрашено в тёмные тона, всё время мечутся тени, готический колорит, я бы даже сказала, инфернальная атмосфера. А где не мрак и ужас, там слепящий белый с золотом, которое рдеет от крови, зло со светлым ликом и зло с тёмным ликом. И сквозь всё это лучиком света проходит любовь, вера, решимость и страсть Крисании - но, увы, трагически гаснет в пустоте. А Рейстлин и Такхизис вступают в поединок - и, с одной стороны, он одолел, но "не обрёл умения творца", не прошёл Испытание Огнём. Не стал настоящим демиургом... Помнится, меня всегда штырило на "Властелине ничего", это идея, которая выражается в самом конце книги, сохранённая в первозданном виде, что приводит в восторг. Но отнюдь не на этом завершается сюжет, реально обломали создатели мюзикла. Такая ведь грандиозная вещь... И вот так вот жестоко урезана. В полной версии это была история пути к очищению, одно испытанье двоим, которое было пройдено Крисанией и не было пройдено Рейстлином - но исправившим свою ошибку ценой жизни и получившим за это прощение. В этом же исполнении - дорога в бездну, из которой нет возврата, в никуда, во мрак и забвение. Особенно учитывая инфернальную силу Тёмной Госпожи, которая чёрной тенью лежит над всем повествованием. Но даже она - часть того мира, без которой нет Паладайна, как и без него нет её. Такхизис проиграла в битве... но на самом деле победила. Потому что "убивший дракона сам становится драконом", Рейстлин же и этого не сумел. И вот она поёт, зная, что победила. Это видно и до того в моменте, когда она стоит траурной фигурой над телом умирающей Крисании, образом зла, торжествующего победу над добром. Зачем, зачем так сделали? Незавершённая история, особенно когда знаешь, что потом было иначе, очень больно бьёт. Да и судьба мира, мягко говоря, не радует. "Ты один в холодной и мёртвой пустыне". Мда. Что-то меня после Вендигрота преследует сюжет торжества инфернального зла над добром.
И уж совсем зря они Легенду о Вратах в конец впихнули. Ну совсем не в кассу. Она должна была быть именно там, где раньше, в начале второго отделения после гибели Истара! Потому что сквозь половину истории тянется связь между ней в исполнении Такхизис и Отречением Рейстлина с повторяющимся мотивом, связь, подчёркивающая сходство Рейстлина и Такхизис, противников, которые стоят друг друга, и второе логически завершает первое, это ещё одна форма поединка между упомянутыми. А в такой версии связь теряется.
Но зато неплоха была идея, которой не было в книге: в самом конце Рейстлин скидывает мантию, надевает простой длинный плащ с капюшоном и берёт в руку перо и пергамент. Тот самый антураж, в который одет летописец, идя сквозь сюжет. И последнюю фразу: "О гордости, предательстве и братстве закончена история моя" говорит именно Рейстлин. То есть он сам становится летописцем. Вот только писать ему больше не о чем... Страшная судьба. Видимо, это и есть воздаяние за всю жестокость, амбиции, гордыню и холодное сердце, что так хорошо показаны Саруманом.
Мда. Как Саруман всё это носит в голове, жутко подумать. Вот блин.
Previous post Next post
Up