текст про контрсаммит
После окончания любого мероприятия приходится задаваться вопросом о том, стоило ли прикладывать усилия для его организации или нет. Тем более, когда видимых результатов практически не имеется. Глядя со стороны, протестную активность по случаю саммита "Большой восьмёрки" в Питере чрезмерно нашумевшей не назовешь. Как и ожидалось ранее, не было намечено никаких массовых протестов, давно вошедших в расписание официальных восьмёрочных мероприятий в любой западной стране. Да и международное участие ограничивалось небольшим числом активистов и активисток, твёрдо проявлявших чувство солидарности вопреки непривычно для международных кампаний хаотичной подготовке в России. Однако для лучшего понимания контекста, в котором действовала "Сеть против Большой восьмёрки", хотелось бы сначала коротко остановиться на активности других оппозиционных сил, также приурочивших свои мероприятия к питерскому саммиту.
Вкратце обо всех мероприятиях
Давайте попробуем вспомнить о том, что ещё в начале сего года мало кто в стране поддавался иллюзиям о каких-либо крупных мероприятиях или даже массовых протестных акциях во время саммита в Питере. Кремлёвские чиновники всем давали чётко понять, что, мол, кто хочет высказаться по поводу политики "Большой восьмёрки", пусть присоединится к "Гражданской восьмёрке" Эллы Памфиловой. Её форум стал неизбежным придатком программы официального саммита, дабы продемонстрировать западным странам-членам "восьмёрки" хотя бы минимальный вклад восточного медведя в развитие демократии в России. Грубо говоря, за бешеные деньги и при участии немалого количества представителей русских и зарубежных НГО была организована показуха небывалого в этой области размаха.
Уже в намного меньшей степени кремлёвской администрацией приветствовалась конференция "Другой России", объединившей в своих рядах всех, кто за любую цену стремится попасть в Думу, не вступив в "Единую Россию" или КПРФ. Так, в числе участников можно было там увидеть потенциального кандидата в президенты (если, конечно, Путин не останется на своей должности на третий срок или пожизненно) Михаила Касьянова, сталиниста из "Трудовой России" Виктора Анпилова и главу НБП Эдуарда Лимонова, с которым либералы давно на короткой ноге. Помимо этого поддержали своих коллег и западные хранители демократии из США, Великобританнии, Германии и других стран. Однако собравшимся было не до "Большой восьмёрки", они решали куда более важные задачи, т.е. они фактически заявляли о создании большой коалиции против путинского режима. Правда, в силу её состава, остаётся надеяться на скорейший её провал.
Между тем полная неудача постигла левые силы вокруг Второго Социального Форума, который, собственно, и был призван стать настоящим контр-саммитом. В отличие от Либертарного Форума "Сети против Большой Восьмерки", альтернативного Энергетического Форума или семинара немецкого Фонда Розы Люксембург, именно он должен был совпасть по времени с официальным саммитом. Зная, что без согласования с властями, скорее всего, ничего не выйдет, организаторы форума приняли решение (вернее, более корректно было бы сказать, что большинство поддалось мнению меньшинства, располагавшего соответствующими связями, да и привычкой...) о ведении переговоров с чинами из оргкомитета официальной "восьмёрки" при посреднических услуг той же Эллы Памфиловой. В администрации Путина в итоге сочли допустимым не только проведение соцфорума, но даже и ключевое мероприятие, т.е. шествие 15 июля, в день начала официального саммита. Да и чего им, собственно, бояться?
Итак питерская администрация приступила к выполнению директив из Москвы - без особого энтузиазма, но проявляя свойственную вертикали власти исполнительность. Участникам соцфорума предоставили стадион имени Кирова со всеми его преимуществами с точки зрения властей (калитка, удалённость от центра, неуютный масштаб для столь микроскопического собрания). Пусть приехало бы в десять раз больше участников, они бы там всё равно растерялись, а так их там было зарегистрировано через силу 1500. Судя по количеству серых личностей, бродивших по территории стадиона, фотографировавших, наблюдающих и подслушивающих, можно предположить, что не менее одной пятой части находилось там с "агентурной" миссией.
При входе проводился досмотр, милиционеры не скрывали своей ненависти к так называемым "антиглобалистам", а интересующиеся происходившем отфутболивались ими в грубой форме. Те, кто следил за событиями исключительно по телевизору, должны были подумать, что собравшиеся негодяи-активисты достигли взаимопонимания с властями на высшем уровне, чем и был вызван их чрезмерно гостеприимный приём. Такое впечатление ещё усилилось после блестящих выступлений Валентины Матвиенко и её зама Евгения Тарасова на стадионе. Перед телекамерами и многочисленными журналистами они заботливо интересовались, всё ли удовлетворило участников форума?
Репрессии
Над беспрепятственной организацией контр-саммита, однако, старались не только в городе Санкт-Петербурге. За несколько дней до начала соцфорума по всей России стартовала беспрецедентная по своим масштабам кампания спецслужб, в которой помимо МВД и ФСБ были задействованы и Российские Железные Дороги. Сотни политических активистов совершенно разной направленности, будь то профсоюзные деятели, экологи, анархисты, троцкисты и т.п., находившихся в некотором "списке", были ссажены с поездов, им угрожали, их вызывали на "беседы" или предварительно сажали на 10 суток, порой избивали, фотографировали, давили на родственников, короче, им всячески препятствовали ехать в северво-западном направлении. Излишне добавить, что для всех этих мер не имелось ни малейшего законного основания. Но зато власти добились своего - около 500 человек так или иначе до Питера не доехало.
И в самом Питере хорошо принялись за "потенциальных нарушителей". Нескольких местных активистов, двух немецких и одного швейцарского участников "велокаравана против Большой Восьмёки" административный суд приговорил к 10 дням заключения. Одни "писали во дворе", другие "матерились". Похоже, в эти дни по Питеру катилась волна матерных выражений. Даже иностранцы нецензурно выражались - "на швейцарском", сообщил милиционер на суде над швейцарским велосипедистом. Одну активистскую квартиру в Питере полностью очистили по принципу коллективной ответственности. Некоторые попытки "профилактики", как органы любят называть меры запугивания населения, получили своё продолжение и после окончания "летнего фестиваля".
Подводя итоги по репрессивным мерам до, во время и после саммита, можно смело утверждать, что с точки зрения спецслужб именно методика по их децентрализации полностью оправдалась. С одной стороны, удалось свести к минимуму появление нежеланных новостей в отечественных и зарубежных средствах массовой информации. С другой стороны, блестяще скоординированные "учения" по всей стране могут положительно сказаться на готовности к действиям, направленным против "внутренного врага", как столичных, так и региональных спецслужб. И, впоследствии, оперативные разработки "Заслон" и "Перехват-магистраль" могут оказаться действием "образцового характера" для дальнейшего применения в будущем.
Акции
Невзирая на столь неблагоприятные условия для путешествий и нередко с суточным опозданием многие активисты всё-таки добрались до северной столицы. Официально соцфорум состоялся, но нельзя сказать, что там царила продуктивная или даже боевая обстановка. И несмотря на предварительные договорённости в Москве питерские власти запретили аж все 25 демонстраций и митингов, на проведение которых в дни саммита были поданы уведомления, за исключением митинга КПРФ. А участникам соцфорума велели выразить свой протест внутри забора стадиона. Похоже, что в Администрации президента на этот раз одержали победу сторонники жёсткой линии.
Колонна КПРФ из не более чем 300 человек никак не могла никого впечатлить. Сама демонстрация не была санкционирована, только митинг на Пионерской площади, но организаторы решили перехитрить власти, назначив место сбора вдали от места проведения митинга. Так и шли две колонны по тротуарам от БКЗ Октябрьский (название площади вылетело из головы), но при переходе через Невский проспект на часть более радикально настроенных демонстрантов, преимущественно на членов АКМ, напали ОМОНовцы, избив и задержав несколько человек. В Стрельне двое активистов оказались с палаткой и с твёрдой волей провести голодовку против "Большой восьмёрки". Их отвезли в отделение, потом их отпустили, но те снова решили провести голодовку в том же месте, в этот раз против жёстких репрессий. Проходили ещё и другие совсем мелкие акции нацболов.
"Сеть против Большой Восьмёрки" сконцентрировала свою силу на воскресенье 16 июля. Ранним утром человек 40 из разных стран западной и восточной Европы устроили блокаду перед отелем "Рэдиссон", где проживали делегаты саммита. Не имеет значения, что сама блокада продолжалась всего минуты две, главное - она вообще состоялась и в итоге оказалась наиболее осмысленной акцией всей протестной кампании против "Большой восьмёрки" в целом. Больше 30 человек были задержаны и по очевидно оформленным до начала суда документам приговорены к административному заключению на срок от одних до трёх суток.
В тот же день арестами закончились ещё две акции - антивоенный пикет на Малой Конюшенной и парад клоунов на Васильевском острове. В результате в течение одного дня были задержаны свыше 80 анархистов - это рекорд за всю историю существования постсоветского анарходвижения!
Достижения и взгляд на будущее
На фоне всего общего сценария протестных действий в Питере не может возникнуть никакого сомнения относительно того, что именно анархисты наиболее адекватно отреагировали на вызовы саммита. Впервые за много лет удалось привлечь народ в заметном количестве даже из дальных регионов России. Либертарный форум в Москве стал самым многочисленным анархическим сборищем с участием зарубежных товарищей. Были созданы и приведены в действие совершенно новые в таком формате для России вспомогательные структуры, такие как "лигал тим", медицинская группа и либертарный информационно-новостной коллектив ЛИНК, чётко работали и постоянно обновлялись два информационных сайта - ru.indymedia.org и piter.indymedia.ru. Сама подготовка в рамках "Сети против Большой восьмёрки" шла далеко не идеально, тем не менее и здесь можно найти много позитивного, как, к примеру, проведение киевской встречи в феврале сего года. Ко всему худо бедно готовились, кроме как к проведению самих акций протеста и к тому, как донести свои позиции до населения.
С первого взгляда, казалось бы, в том, что сам предмет критики отошёл на пятый-десятый план, есть некий парадокс. Именно в этом вопросе почти весь вышеперечисленный политический спектр сходится. Возможно, это произошло не потому, что протестующим нечего сказать на тему политики "Большой восьмёрки", хотя не исключено, что и такая проблема могла иметь место, а из-за совершенно иного феномена - российские протестные движения во многом изолированы от остального мира и зациклены на многочисленных проблемах внутри страны. Практически весь оппозиционный спектр преимущественно преследует не слишком плодотворные цели по укреплению собственной позиции в своей же среде. К тому же он сталкивается со всё более ужесточающимися репрессивными мерами со стороны властей по его обезвреживанию. Нельзя отрицать и того, что в целом довольно слабые социальные движения в стране, несмотря даже на временный подъем во время протестов против монетизации льгот, до сих пор не в состоянии сформулировать стратегические цели, не говоря уж об их реализации. И в конце концов, поводов для борьбы и сопротивления можно найти в каждом отдельно взятом регионе столько, что руки до всего просто не доходят.
Питерские события в очередной раз выявили ещё один феномен - Россия по-прежнему не входит в кругозор западных леваков и анархистов. Согласно западной движенческой моде принято ездить на мероприятия в любую точку западного мира, но не на восток. Хотя при более внятной подготовке, вероятно, приехало бы и в Питер побольше активистов из других стран, - но общая тенденция от этого не меняется. И на соцфоруме по тем же причинам получился русскоязычный междусобойчик. Может гораздо проще заманить иностранных товарищей в крымский рай? В следующем году там, т.е. в Крыму или в другом не менее привлекательном и досягаемом для практически всех европейских активистов месте на западной Украине, планируется провести международный антиграничный лагерь. Состоится он или нет - зависит исключительно от всех нас, активистов стран бывшего СССР. Всё в наших руках.
София Калинина, Москва 11 августа 2006г.