Сегодня в Самарской губернской думе, под председательством депутата Александра Николаевича Дроботова, состоялось заключительное заседание Рабочей группы по вопросу «О целесообразности создания государственного бюджетного учреждения, работающего по принципу единого окна, для принятия заявлений о присоединении к энергетическим и газовым сетям от представителей малого и среднего бизнеса и промышленных предприятий».
Председательствующий доложил членам Рабочей Группы о практических результатах ее деятельности - Правительству самарской области предложено в качестве Единого Окна задействовать Государственное бюджетное учреждение «Региональное агентство по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» (РАЭПЭ)
Представители Малого и Среднего Бизнеса в основном согласились с таким предложением - Единое Окно значительно ускорит прохождение разрешительных документов.
Союз Работодателей Самарской Области дает ДОБРО новой инициативе - прибыль предприятий, а следовательно, доходы бюджетов всех уровней ожидает заметный прирост!..
Профильное Министерство озабочено возникновением нового субъекта в Разрешительном Процессе - это не согласуется с действующим Федеральным Законодательством!..
Юридические службы не видят непреодолимых преград в согласовании регионального и республиканского Законодательства в данном конретном проекте...
По итогам работы Рабочей Группы Вице-губернатору - председателю Правительства Самарской области А.П. Нефёдову направлено соответствующее Письмо.
Уважаемый Александр Петрович!
Сейчас, в условиях экономического кризиса, особенную ценность приобретают любые действия, направленные на устранение препятствий в работе и развитии промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, инвесторов, будь то усердная деятельность контролирующих структур или необъяснимая деятельность монополистов, или бюрократические препятствия, создаваемые полномочными людьми для выстраивания изящных коррупционных ловушек.
Сложнейшие условия, предлагаемые пользователям в Самарской области при технологическом присоединении к энергетическим и газовым сетям, стоят в первом ряду этих препятствий и являются главным фактором сдерживающим развитие экономики Самарской области.
В своём послании к депутатам Самарской губернской думы и жителям региона на 2016 год от 21.12.2015г. губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин обратил особое внимание на значительную дороговизну подключения к инженерным сетям, а особенно к энергетическим и газовым сетям, и длительность этого подключения на территории Самарской области по сравнению с другими окружающими Самарскую область регионами. Например, у нас в области стоимость подключения в 7 раз дороже, чем в Пензенской области. В среднем на подключение в Самарской области уходит 164 дня, а в Ульяновске 60 дней. Особо острая ситуация по социальным объектам, где стоимость подключения достигает 50% стоимости объекта, а то и более.
Два месяца назад в Самарской губернской думе была создана рабочая группа по вопросу «О целесообразности создания государственного бюджетного учреждения, работающего по принципу единого окна, для принятия заявлений о присоединении к энергетическим и газовым сетям от представителей малого и среднего бизнеса и промышленных предприятий».
О том, что ситуация с подключением к энергосетям должна изменяться в лучшую сторону убеждены все участники рабочей группы: представители промышленных предприятий, бизнеса - от малого до крупного, инвесторы, которые хотели бы разместить на территории Самарской области свои проекты, представители местных самоуправлений, заинтересованные в инвестициях, развитии жилищного строительства. Все, кроме собственно монопольных структур, осуществляющих технологическое присоединение к инженерным сетям, в том числе энергетическим и газовым.
Этот вопрос занимает первое место при упоминании препятствий в развитии Самарской области, при принятии решений об инвестициях на территории Самарской области.
Профильным комитетом перед рабочей группой были поставлены две стратегически важные задачи:
1. Выработка рекомендаций по минимизации стоимости подключения к энергетическим и газовым сетям.
2. Выработка рекомендаций по минимизации времени и сил потребителя при оформлении документации по подключению к энергетическим и газовым сетям.
Изначально профильным комитетом давалось поручение рассмотреть целесообразность создания государственного бюджетного учреждения, работающего по принципу «единого окна» для приёма заявлений по указанным направлениям деятельности.
После двух заседаний рабочая группа установила, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 07.04.2010 № 120 министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области учредило государственное бюджетное учреждение «Региональное агентство по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» (РАЭПЭ). Штатное расписание - 55 специалистов.
В числе основных функций:
1. Организация разработки и реализации целевых программ и инвестиционных проектов, направленных на обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Самарской области.
2. Координация выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетных учреждениях Самарской области.
Пять лет назад вопросы дороговизны и длительности присоединения к энергетическим и газовым сетям стояли также остро, как и сейчас. Но, к сожалению, этот вопрос, по сути самый важный на территории Самарской области, в число полномочий и функций этого ГБУ СО «РАЭПЭ» включён не был.
К сожалению, руководство профильного министерства категорически против, чтобы ГБУ СО «РАЭПЭ» занималось этим вопросом.
А чем занимается ГБУ СО «РАЭПЭ»?
Счётная палата Самарской области во время недавней проверки этого учреждения (в декабре 2015 года) выявила многочисленные нарушения финансовой дисциплины, при ближайшем рассмотрении которые очень легко можно оценить как злоупотребления.
Например, ГБУ СО «РАЭПЭ» могла заключить договор на проведение энергетического аудита с фирмой-однодневкой. В то же время по договорам о проведении энергетического аудита, где были не фирмы-однодневки, а реальное юридическое лицо, наблюдалось завышение стоимости контракта на 80%.
Например, договор от 23.12.2013г. ГБУ СО «РАЭПЭ» с ООО «Стройснаб» на 20 млн 959 тыс. рублей. Или покупается оборудование на сумму 927 тыс. руб. у ООО «НПО ЦЭТ», но оборудование фактически не используется. Или заказываются работы (договор от 23.12.2013г.) на сумму 26 млн 100 тыс. руб. и 61 млн 253 тыс. руб. (договор от 27.12.2013г.), а результаты работ по этим договорам фактически не используются.
Рекомендации, выработанные по результатам энергетического аудита, в жизни никто не проводит и фактически оплаченным из бюджета трудом никто не пользуется.
Счётная палата указала, что даже при заказе информационных брошюр произошло завышение стоимости этих брошюр. Например, ими установлено, что стоимость одной брошюры объёмом 27 страниц составила - 1200 рублей, второй, объёмом 46 страниц, - 600 руб. В то время как реальная стоимость печати таких брошюр составляет 98 и 200 рублей соответственно.
Счётная палата делает вывод о том, что указанное ГБУ СО «РАЭПЭ» областную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Самарской области на 2010 - 2013 годы и на период до 2Q20 года» реализует не эффективно, не используюет оплаченные результаты энергоаудитов и работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в Самарской области.
В то же время после конкретного поручения Губернатора Самарской области в указанном выше Послании определить алгоритм щадящих процедур присоединения потребителей к энергетическим и газовым сетям, расширить полномочия уже существующему и оплачиваемому из бюджета Самарской области ГБУ СО «РАЭПЭ» (после наведения порядка в его деятельности) для выполнения этого поручения было бы наиболее приемлемым вариантом.
Функции ГБУ СО «РАЭПЭ» должны быть расширены таким образом, чтобы оно начало функционировать как координирующее «единое окно» по присоединению к энергетическим и газовым сетям Самарской области. При этом с уже готовой системой МФЦ (Федеральный закон №210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг») можно было бы заключить договоры о принятии заявлений от потребителей на присоединение. Но при этом профильным министерством должна быть разработана методика обработки таких заявлений.
С другой стороны по гражданско-правовым договорам, заключённым с поставщиками газа и электроэнергии можно было бы определить объём работ, выполняемый сторонами для того, чтобы конечным продуктом получилась минимальная стоимость подключения и экономия времени и сил потребителя при этом.
При действующих федеральных нормативных актах, подробно расписывающих для энергетиков и газовиков процедуру присоединения, профильное министерство с опорой на юридические службы Правительства должны проявить всё своё мастерство и профессионализм для того, чтобы выполнить эти задачи.
Одновременно необходимо так же ускорить принятие регионального стандарта сроков присоединения к инженерным сетям Самарской области для того, чтобы не допустить повторения жалоб и упрёков потребителей на длительность присоединения.
На рабочей группе также настоятельно рекомендовано профильному министерству создать группу консультантов, специализирующихся на процедурах технологического присоединения к энергетическим и газовым сетям для оказания услуг консультационного характера заявителю, сопровождения договоров о присоединении и проведения обучающих семинаров с потенциальными инвесторами по вопросам технологического присоединения.
Сообщаю Вам, что руководство профильного министерства и руководство ГБУ СО «РАЭПЭ» категорически возражают против расширения полномочий ГБУ СО «РАЭПЭ». Для исполнения вышеуказанных предложений, и для исполнения поручения Губернатора по данному вопросу, видимо, потребуется служебное принуждение указанных выше лиц к выполнению работы, которая им так не нравится, но которая самым острым образом необходима всем производительным силам на территории Самарской области.
Депутат А.Н.Дроботов
Представители тольттинской Торгово-Промышленной Палаты готовы реализовать Пилотный Проект по Единому Окну - у бизнесменов вызывает недоумение кратный разнобой в ценообразовании при подключения к энергетическим и газовым сетям на территории одного города...