Воспоминания о будущем, или Тридцать лет тому вперёд

Feb 08, 2024 09:49

Интернет полон историями людей, которые уже взрослыми перечитали или пересмотрели то, чем восхищались в детстве.

Одни жестоко разочаровались. Другие, наоборот, нашли в этих произведениях глубину и волшебство, которые тогда по неопытности от них ускользали.

Я вот с восьмилетним сыном пересмотрел, впервые за много лет, «Гостью из будущего».

Про этот мини-сериал в последние годы только ленивый не писал. В основном критиковали. И фильм снят на коленке, и спецэффекты убогие, и держится он только на ностальгии постаревших зрителей по советскому детству...

Но вот что я вам скажу.

«Гостья из будущего» - это фильм-спектакль. Он снят по законам не столько кинематографической, сколько театральной драматургии.

На первом плане всегда персонажи. Они активно общаются между собой, но почти никак не взаимодействуют с окружающим миром.

Москва - что советская, что фантастическая - не более чем фон, на котором происходят приключения. Она максимально абстрактна, её можно было просто изобразить на экране-заднике.

Герои раскрываются в диалогах, а не поступках - поступки порой вообще происходят за кадром.

А диалоги там отменные, прислушайтесь. Особенно когда актёры реально умеют играть - таких там все взрослые и примерно половина детей.

У второстепенных персонажей утрированные театральные характеры, чтобы их вообще не требовалось раскрывать, а сразу было понятно, кто они такие.

Что же насчёт спецэффектов - ну да, на фоне Голливуда они, может быть, и не смотрятся. Но знаете что...

Мой сын видел «Гарри Поттера и философский камень». Ещё он обожает эпические сражения, и потому засмотрел до дыр батальные сцены из «Великой Стены» и «Битвы пяти воинств».

Так вот. Весь фильм он сидел с широко раскрытыми глазами и разинутым ртом, и поминутно поворачивался ко мне с вопросами:

- Ну а вот это, вот это они как сняли?

Когда я удивился - ну ты же видел спецэффекты намного круче этих! - сын отмахнулся:

- Там компьютерная графика, а как эти маглы обошлись без волшебства здесь без неё сделали?

Я объяснил ему про каскадёров и комбинированные съёмки, и он впечатлился идеей.

Ну а по жанру перед нами волшебная сказка, правда, с необычным поворотом.

Начинается всё стандартно: протагонист отправляется в волшебное царство и приносит оттуда чудесное средство.

Но вот его роль в этой истории - не герой, а трикстер. Распорядиться добытым средством незадачливый «ученик чародея» не может. Вдобавок из-за его действий в мир людей проникают чудовища и начинают на него охоту.

Разобраться в происходящем под силу только настоящему герою. И вот юная фея спускается на землю, чтобы всех спасти...

Вы уже наверняка подумали, что здесь я начну петь хвалу Алисе Селезнёвой в исполнении Наташи Гусевой. И вы совершенно правы. Но вначале хочу отдать должное кое-кому ещё.

Всю первую серию и концовку второй тянет на себе робот Вертер. Мои поздравления Евгению Герасимову. Нужен талант, чтобы сделать своего персонажа одновременно настолько невыразительным - и настолько выразительным.

Алексей Фомкин, сыгравший Колю, тоже справился на отлично. В последней серии он даже ненадолго, но очень убедительно исполнил роль... пирата Крыса, принявшего облик Коли. По-моему, показатель.

Но самое главное в фильме - конечно же, Она.



Тогда, в восьмидесятые, я, как и половина советских мальчишек, был до самозабвения влюблён в это хрупкое большеглазое чудо. Той первой любовью, в которой нет ещё ничего «взрослого», а один только чистый восторг и обожание.

И теперь понимаю, что иначе и быть не могло.

Может быть, Павел Арсенов изначально искал самую неотразимо очаровательную девчонку на шестой части суши. Может быть, ему просто повезло. Но в любом случае он её нашёл - и выстроил вокруг неё всё остальное.

Короля играет свита. Алису играет весь фильм. Обилие крупных планов, свет, музыка, реакции других персонажей - всё подчинено единственной цели: чтобы мы любовались ею, как японский аристократ цветущей сливой. Чтобы было предельно ясно - перед нами не обыкновенная девочка, а в самом деле гостья из иного, лучшего мира.

Это сработало. И ещё как сработало - для тысяч юных зрителей Алиса Селезнёва стала Совершенным Существом, а родителям Наташи Гусевой пришлось приставить к дочке охрану, чтобы отгонять от неё поклонников.

Три года спустя Арсенов попробовал закрепить успех. Наташа за это время вытянулась и расцвела, ничуть не потеряв прежнего обаяния.



Да и опыта у неё прибавилось - за год до того она успела сняться ещё в одном фильме, название которого сейчас без гугла вряд ли кто-то вспомнит.

Но уже не выстрелило. «Лиловый шар» оказался настолько неудачной затеей, что больше Наташа Алису не играла. Да и вообще её актёрская карьера вскоре закончилась - после «Шара» у неё была лишь одна роль в очень странном фильме «Воля Вселенной», а затем она ушла в науку.

Сейчас многие, наверное, удивятся, если им сказать, что в фильмографии Натальи Мурашкевич (Гусевой) пять картин, причём Алиса была не первой и не последней её ролью. Зрители запомнили её исключительно как Гостью из Будущего.

Но уж зато запомнили так хорошо, что до сих пор, пересматривая фильм, переживают, как наяву, те давние чувства.

Вот, в общем, и всё, что я хотел сказать на эту тему.

размышлизмы, кино

Previous post Next post
Up