Интернет полон историями людей, которые уже взрослыми перечитали или пересмотрели то, чем восхищались в детстве.
Одни жестоко разочаровались. Другие, наоборот, нашли в этих произведениях глубину и волшебство, которые тогда по неопытности от них ускользали.
Я вот с восьмилетним сыном пересмотрел, впервые за много лет, «Гостью из будущего».
Про этот мини-сериал в последние годы только ленивый не писал. В основном критиковали. И фильм снят на коленке, и спецэффекты убогие, и держится он только на ностальгии постаревших зрителей по советскому детству...
Но вот что я вам скажу.
«Гостья из будущего» - это фильм-спектакль. Он снят по законам не столько кинематографической, сколько театральной драматургии.
На первом плане всегда персонажи. Они активно общаются между собой, но почти никак не взаимодействуют с окружающим миром.
Москва - что советская, что фантастическая - не более чем фон, на котором происходят приключения. Она максимально абстрактна, её можно было просто изобразить на экране-заднике.
Герои раскрываются в диалогах, а не поступках - поступки порой вообще происходят за кадром.
А диалоги там отменные, прислушайтесь. Особенно когда актёры реально умеют играть - таких там все взрослые и примерно половина детей.
У второстепенных персонажей утрированные театральные характеры, чтобы их вообще не требовалось раскрывать, а сразу было понятно, кто они такие.
Что же насчёт спецэффектов - ну да, на фоне Голливуда они, может быть, и не смотрятся. Но знаете что...
Мой сын видел «Гарри Поттера и философский камень». Ещё он обожает эпические сражения, и потому засмотрел до дыр батальные сцены из «Великой Стены» и «Битвы пяти воинств».
Так вот. Весь фильм он сидел с широко раскрытыми глазами и разинутым ртом, и поминутно поворачивался ко мне с вопросами:
- Ну а вот это, вот это они как сняли?
Когда я удивился - ну ты же видел спецэффекты намного круче этих! - сын отмахнулся:
- Там компьютерная графика, а как эти маглы обошлись без волшебства здесь без неё сделали?
Я объяснил ему про каскадёров и комбинированные съёмки, и он впечатлился идеей.
Ну а по жанру перед нами волшебная сказка, правда, с необычным поворотом.
Начинается всё стандартно: протагонист отправляется в волшебное царство и приносит оттуда чудесное средство.
Но вот его роль в этой истории - не герой, а трикстер. Распорядиться добытым средством незадачливый «ученик чародея» не может. Вдобавок из-за его действий в мир людей проникают чудовища и начинают на него охоту.
Разобраться в происходящем под силу только настоящему герою. И вот юная фея спускается на землю, чтобы всех спасти...
Вы уже наверняка подумали, что здесь я начну петь хвалу Алисе Селезнёвой в исполнении Наташи Гусевой. И вы совершенно правы. Но вначале хочу отдать должное кое-кому ещё.
Всю первую серию и концовку второй тянет на себе робот Вертер. Мои поздравления Евгению Герасимову. Нужен талант, чтобы сделать своего персонажа одновременно настолько невыразительным - и настолько выразительным.
Алексей Фомкин, сыгравший Колю, тоже справился на отлично. В последней серии он даже ненадолго, но очень убедительно исполнил роль... пирата Крыса, принявшего облик Коли. По-моему, показатель.
Но самое главное в фильме - конечно же, Она.
Тогда, в восьмидесятые, я, как и половина советских мальчишек, был до самозабвения влюблён в это хрупкое большеглазое чудо. Той первой любовью, в которой нет ещё ничего «взрослого», а один только чистый восторг и обожание.
И теперь понимаю, что иначе и быть не могло.
Может быть, Павел Арсенов изначально искал самую неотразимо очаровательную девчонку на шестой части суши. Может быть, ему просто повезло. Но в любом случае он её нашёл - и выстроил вокруг неё всё остальное.
Короля играет свита. Алису играет весь фильм. Обилие крупных планов, свет, музыка, реакции других персонажей - всё подчинено единственной цели: чтобы мы любовались ею, как японский аристократ цветущей сливой. Чтобы было предельно ясно - перед нами не обыкновенная девочка, а в самом деле гостья из иного, лучшего мира.
Это сработало. И ещё как сработало - для тысяч юных зрителей Алиса Селезнёва стала Совершенным Существом, а родителям Наташи Гусевой пришлось приставить к дочке охрану, чтобы отгонять от неё поклонников.
Три года спустя Арсенов попробовал закрепить успех. Наташа за это время вытянулась и расцвела, ничуть не потеряв прежнего обаяния.
Да и опыта у неё прибавилось - за год до того она успела сняться ещё в одном фильме, название которого сейчас без гугла вряд ли кто-то вспомнит.
Но уже не выстрелило. «Лиловый шар» оказался настолько неудачной затеей, что больше Наташа Алису не играла. Да и вообще её актёрская карьера вскоре закончилась - после «Шара» у неё была лишь одна роль в очень странном фильме «Воля Вселенной», а затем она ушла в науку.
Сейчас многие, наверное, удивятся, если им сказать, что в фильмографии Натальи Мурашкевич (Гусевой) пять картин, причём Алиса была не первой и не последней её ролью. Зрители запомнили её исключительно как Гостью из Будущего.
Но уж зато запомнили так хорошо, что до сих пор, пересматривая фильм, переживают, как наяву, те давние чувства.
Вот, в общем, и всё, что я хотел сказать на эту тему.