Стараниями теософов мир узнал о древних затонувших землях, чьи обитатели были равны богам. Атлантида, Лемурия, страна Му... Были и другие, всех не упомнишь
( Read more... )
Самое смешное, что нет, и здесь никакой инверсии. Национализм - порождение той же цивилизации, которая породила и глобализм. Результат бунта романтиков против прагматиков, в определённом смысле.
Тут я невольно вспоминаю цикл "Врата Смерти" Уэйсс и Хикмена. Там тоже есть две расы полубогов - сартаны (напоминающие атлантов) и патрины (напоминающие гиперборейцев). Они враждуют между собой, у них несовместимые культурные и моральные ценности, но суть в том, что патрины - потомки сартанов, которые отвергли устои и скрепы своего народа.
Причём авторы, насколько можно судить, осуждают оба эти подхода, но патринам всё же симпатизируют больше.
Вы фактически говорите о разных фазах одного колебательного социального процесса.
А сообщение, переданное в некоей фазе, воспринимается на приемной стороне в противофазе как инверсное. Аналогия из техники, но, видимо, приложима и к смыслам.
Англо-германцы тут ни при чём. Оба мифа греческие. Просто греки не противоставляли Атлантиду и Гиперборею друг другу. Но Платон противопоставляет Атланиду Афинам, и роль "Гипербореи" у него играют именно Афины. Если обобщать, то Атлантида это миф о Великом Городе, а Гиперборея - миф о Простой Природной Жизни.
Толкину ближе всё-таки "гиперборейская" эстетика, она же эльфийская. Его больше трогает красота нетронутой природы, а в великолепных чертогах для него всегда таится нечто зловещее и обречённое.
Названия греческие. А вот мифы как раз вполне себе европейские, от греческих историй они отошли очень далеко.
Особенно Гиперборея. Какая же это "простая природная жизнь", когда весь этот идеал полностью построен на преодолении природы, на идее силы и неуязвимости?
О Толкине я поэтому и сказал, что он где-то посередине. Эльфийская эстетика - это не только Лориэн, это и Ривенделл, и Гондолин, и Нарготронд. И хотя великолепные чертоги у Толкина в самом деле почти всегда оказываются обречёнными и трагическими, их величие его точно так же зачаровывает, как и простота Шира и вечная осень Лориэна.
Зато силы Зла у него - вполне себе гиперборейские. Они связаны с тьмой и холодом, они нарушают законы природы, они стремятся преодолеть смерть и вообще делают, что хотят.
Строго говоря, силы зла у дедушки JRRT в равной мере связаны с огнём и холодом, просто мы видим больше то одного, то другого в разных частях истории. А корень их - стремление к власти, а не к неуязвимости. В этом-то смысле они как раз предельно "атлантийские" в вашей терминологии. (Помнится, в объяснениях Профессора о мотивах Моргота и Саурона говорилось, что первый желал уничтожить всё, что было создано или хотя бы переделано не им, а второй в принципе согласен был на существование не полностью подконтрольных существ, лишь бы их можно было подчинять себе силой).
А вообще писание того, как "атланты" и "гиперборейцы" видят друг друга, напомнило вот это:
С точки зрения аристократа буржуа прежде всего бесчестен, затем - скуп и скучен. Кроме того, он труслив и не отличается волей. Аристократ согласен признать за ним трудолюбие, бережливость, религиозность, но эти качества он не считает достоинствами
( ... )
Белые люди потомки атлантов и гипербореев, а черные из обезьян иволюционировали, которых нибирянцы облучали из космоса. Cлавяне и арийцы получились от гипербореев после великой войны, когда атлантов уничтожили ядерным оружием. А атланты как раз проиграли несмотря на свои виманы и энергию темного измерения, для сбора которой строились пирамиды. Правда они успели позвать на помощь ящеров-нибирянцев. Там еще протоукры были, которые черное море копали мифриловыми лопатами.
Comments 58
И в этом есть определённая ирония,
Еще один пример инверсии смысла в передаваемом сообщении :)
Reply
Самое смешное, что нет, и здесь никакой инверсии. Национализм - порождение той же цивилизации, которая породила и глобализм. Результат бунта романтиков против прагматиков, в определённом смысле.
Тут я невольно вспоминаю цикл "Врата Смерти" Уэйсс и Хикмена. Там тоже есть две расы полубогов - сартаны (напоминающие атлантов) и патрины (напоминающие гиперборейцев). Они враждуют между собой, у них несовместимые культурные и моральные ценности, но суть в том, что патрины - потомки сартанов, которые отвергли устои и скрепы своего народа.
Причём авторы, насколько можно судить, осуждают оба эти подхода, но патринам всё же симпатизируют больше.
Reply
Вы фактически говорите о разных фазах одного колебательного социального процесса.
А сообщение, переданное в некоей фазе, воспринимается на приемной стороне в противофазе как инверсное. Аналогия из техники, но, видимо, приложима и к смыслам.
Reply
Англо-германцы тут ни при чём. Оба мифа греческие. Просто греки не противоставляли Атлантиду и Гиперборею друг другу. Но Платон противопоставляет Атланиду Афинам, и роль "Гипербореи" у него играют именно Афины. Если обобщать, то Атлантида это миф о Великом Городе, а Гиперборея - миф о Простой Природной Жизни.
Толкину ближе всё-таки "гиперборейская" эстетика, она же эльфийская. Его больше трогает красота нетронутой природы, а в великолепных чертогах для него всегда таится нечто зловещее и обречённое.
Reply
Названия греческие. А вот мифы как раз вполне себе европейские, от греческих историй они отошли очень далеко.
Особенно Гиперборея. Какая же это "простая природная жизнь", когда весь этот идеал полностью построен на преодолении природы, на идее силы и неуязвимости?
О Толкине я поэтому и сказал, что он где-то посередине. Эльфийская эстетика - это не только Лориэн, это и Ривенделл, и Гондолин, и Нарготронд. И хотя великолепные чертоги у Толкина в самом деле почти всегда оказываются обречёнными и трагическими, их величие его точно так же зачаровывает, как и простота Шира и вечная осень Лориэна.
Зато силы Зла у него - вполне себе гиперборейские. Они связаны с тьмой и холодом, они нарушают законы природы, они стремятся преодолеть смерть и вообще делают, что хотят.
Reply
Reply
И вы тоже правы :)
Это сложная интересная тема, по которой люди буквально диссертации писали. Поэтому я и говорю, что Толкина сложно однозначно определить туда или сюда.
Reply
Reply
Несомненно, это один из основных источников обоих образов.
Reply
С точки зрения аристократа буржуа прежде всего бесчестен, затем - скуп и скучен. Кроме того, он труслив и не отличается волей. Аристократ согласен признать за ним трудолюбие, бережливость, религиозность, но эти качества он не считает достоинствами ( ... )
Reply
Чем-то похоже, да. Только это не рациональная классификация, а эмоционально-образная, мифологическая.
Reply
Белые люди потомки атлантов и гипербореев, а черные из обезьян иволюционировали, которых нибирянцы облучали из космоса. Cлавяне и арийцы получились от гипербореев после великой войны, когда атлантов уничтожили ядерным оружием. А атланты как раз проиграли несмотря на свои виманы и энергию темного измерения, для сбора которой строились пирамиды. Правда они успели позвать на помощь ящеров-нибирянцев. Там еще протоукры были, которые черное море копали мифриловыми лопатами.
Reply
Совершенно верно, по запросу "атланты против гиперборейцев" в интернете примерно вот это и выпадает в большом количестве.
Reply
Мне картины Всеволода Иванова нравятся на эту тему. Красиво.
Reply
У Иванова оно всё же утрировано, не зря его так любят те самые упоротые сектанты.
А вот Константин Васильев - это прямо гиперборейская эстетика как она есть. Красиво, сурово и как-то не вполне по-человечески.
Reply
Leave a comment