Законы хрононавтики

May 19, 2022 08:44

Путешествия во времени в литературе, как и многое другое, следуют неписаным законам. О некоторых из них мы сегодня поговорим.

Джоан Роулинг отличилась тем, что у неё такое путешествие использовано уникальным образом - оно нужно, чтобы персонаж мог присутствовать одновременно в двух местах. Он просто делает это не параллельно, а последовательно: вначале проживает события одной ветки, затем другой.

Гермиона использует маховик времени, чтобы посещать сразу две лекции. Но и впоследствии они с Гарри применяют его точно так же: чтобы действовать одновременно в двух местах. В качестве приятного бонуса во второй раз они уже помнят, что и как произошло, а значит, знают, какова их роль и что им предстоит сделать.

В результате, как вы помните, второй Гарри не только освобождает Сириуса Блэка, но ещё и спасает первого от дементоров.

Есть и другие интересные подходы. Некоторые, например, используют тему петли времени - герой отправляется в прошлое, чтобы изменить настоящее, но его действия как раз и приводят к этому настоящему.

Если подумать, это более чем логично. Ведь если ты попал в собственное прошлое, значит, твоё прошлое - то самое, в котором побывал ты-сегодняшний, и то, что ты там сделал - его неотъемлемая часть.

В поделках вроде «Мстителей» путешествия во времени, параллельные миры и тому подобное нужно для единственной цели - снова ввести в сюжет персонажей, предметы и события, которые уже отыграли свою роль. Или их альтернативные варианты. Или хотя бы просто создать элемент фансервиса - «о, смотри, это же он/она!».

Там в принципе всё держится на том, что зритель не будет задумываться над происходящим, а сосредоточится на красивой картинке. А потому даже собственные, прямо заявленные правила они нарушают налево и направо.

У всех остальных авторов путешествие во времени - это путешествие в другой мир. Герой исчезает в одном месте и появляется в другом.

Оно может использоваться как завязка сюжета, и тогда ничем не отличается от любого другого попаданчества. В таком случае это не более чем способ показать эпоху глазами человека другой эпохи.

Но не менее часто оно оказывается инструментом, с помощью которого герой решает сюжетные задачи. И тогда...

Тогда оказывается, что перед нами, в сущности, самая обыкновенная магия.

Судите сами. Герой оказывается в мире, очень похожем на реальность - там существуют двойники многих реальных людей, мест, событий.

В то же время он отличается от реальности. Ты можешь повидаться с давно умершими людьми, или увидеть ныне живущих такими, какими они остались только в памяти.

Всё, происходящее в этом мире, непременно отразится в реальности, но ты не всегда можешь заранее предсказать, как именно.

Так ты можешь изменить в своём мире что-то такое, что иначе было бы тебе неподвластно. Или ты оказываешься там по воле высших сил, чтобы что-то понять о себе самом - тогда ты вернёшься в то же самое настоящее, из которого ушёл, но зато сам станешь другим.

Кстати, вернуться ты вполне можешь в тот же момент, как ушёл. Для тебя «там» миновали дни, месяцы или даже годы, а окружающие и не заметили твоего исчезновения.

Это я сейчас говорю о прошлом или об астрале/мире духов/волшебной стране?

Иногда между «временами» даже возможна синхронная связь. Персонажи из настоящего переговариваются с персонажами из «прошлого». Сколько времени ты провёл там - через столько же вернёшься сюда. Изменения, совершённые «в прошлом», отражаются в настоящем в реальном времени: «там» кому-то отрезают палец - «здесь» он с ужасом видит, как его палец исчезает, превращаясь в обрубок.

Тут предельно ясно, что миры не отстоят друг от друга на временной шкале, а существуют одновременно, и время в них течёт параллельно. Но те, кто способен проникать в иной мир, обладают властью над этим.

В общем, перед нами снова вариант магии для людей, не верящих в волшебство.

И, как и с любым другим волшебством, худшее, что может сделать автор - попытаться натянуть сюда наукообразное объяснение.

Как только в тексте появляются не просто путешествия во времени, а путешествия с обоснуем - всё, он сразу теряет всякую правдоподобность. Мой саспеншн оф дисбилиф жалобно визжит, роет копытцами пол и всячески отказывается даже близко подходить к этому кадавру.

Особенно, конечно, четвёртое измерение. Эта картина мира подразумевает, что все моменты прошлого, настоящего и будущего - бесконечно тонкие слои бесконечно толстого пирога, протянутого вдоль четвёртого измерения из бесконечности в бесконечность.

Вообще, по логике, из этого подхода следует полный и абсолютный детерминизм. Будущее до самой бесконечности уже существует, и твоё сознание просто переходит с одного слоя на другой со скоростью один слой за один квант времени. А значит, никакие путешествия во времени невозможны в принципе.

Нет, теоретически ты мог бы переместить своё сознание в любой другой момент, когда оно уже существовало - и пережить всё то же самое ещё раз (детерминизм, мы же помним). И всё.

Другой вариант, ничуть не менее химерический - представление, что прошлое определено, а будущее ещё нет. У нас есть свобода воли, но мы не можем переиграть то, что уже произошло. Действуя в настоящем моменте, мы формируем будущее.

Попав в прошлое, ты получаешь возможность обойти этот запрет. Сейчас для тебя настоящий момент - тот, который был тогда, и будущее для тебя так же не определено, как и для коренных обитателей этого момента. Ты можешь-таки переиграть историю.

А теперь додумаем мысль до конца. Если ты можешь переиграть историю, поступив по-другому - то же самое могут сделать и коренные обитатели момента. Причём они могли это сделать и до того, как ты свалился к ним на головы.

Прошлое становится таким же неопределённым, как и будущее, а твоё настоящее в любой момент может измениться от того, что кто-то в прошлом поступил иначе.

По сути, это помещает нас в эвереттовский мультиверс. Все варианты настоящего, прошлого и будущего существуют одновременно, просто ты можешь помнить лишь один из них. Следовательно, пытаться изменить настоящее, повлияв на прошлое - абсурдно. У тебя нет никакого определённого настоящего, которое можно было бы изменить.

Этот неизбежный вывод можно отменить только одним способом: постановить, что единственный настоящий момент - тот, в котором находишься лично ты.

Иными словами, машина времени не переносит тебя в прошлое. Она откатывает всю вселенную до состояния на какой-то момент в прошлом, а когда ты решишь вернуться - вернёт опять в состояние, в котором она была в момент твоего отправления.

Правда, это оставляет тебе два варианта. Если машина восстанавливает состояние вселенной на момент отправления, то никакие твои действия в прошлом ни на что не повлияют. Хоть спасай Цезаря, хоть убивай Гитлера - вернёшься опять в то же будущее, из которого выходил.

Если же она прокручивает всю историю заново - то, наоборот, даже если ты слетал туда просто посмотреть, то вернёшься в совершенно иной мир, где тебя, скорее всего, даже и не рождалось. Будущее-то не определено, а у людей есть свобода воли и случайность, а значит, повторение тех же самых событий неминуемо пойдёт иначе.

А ведь есть ещё и движение вселенной. Месяц назад не только Земля, но и Солнце находилось в миллиардах километров от того места, где находится сейчас. А значит, любое путешествие во времени должно становиться ещё и путешествием в пространстве.

Но об этом писали многие, поэтому я подробно останавливаться не буду.

Короче говоря, единственный способ не кривиться, читая «хрононавтику» - сразу отмести все авторские обоснуи и честно назвать магию магией.

Вот, например, легендарный «Конец Вечности» Азимова. Эту повесть в принципе можно нормально воспринимать, только если сразу принять: «столетия», в которые попадают сотрудники Вечности с соответствующих этажей - разные параллельные миры, связанные между собой. Вечные тайно влияют на эти миры, предотвращая катастрофы, но всё, что они сделали в одном, отражается и на других, и не всегда лучшим образом.

Для таких манипуляций даже существует интересная теория. То, что сделал Вечный в некотором «столетии», меняет не только последующие, но и предыдущие - но чем дальше от точки ключевого события, тем изменения слабее, так что на некотором расстоянии разница полностью пропадает. Это вам не Брэдбери с его эффектом бабочки.

Единственный способ попасть из одного «столетия» в другое - через искусственное междумирье Вечности или с помощью иной аналогичной технологии (а мы в кульминации узнаём, что таковая существует). Человек, живущий в своём «столетии», так в нём и останется, даже если проживёт на свете больше календарного века.

Едва вы предположите, что там, по ту сторону Вечности, действительно существует единый временной поток - всё сразу же начнёт сыпаться, а повествование потеряет даже малейшее подобие связности и логики.

Зато как история о людях, получивших божественную власть в многоэтажном мультиверсе и не сумевших ею грамотно распорядиться - она чудо как хороша. «Брюс Всемогущий» на максималках.

литература

Previous post Next post
Up