В конце первого - начале второго века среди многочисленных течений, учений и сект молодого христианства появились энкратиты, что значит «воздержанные
( Read more... )
Судя по всему, таких историй не было, потому что мужчине в те времена не жениться было намного проще, чем женщине остаться старой девой против воли родителей.
На эту тему были другие истории. Например, про отца, который стал монахом вместе со своим сыном-младенцем. Мальчик вырос в монастыре, не зная никакой другой жизни, и впервые увидел женщину, будучи уже подростком.
Как я понимаю, такое действительно одно время практиковалось. Монашество далеко не для всех было добровольным выбором.
Имхо, первопричина у религиозной антисексуальности вполне материальная - при уровне тогдашней медицины секс мог закончится массой побочных болячек, начиная от венерических болезней и заканчивая осложнениями при родах. Поэтому для старинных антисексуалов удовольствие от секса - это примерно как удовольствие от героина. Сиюминутный кайф не стоит расплаты в будущем. Потом, понятное дело, на этом фундаменте сформировалась сложная религиозно-культурная надстройка, в которой религиозные идеалы стали ценностью сами по себе, принципиальной.
Средства контрацепции именно в то время были весьма и весьма доступны. Одно из растений, обладавших нужными свойствами, пользовали настолько активно, что использовали целиком - оно больше не растёт в Европе.
С болезнями сложнее, но, например, сифилис - настоящий король ЗППП до появления ВИЧ - пришёл в Европу только после открытия Америки, а прочие болячки числились не настолько серьёзными.
Я читал о таком объяснении сюжета "христианка кончает с собой, чтобы избежать изнасилования", что в древнем Риме законом было запрещено казнить девственниц (уж не знаю, почему), но затем какой-то из императоров решил этот запрет обойти - "нельзя казнить девственниц? ну, у нас будут специальные люди, которые будут лишать их девственности перед казнью!" - и якобы целомудренные христианки убивали себя, чтобы избежать такого изнасилования, предшествовавшего казни. Это объяснение основано на каких-то исторических фактах?
Впервые я встретил упоминание о таком законе в фэнтези, где действие происходило в аналоге Римской империи. После этого ещё несколько раз в контексте "вы представляете, у римлян были, оказывается, вот такие традиции". Однако ни единого упоминания у серьёзных исследователей римских законов и обычаев и ни единой ссылки на источники тех времён.
У меня есть версия на этот счёт. Скорее всего, последовательность тут была обратной. Видя подобные истории в житиях, читатели недоумевали, откуда мог взяться у подсудимых христианок страх, что их непременно изнасилуют. Причём боялись этого только девственницы -- в одной истории мать побуждает к самоубийству своих дочерей, а сама спокойно идёт на мучения.
Раз страх был, значит, он был на чём-то основан. Значит, в Риме была традиция насиловать девственниц перед казнью. Значит, девственниц казнить почему-то было нельзя.
> Перу энкратитов принадлежат жития большинства девственниц-самоубийц. > Но все эти истории меркнут перед историей святой Вильгефортис.
Wilgefortis, она же Ontkommer, она же Kümmernis - это XIV век самое раннее, насколько я знаю. Источники в основном XV-XVI, где-то тогда же и культ закрепляется.
Основная современная версия - что это восточная традиция изображений Христа так преломилась в воспаленном мозгу голландских аборигенов.
Это изображение в длинной тунике (ранний мотив). Но из него сделали статую в полный рост и размер (это уже западная традиция). Вот такая иконография (это из Косьмы и Дамиана в Риме, 8 век).
О, огромное спасибо за информацию. Я-то думал, откуда на иконе святой Вильгефортис взялся скрипач, и почему у неё с ноги падает туфелька. А оно, оказывается, вон откуда.
Занятно. В таком виде, пожалуй, получается ещё лучшая иллюстрация моей мысли. Насколько же укоренилась история непробиваемой несгибаемой девственницы-самоубийцы в христианских умах! Тысячу лет спустя, в совершенно другой стране, пытаясь объяснить непонятное изображение на иконе, первое, что они вспомнили - именно этот сюжет.
Comments 46
И какого пола были энкратиты?
Reply
На эту тему были другие истории. Например, про отца, который стал монахом вместе со своим сыном-младенцем. Мальчик вырос в монастыре, не зная никакой другой жизни, и впервые увидел женщину, будучи уже подростком.
Как я понимаю, такое действительно одно время практиковалось. Монашество далеко не для всех было добровольным выбором.
Reply
Reply
Reply
Потом, понятное дело, на этом фундаменте сформировалась сложная религиозно-культурная надстройка, в которой религиозные идеалы стали ценностью сами по себе, принципиальной.
Reply
С болезнями сложнее, но, например, сифилис - настоящий король ЗППП до появления ВИЧ - пришёл в Европу только после открытия Америки, а прочие болячки числились не настолько серьёзными.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Впервые я встретил упоминание о таком законе в фэнтези, где действие происходило в аналоге Римской империи. После этого ещё несколько раз в контексте "вы представляете, у римлян были, оказывается, вот такие традиции". Однако ни единого упоминания у серьёзных исследователей римских законов и обычаев и ни единой ссылки на источники тех времён.
У меня есть версия на этот счёт. Скорее всего, последовательность тут была обратной. Видя подобные истории в житиях, читатели недоумевали, откуда мог взяться у подсудимых христианок страх, что их непременно изнасилуют. Причём боялись этого только девственницы -- в одной истории мать побуждает к самоубийству своих дочерей, а сама спокойно идёт на мучения.
Раз страх был, значит, он был на чём-то основан. Значит, в Риме была традиция насиловать девственниц перед казнью. Значит, девственниц казнить почему-то было нельзя.
Так и родился миф.
Reply
Reply
Reply
> Перу энкратитов принадлежат жития большинства девственниц-самоубийц.
> Но все эти истории меркнут перед историей святой Вильгефортис.
Wilgefortis, она же Ontkommer, она же Kümmernis - это XIV век самое раннее, насколько я знаю. Источники в основном XV-XVI, где-то тогда же и культ закрепляется.
Основная современная версия - что это восточная традиция изображений Христа так преломилась в воспаленном мозгу голландских аборигенов.
Reply
Однако же должен заметить, что сама по себе история вполне вписывается в общий канон, разве только выделяется некоторой паранормальной упоротостью.
Интересно, как это должны были изображать Христа, что эта традиция столь причудливо преломилась...
Reply
Посмотрите "Volto Santo di Lucca". Вроде бы этот тип считается исходником. Там даже сиськи грудь при желании углядеть легко.
https://en.wikipedia.org/wiki/Holy_Face_of_Lucca
Это изображение в длинной тунике (ранний мотив). Но из него сделали статую в полный рост и размер (это уже западная традиция). Вот такая иконография (это из Косьмы и Дамиана в Риме, 8 век).
( ... )
Reply
Занятно. В таком виде, пожалуй, получается ещё лучшая иллюстрация моей мысли. Насколько же укоренилась история непробиваемой несгибаемой девственницы-самоубийцы в христианских умах! Тысячу лет спустя, в совершенно другой стране, пытаясь объяснить непонятное изображение на иконе, первое, что они вспомнили - именно этот сюжет.
Reply
Leave a comment