Масанобу Фукуока - НЕПРАВИЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ. Пределы аналитических знаний

Jun 01, 2021 23:09

2. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ

Пределы аналитических знаний

Научный метод состоит из четырех основных шагов. Первый - это сознательно сосредоточить внимание на чем-то, а также мысленно наблюдать и исследовать это. Второй шаг - использовать свои способности различения и рассуждения, чтобы выдвинуть гипотезу и сформулировать теорию, основанную на этих наблюдениях. Третий - эмпирически раскрыть единый принцип или закон из совпадающих результатов, собранных посредством аналогичного опыта и повторных экспериментов. И, наконец, когда результаты индуктивных экспериментов были применены и подтвердились, последний шаг - принять это знание как научную истину и подтвердить его полезность для человечества.
Поскольку этот процесс начинается с исследования, которое различает, разбивает и анализирует, истины, которые он улавливает, никогда не могут быть абсолютными и универсальными. Таким образом, научное знание по определению фрагментировано и неполно; независимо от того, сколько битов неполных знаний собрано вместе, они никогда не могут составить полное целое. Человек считает, что продолжающееся расчленение и дешифрование природы позволяет делать широкие обобщения, дающие полную картину природы, но это только разбивает природу на все более мелкие и мелкие фрагменты и сводит ее к еще большему несовершенству.
Суждение человека о том, что наука понимает природу и может использовать ее для создания более совершенного мира, оказало прямо противоположный эффект, сделав природу непостижимой, и отвлекло человека от природы и ее благ, так что теперь он с радостью собирает урожай искусственных культур, намного уступающих по качеству тем что из природы.
Чтобы проиллюстрировать это, давайте рассмотрим ученого, который приносит образец почвы обратно в лабораторию для анализа. Обнаружив, что образец состоит из органического и неорганического вещества, он делит неорганическое вещество на его компоненты, такие как азот, калий, фосфор, кальций и марганец, и исследует, скажем, пути, по которым эти элементы усваиваются растениями.
Затем он сажает семена в горшки или небольшие тестовые участки, чтобы изучить, как растения растут в этой почве. Он также внимательно изучает взаимосвязь между микроорганизмами в почве и неорганическими компонентами почвы, а также роль и влияние этих микроорганизмов.
Пшеница, которая растет сама по себе из упавших семян в открытом грунте, и пшеница, посаженная и выращенная в лабораторных горшках, идентичны, но человек тратит много времени, усилий и ресурсов на выращивание пшеницы, все из-за своей слепой веры в его способности выращивать больше и лучше пшеницы, чем природа. Почему он верит в это?
Рост пшеницы зависит от условий, в которых она выращивается. Заметив разницу в размере колосьев пшеницы, ученый приступает к расследованию причины.
Он обнаруживает, что, когда в почве в горшке слишком мало кальция или магния, рост замедляется и листья опадают. Когда он искусственно добавляет кальций или магний, он отмечает, что скорость роста увеличивается и образуются крупные зерна. Довольный своим успехом, ученый называет свое открытие научной истиной и рассматривает его как безошибочный метод совершенствования растений.
Но настоящий вопрос здесь в том, была ли нехватка кальция или магния истинным дефицитом. Что является основанием для того, чтобы назвать это недостатком, и действительно ли назначенное лекарство отвечает наилучшим интересам человека? Когда в поле действительно отсутствует какой-либо компонент, первое, что нужно сделать, - это определить истинную причину дефицита. Однако наука начинает с лечения наиболее очевидных симптомов. Если есть кровотечение, оно останавливает кровотечение.
При дефиците кальция сразу применяется кальций.
Если это не решит проблему, тогда наука посмотрит дальше и может выявить любое количество причин: возможно, чрезмерное применение калия уменьшило усвоение кальция растением или изменило содержание кальция в почве в форму, которая не может быть усвоена.
Это требует нового подхода. Но за каждой причиной есть вторая и третья причина. За каждым явлением стоит основная причина, главная причина, фундаментальная причина и способствующие факторы. Многочисленные причины и следствия переплетаются в сложный узор, который оставляет мало шансиков найти ключ к истинной причине. Даже в этом случае человек уверен в способности науки найти истинную причину посредством настойчивых и все более глубоких исследований и разработать эффективные способы решения проблемы. Но насколько далеко он может зайти в своем исследовании причин и следствий?

В природе нет причинно-следственной связи

За каждой причиной кроется бесчисленное множество других причин. Любая попытка проследить их до их источников ведет лишь еще дальше от понимания истинной причины.
Когда кислотность почвы становится проблемой, сразу приходят к выводу, что в почве недостаточно извести. Однако этот недостаток извести может быть вызван не самой почвой, а более фундаментальной причиной, такой как эрозия почвы в результате многократного культивирования почвы, прополки ее; или, возможно, это связано с количеством осадков или температурой. Применение извести для снижения кислотности почвы, которая, как считается, является следствием недостаточного количества извести, может вызвать чрезмерный рост растений и еще больше увеличить кислотность, и в этом случае можно спутать причину со следствием. Меры по контролю кислотности почвы, принятые без понимания того, почему почва вообще стала кислой, могут как продлить кислотность, так и снизить ее.
Сразу после войны я в большом количестве использовал в своем саду опилки и щепу.
Эксперты по почвам выступили против этого, заявив, что органические кислоты, образующиеся при гниении древесины, скорее всего, сделают почву кислой, и что для ее нейтрализации мне придется вносить большое количество извести. Но почва не стала кислой, поэтому известь не понадобилась. Когда бактерии начинают разлагать опилки, образуются органические кислоты. Но по мере повышения кислотности рост бактерий прекращается, и плесень начинает разрастаться.
Когда почва предоставлена самой себе, плесень в конечном итоге заменяется другими грибами, которые разрушают опилки до целлюлозы и лигнина. Почва в этот момент не является ни кислой, ни щелочной, но колеблется около точки равновесия.
Решение противодействовать кислотности гниющей древесины с помощью извести касается только ситуации в конкретный момент времени и при определенных предполагаемых условиях без полного понимания причинно-следственных связей.
Previous post Next post
Up