Его называли «цветком зла», «белокурой бестией», «особой породой с летучим намеком на душевный вывих». Он показал магическую силу порока. Его красота одновременно восхищала и отталкивала. Кажется, он был рожден для «Гибели богов» и «Людвига». И, если бы Хельмута Бергера (Helmut Berger) не существовало, его стоило бы выдумать.
"Yes I am tainted by the beautiful things in life. But to all those who only want to see my as an agent provocateur and an excentric I can only say: With every day of my life the number of people I don't give a damn about grows and grows."
Биография Бергера одна из самых противоречивых и насыщенных которые когда либо существовали.
Киноактер Хельмут Штайнбергер, в отличие от Арнольда Шварценеггера, оставившего без изменений свою длинную фамилию, начав сниматься в кино, сократил свою до Бергера. Но это было потом...
Хельмут родился 29 мая 1944 года в Австрии, в небольшом курортном городке Бад-Ишль. Рос мальчик уже в столице австрийской федеральной земли Зальцбург, где учился в колледже монахов-францисканцев. Его семья занималась вполне прозаическим гостиничным бизнесом, и Хельмут, которого всегда манили легкость, красота и мода, не собирался продолжать дело отца - с детства он мечтал об актерской карьере, и мать поддерживала его в этом стремлении. Ну а отец, конечно же, считал это занятие несерьезным.
Когда юноша окончил колледж в Зальцбурге, ему было 18 лет. Он был полон надежд и отправился покорять мир, точнее, сначала - столицу Австрии. По прибытии в Вену он стал брать уроки сценического мастерства у педагогов местной Драматической школы и учить английский язык, пытаясь отделаться от австрийского акцента, - считал, что для успешной карьеры актера это может стать препятствием. Ну а потом начались путешествия по Европе: он жил в Швейцарии, Франции, Англии и, наконец, доехал до Италии. В итальянском городе Перудже он поступил в университет для иностранцев, где учил итальянский язык. На пути к актерской деятельности молодой красавец перепробовал немало профессий: снимался в рекламе для телевидения, был фотомоделью для модных глянцевых журналов и статистом в ряде итальянских картин. В 1964 году он дебютировал в эпизоде французского фильма Роже Вадима "
Карусель". В том же году на одном из модных показов его увидел знаменитый итальянский кинорежиссер Лукино Висконти. Его поразила красота Хельмута, и Висконти попытался приблизить его к себе: приглашал на вечеринки, посылал кучу подарков. Великий итальянец был на 38 лет старше манекенщика, однако это не помешало их сближению.
Хельмут Бергер и Лукино Висконти
Спустя два года Бергер уже снимался у Висконти. Киноновелла "Ведьма, сожженная заживо" для альманаха "Ведьмы" стала для молодого актера пробным шаром. Благодаря своим внешним данным и артистизму Хельмут Бергер под руководством маститого режиссера достиг вершин актерского мастерства и по праву стал называться "актером Висконти". Режиссер открыл своему любимцу путь к большим ролям.
Ведьмы (1967)
С выходом фильма "Гибель богов" имя Хельмута Бергера встало в один ряд с именем его великого друга. Обольстительное животное, белокурая бестия с порочным взглядом, журналы писали о нем: тот как будто был рожден для "Гибели богов", для роли Мартина фон Эссенбека - негодяя, растлителя, выродка в его славном семействе сталелитейных промышленников, цветка зла, притом зла магического, магнетического, завораживающего. Висконти, в свое время сам не устоявший перед этим соблазном, в "Гибели богов" никому не дал устоять перед ним: ни невинной маленькой девочке, над которой Мартин надругался, ни правильному юноше-кузену, ни его безумной матери. Роль эксцентричного наследника немецких фабрикантов принесла Бергеру бешеный успех, который через несколько лет был закреплен благодаря роли баварского короля Людвига II в фильме Висконти "Людвиг". Его перевоплощение в короля Баварии, человека с чистой, хоть и больной душой, мечтавшего построить государство красоты и гармонии, было удивительным.
Гибель богов (1969)
Роми Шнайдер и Хельмут Бергер в фильме "Людвиг" (1972)
Лукино Висконти, Роми Шнайдер и Хельмут Бергер
Дориан Грей (1970)
Снимаясь у Висконти, Хельмут Бергер параллельно исполнял роли в фильмах других значительных мастеров мирового кино. Он работал не только в Италии с такими кинематографистами, как Витторио Де Сика и Флорестано Ванчини, но и в других странах. Бергер крепко держал высокий уровень актерской игры, заданный маэстро Висконти, и таким образом завоевал общественное признание как один из лучших актеров мирового кинематографа.
Роли получались удачными, может быть оттого, что смертельно больной Висконти из своей инвалидной коляски поддерживал своего любимца морально. Перед смертью он не расставался с фотографией Хельмута. "Семейный портрет в интерьере" (1974) стал последней совместной работой Бергера и Висконти и последней "звездной" ролью актера.
Сад Финци-Контини (1970)
Карусель (1973)
Романтичная англичанка (1975)
В 1976 году великий режиссер умер, и на этом закончилась блистательная кинокарьера Бергера. Актер тяжело переживал смерть старшего друга. "Трагедия моей жизни в том, что я овдовел в 32 года", - говорил он. В первую годовщину смерти Лукино Висконти Бергер даже пытался покончить жизнь самоубийством. Слава актера угасала: он как будто утратил художественные критерии и требовательность в выборе предлагаемых ролей. Холодный красавец арийской внешности, некогда работавший с лучшими кинорежиссерами мира, стал сниматься в низкопробных лентах и фактически пережил свой творческий закат. Его жизнь также пошла под откос: пьянство, бесчинства, загулы... В эти годы Бергер был одним из главных персонажей европейской светской хроники. Он вращался в мире богатых и знаменитых, порой доводя до обморока даже их, циничных и роскошествующих. Однажды во время морского круиза на корабле Аристотеля Онассиса он появился к обеду практически голым, вызвав гнев греческого миллионера, который распорядился выбросить за борт все десять чемоданов от "Louis Vuitton", принадлежащих возмутителю спокойствия. Бергер заказал у "Bulgari" шлем из золота и носил его. В своей автобиографии "Я" ("Ich") актер описал свои сексуальные встречи. "Если хотя бы половина из того, что Бергер написал в своей книге, - правда, то через его постель прошли чуть ли не все мировые знаменитости", - писали критики. Бергер упомянул о своей близости с Роми Шнайдер и Лиз Тейлор, с Рудольфом Нуреевым и с Миком Джаггером. "Журналисты хотели жратвы, и я ее сервировал", - вспоминает он сейчас.
"Я не знаю, что такое мораль. Я не знаю, что такое аморальность. Я знаю лишь, что такое совесть", - говорит Хельмут Бергер в одном из крайне редких интервью газете Frankfurter Allgemeine. "К сожалению, Роми всегда влюблялась в свиней", - замечает он походя в том же интервью об Алене Делоне. "Он не актер, а проститутка", - отмечает далее Бергер. Брандауэр сыграл, по его мнению, "лишь одну приличную роль - Мефисто", а из-за Софи Лорен Бергер не желает больше смотреть на церемонию вручения "Оскаров": "В первом ряду сидит эта старая корова в парике и с беспардонным декольте. Что за безвкусица!".
Салон Китти (1975)
Vogue Paris April 1970
С Маризой Беренсон. Фото Дэвида Бэйли
Cine Revue Photos - July 1980
С Бьянкой Джаггер
С актрисой Вирной Лизи
С Линдой Блэр, 1976
С Шарлоттой Рэмплинг
Бергер не раз пытался зажить "обычной" жизнью, но всегда безуспешно. В середине 90-х он даже женился на актрисе Франческе Гуидато. Этот скоропалительный брак сам актер называет несчастным случаем. По признаниям Бергера, у него есть сын - красивый парень и такой же безумец, как отец. Имя сына, по договоренности с его матерью, навсегда останется тайной.
В 1984 году рейтинг популярности актера немного повысился после выхода на телеэкраны американского телесериала "Династия", в котором актер исполнил роль европейского плейбоя. В 1990 году он попал в эпизод третьей части "Крестного отца". Но никогда больше Бергер не смог (или не захотел) появиться в прежнем амплуа.
Династия (1981-1989)
"Фантомас" (сериал, 1980)
Сейчас Бергер остепенился, его уже не интересуют светские тусовки, дискотеки и секс. Изысканный красавец превратился в потертого, одутловатого пожилого мужчину. Он живет в Зальцбурге с престарелой матерью, но мечтает перебраться в Рим, туда, где был счастлив в молодые годы.
"Many people only see me as an extravagant scandal-guy. But I am an actor. I show my feelings so that people can read them like a book. I have learned from great directors like Visconti, Tinto Brass, de Sica. They have changed me. With every new film I make, I wonder what Luchino would say about my part. He talks to me in my dreams and even now, when I write this down. He is with me and saves me. He keeps the hope alive that everything will be fine. But will I ever be able to love again so deeply? I think I have had it! I take a lot of power from nature nowadays. I go to the country, visit friends in Upper Austria and relax. I read Musil and erotic books. My wildest days are over. Only sometimes I allow myself to act crazy. When I travel. Shopping- and party-orgies. But even when Luchino was alive I could have a quiet day without any action. Well, of course I became a bit restless on the second day. If I don't feel free, I just leave. There are so many beautiful things, I would not want to miss them. I went out or drove to Ischia. You know, life goes on. And today? I am still curious about new roles, new impressions, my friends and about myself. You know, I like myself. I am what I am. Take me or leave me!" - Helmut Berger
Источник:
Былая слава Бергера. Кирилл Погодин
ССЫЛКИ:
Ich. Die Autobiographie. - автобиография Хельмута Бергера