Norman Parkinson: харизматичный эксцентрик

Jul 27, 2009 04:44


Норман Паркинсон (Norman Parkinson) был неисправимым романтиком. Он твердо верил, что фотография не является искусством. Он советовал молодым фотографам "делать свои снимки так, чтобы они были полны радости, солнечного света, излучали счастье и выглядели соблазнительно". Хотя из такой рекомендации может возникнуть впечатление, что мастер не считал, что его "ремесло" имеет особо широкие возможности, тем не менее его собственный талант никак не назовешь ограниченным. На протяжении ряда десятилетий Паркинсон оставался одним из самых выдающихся британских фотографов в области портрета и моды.



NORMAN PARKINSON, 1960













Tiered Evening Dress, March, 1951



* "A photographer without a magazine behind him is like a farmer without fields."
* "I like to make people look as good as they‘d like to look, and with luck, a shade better."
* "The camera can be the most deadly weapon since the assassin‘s bullet. Or it can be the lotion of the heart."
Norman Parkinson


 

British fashion and portrait photographer Norman Parkinson

Мистер Такт
Автор: Виктория МУСВИК victorieuse
Источник: Время новостей

Солнечный день, светлое платье, светящиеся в луче волосы, смеющееся женское лицо. «Гляди-ка! Да у нее конопушки!» -- говорит одна молоденькая посетительница другой. «Господи, этот Паркинсон -- абсолютно нормальный человек, ну наконец-то хоть один», -- это уже посетитель постарше своей жене. «Да все с ним ясно, снимки сделаны для конкретных целей. Журналы, реклама -- это не искусство», -- бурчит себе под нос пожилой фотограф с камерой. «Этот Паркинсон» был бы, скорее всего, доволен такой оценкой своих работ. Фотограф, сказавший как-то, что «камера может быть смертельным оружием, сравнимым с пулей убийцы, а может быть бальзамом для сердца», в другой раз посоветовал молодым коллегам делать снимки, которые были бы «полны радости, солнечного света, излучали счастье и смотрелись соблазнительно». Великий экспериментатор с цветом, светом, формой, который вывел английскую фотографию на улицу, он считал себя ремесленником и практиком -- и умер на съемках в 1990 году. Харизматический эксцентрик Паркс, раскрепощавший самых зажатых моделей одним своим видом, за семь десятилетий успел поработать практически со всеми знаменитыми людьми, от Одри Хэпберн до Дэвида Боуи, с ведущими журналами своего времени (Vogue, Harper's Bazaar, Town and Country, Bystander). Элегантный усач под два метра ростом, он при всей своей колоритности умудрялся тактично уходить на второй план и соблюдать чужое «прайваси». Норман Паркинсон с его парадоксальным соединением импульсивности и точного композиционного расчета, умением через тактичные намеки показать самое нутро повседневных явлений, сердцевину окружающего мира -- не просто воплощение английского духа и стиля. Он художник, связанный неочевидной, но легко обнаруживаемой нитью с иной, немодернистской традицией визуального осмысления реальности.



Norman Parkinson with Niki de Saint Phalle sculpture, Town and Country, 1982

Уже в ранних фотографиях Паркинсона конца 30-х годов можно увидеть три «фирменных» составляющих его стиля: склонность к художественному эксперименту, увлеченность концепцией красоты и безграничное уважение к людям и -- шире -- всем явлениям мира. Эти работы так изящно и легко перекликаются с ведущими тенденциями эпохи, что их можно было бы назвать вторичными, но это было бы большой ошибкой. Скорее они ироничный комментарий (то, что англичане называют tongue-in-cheek) «на полях» модернистского «проекта». Паркинсон родился в 1913-м, начал снимать в 1931-м, утвердился в профессии где-то к 1935-му, то есть одновременно с Мартином Мункачи, Анри Картье-Брессоном и Брассаем. Свои первые неученические работы он делает спустя десятилетие после знаменитых конструктивистских экспериментов Родченко или фотограмм Мана Рэя и Ласло Мохой-Надя. Влияние последних как будто очевидно в фотографиях «Близнецы Паджетт» или «Миссис Ф.-Г. Майлс, дизайнер аэропланов». Однако идеология этих снимков прямо противоположна авангарду: если тот идет от формы и часто равнодушен к объекту, то у Паркинсона живой интерес к последнему главенствует.



Norman Parkinson and Fashion Model at Bloomingdales



Возьмем, к примеру, женские образы. В его снимках мы не найдем холодного, незаинтересованного взгляда на модель, который американка Венди Штайнер в своей недавней книге «Венера в изгнании» приписывает художнику-модернисту, связывая его со страхом перед женским началом и - шире - перед невозможностью контроля над жизнью. Работы Паркинсона к тому же идут вразрез и с современной традицией глянцевой фотографии. Они, как ни странно, принципиально антигламурны -- полезно сравнить теплоту улыбки Нены Турман (кстати, ее «открыл» именно Паркинсон) и образ холодной красавицы, созданный на полвека позже ее дочерью Умой. В паркинсоновском взгляде нет и приторной слащавости или сюсюканья, хотя много теплоты и иронии -- возьмем ли мы его «Обнаженную в ванной» или забавнейшую «Венду и корову». И вот ведь незадача - мужской, «присваивающий» взгляд, оказывается, вопреки убеждениям феминисток, вовсе не унижает женщину. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на ранние изображения жены фотографа Венды и ее же поздний снимок 1975 года (ей - 52): обнаженное тело, стареющая женщина, взгляд мужчины, полный любви. Красота, как будто говорит Паркинсон своими работами, должна быть живой, а не мертвой, утилитарность не обязательно строится на грубом использовании или игре на низменных чувствах или комплексах. Эти идеи связи красоты и блага или искусства и практических целей вполне себе ренессансны. И становится понятно, что за этими хорошенькими личиками и игрой в «ремесленника» для Паркинсона стоит нечто гораздо более серьезное -- четкая жизненная и художественная позиция.





Norman Parkinson, at Queen, 1962

Достаточно взглянуть на его репортажи: исследование жизни шахтеров-валлийцев и их семей во время депрессии, снимки для журнала Bystander, послевоенные работы. В них нет описания окружающих ужасов -- Паркинсон не спекулирует на человеческом несчастье. Шахтерские жены улыбаются, оставшиеся после войны без мужей женщины -- водители грузовиков хороши собой и отлично выглядят в широких брюках и косынках на непокорных кудрях. Но вся боль мира глядит на нас глазами, кричит глубокими морщинами на лице «Жены уэльского шахтера в возрасте 54 лет» - и вот оказывается, что социальная критика может быть и такой.

И еще кое-что. Мягкость, красота, такт работ Нормана Паркинсона как будто принципиально невыразимы словами -- как невозможно описать, что так трогает нас в улыбке Джоконды. И эта невозможность проговаривания - еще одно качество, соединяющее его работы с предыдущей художественной традицией как бы через голову всего XX века, да и предшествовавшего XIX. Эта невыразимость к тому же каким-то неуловимым образом завязана на эксперимент и композиционное новаторство. Удивительный оттенок розового в «Осенней фуксии» (обложка для Vogue 1957 года) невозможно описать, а композиции снимков так и хочется зарисовать. Это нежелание Паркинсона разжевывать на кусочки, делая из визуальных образов удобоперевариваемую кашицу слов и значений, - достаточно редкое качество в современном мире, где художники, как кажется, разучились «говорить цветами» и норовят к каждому произведению написать многотомное объяснение по поводу его вполне тривиальной идеологии и совершенно неочевидной художественной ценности.













Wedding Outfits, 1938







1937 Pamela Minchin Clothes by Sequoia



1938 Duchess of Leeds (nee Amelia de Malkhozouny)



1939 Pamela Minchin Swimsuit by Fortnum & Mason



1938



Edward James with his death mask of Napoleon,1938



Vogue, July 1945



Vogue, March 1945





Vogue, May 1948



Wenda Parkinson ,Vogue, May 1948



Wenda Parkinson (née Rogerson), 1949



Wenda, Times Square NYC, September 1949



Wenda Parkinson (née Rogerson), 1949











Barbara Goalen (Mrs Nigel Campbell); Wenda Parkinson (née Rogerson), 1949



Wenda Parkinson











Tessa Parkinson



Tessa Parkinson, Vogue, August 1947



Vogue, December 1947





Vogue, 1948



Vogue, April 1950



Fairy, Brooklyn Bridge, 1949



Glamour, New York Style 1949


 
Carol Anderson, 1949



Anne Chambers in Michael Sherard's Bell-sleeved Duffle Jacket, 1949


 

Anne Chambers ('Spring Hats in Bath'), 1948



One Man Band, Barbara Goalen, 1949


 



Lisa Fonssagrives, Park Ave, New York 1949









Vogue, January 1949








Vogue, march 1951



Della Oake, 1951



Lady Curre's Foxhounds, 1951



Vogue 1955



Vogue, February 1950













The New Mayfair Edwardians (Peter Coats; William Ackroyd; Mark Gilbey), 1950



Montgomery Clift, 1952



Model Wearing a Legroux Soeurs Hat, 1952





Young Idea at Brussles Fair, 1958



British Vogue, May 1950



Dior Evening Dress, May 1950



Ann Gunning Modeling for British Vogue

 

Miss Clarke Modeling for British Vogue



Jean Patchett, 1949



Balenciaga Dress, Regine, Vogue 1950



Dorian Leigh, American Model London, 1957



Adèle Collins, 1959



Anne Gunning, India, British Vogue, 1956



Barbara Mullen, Lake Kashmir, India, British Vogue, 1956







Carmen del' Orifice on Power Boat, 1959



Carmen in the Bahamas with Turtle on Head














 

 

VOGUE 1950



Design by Aquascutum, Ltd., ca. 1951.


 






Vogue May 1958







Charles Creed with a fashion model, 1953



(Henry) Digby Morton with a fashion model



Elspeth Champcommunal with Fiona (née Campbell-Walter), Baroness Thyssen and one other fashion model



Guiseppe Gustavo Mattli with three fashion models



John Bryan Cavanagh with two fashion models



Michael (Michael DonÈllan) with two fashion models



Peter Russell with two fashion models



Sir (Edwin) Hardy Amies with two fashion models



Sir Norman Hartnell with two fashion models



Victor Frank Stiebel with two fashion models





Queen, January 3, 1962



Florence, 1961



Model in yellow, Tahiti, US Vogue, 1965



Pastrie, Mexico, Queen magazine, 1966










 







Melanie Hampshire; Jill Kennington, 1963









The Beatnicks, Queen, 1960





Phone Box, London, 1963



Traffic Queen, 1960 by Norman Parkinson





Ann Larson; Primrose Austen; Mary O'Flaherty; Adam Faith; Jill Kennington; Celia Hammond, 1962







Celia Hammond and two Kittens



Stretch Jump Suits (nine unknown models), 1968


 


 







1970



1972



Appollina van Ravenstein and giant turtle, Seychelles, British Vogue, 1973


 

Jan Ward, 1970



Judi Bowker, 1974



Jerry Hall, 1975






 




 

Antonio Lopez filming model Jerry Hall



Apollonia van Ravenstein Modeling Swimwear



Andrea Holterhof, French Vogue 1979







Seagulls Flying Above a Fashion Model



The Marchioness of Tavistock with Baby Tiger, 1974





YSL by Norman-Parkinson



Irene Jimenez de la Iglesia, 1981



Arianna Huffington at Cape Sounion 1983







Ann Getty Kneeling on Silk Divan



Carmen Dell'Orefice at The Elms


 

Carmen Dell'Orefice, 1981



Frauke with Masked Carnival Revelers in 17th Century Costume


 




 


 




 






Viscount Thurso wearing an Aquascutum Ltd.-designed ensemble, ca. 1985


 







WENDA PARKINSON


 





Wenda Parkinson Modeling on a Canoe 1956



Wenda Parkinson Modeling on a Street


 


 




 


 

Wenda



January 1955 Wenda Parkinson, the wife of fashion photographer Norman Parkinson


 



PORTRAITS



MICHEL MORGAN




 

Audrey Hepburn, Vogue, 1955



Elizabeth Taylor


 





Elizabeth Taylor



Gary Cooper


 



Katharine Hepburn


 

Bianca Jagger


 


 

Sir Michael Philip ('Mick') Jagger and Jerry Hall, 1981



Claudia Cardinale



Dorothy Tutin Smoking



Enid Boulting, 1950



Her Royal Highness Princess Anne poses for a 21st birthday portrait with a backdrop by Gordon Davis.



Iman



Iman Modeling at the Musee de l'Orangerie



Ivana Trump in Opulent Dining Room


 

Joan Collins



Kathleen Ferrier, for Vogue, 1952



Leslie Caron Posing in Puffy Cocktail Dress



Marlene Dietrich



Portrait of Marlene Dietrich taken at the Cafe de Paris, London


 

Ava Gardner, 1953



Barnaby Rampling; Charlotte Tessa Rampling, 1975



Princess Anne, 1969



Katharine Ross


 

Raquel Welch, 1967



Robert Helpmann and Margot Fonteyn, Vogue, 1951



Uma Thurman's Mother Nena Von Schebrugge


 

Vanessa Redgrave rehearses for Karel Reisz's film Isadora.



Дэвид Боуи, 1977



Diana Vreeland, 1978



John Huston, 1955



Julie Elizabeth Andrews, 1954



Lady Melissa Eva Caroline Brooke (nÈe Wyndham-Quin); Caroline Olein Geraldine (Wyndham-Quin), Marchioness of Waterford



Loel Guinness; Victoria Guinness; Alexandra Guinness, 1967



Lord Snowdon, 1969



Margaret Hilda Thatcher (nee Roberts), Baroness Thatcher, 1981



Stella McCartney, 1975



'The Young Look in the Theatre', 1953



Yves Saint Laurent; Loulou de la Falaise, 1974



Jean Seberg, 1957



Cecil Beaton, 1969



Cecil Beaton, 1972



Joseph Losey, 1955



The Rolling Stones (Bill Wyman; Michael ('Mick') Jagger; Keith Richards; Charles Robert ('Charlie') Watts; Brian Jones), 1964



The Beatles (George Harrison; Sir (James) Paul McCartney; Ringo Starr (Richard Starkey); John Lennon, 1963

Ссылки:

Norman Parkinson Archive



On shelves this fall, Norman Parkinson: A Very British Glamour (Rizzoli) provides the most comprehensive collection of the famous fashion photographer's work to date.

A Photographer's 50 Years in Fashion: No Still Life by Michael Gross, 1987

photographers

Previous post Next post
Up