Я сейчас читаю Christopher Vogler "The Writer's Journey: Mythic Structure for Writers". Это том, в котором свыше трехсот страниц. На русском эта великолепная книга не выходила. Так как на триста страниц у меня кишка тонка, я решил перевести пять-шесть, которые неизвестные адаптировали до меня. Судя по тому, что я читаю, это довольно близко к тексту книги.
Оригинал:
http://www.skepticfiles.org/atheist2/hero.htm Да, и еще. "Короля Артура" я не читал к своему стыду ни в каком виде. Там, где у меня были сомнения, я поставил примечания.
И еще. Текст не вычитывал, перевел за пару часов наскоком. Естественно, могут быть шероховатости.
Практическое руководство к "Тысячеликому герою" Джозефа Кэмпбелла
Крис Воглер
перевод с адаптированного варианта
В конечном итоге, самой влиятельной книгой двадцатого века может оказаться "Тысячеликий герой" Джозефа Кэмпбелла.
Неоспорим тот факт, что эта книга серьезно повлияла на писателей и рассказчиков, а больше всего - на киноиндустрию. Осознанно или нет, но такие кинематографисты как Джон Бурман, Джордж Миллер, Стивен Спилберг, Джордж Лукас и Фрэнсис Коппола обязаны своими успехами вечной схеме, которую Кэмпбеллу удалось выявить в своей книге.
Идеи этой книги - великолепный набор аналитических инструментов. С их помощью вы можете сочинить историю, подходящую для любой ситуации, сильную, зрелищную и психологически достоверную.
С ними вы всегда можете определить, ошибки в неудачном рассказе, а также лучше справиться почти с любой трудность в ходе написания, изучив изложенную в книге схему.
В этой книге нет ничего нового. Идеи, содержащиеся в ней, старше пирамид, древнее Стоунхенджа, и появились раньше первых наскальных рисунков.
Заслуга Кэмпбелла в том, что он собрал эти идеи вместе, разобрался в них, описал их и назвал. Он первым показал схему, в которую укладывается каждая рассказанная история в мире.
Кэмпбелл - исследователь мифов и пишет о мифах. В ходе своих исследований он обнаружил, что мифы всего мира в целом - одна и та же история, пересказанная с бесконечными вариациями.
Он открыл, что все рассказы, осознанно или нет, следуют древним схемам мифа, и все истории, от пошлых шуток до лучших образцов литературы могут быть изложены в терминах "ГЕРОЙСКОГО МИФА", "МОНОМИФА", принципы которого он и изложил в книге.
Кэмпбелл был учеником швейцарского психолога Карла Юнга, и идеи в "Тысячеликом герое" часто определяют как юнгианские. Книга основана на архетипах Юнга, постоянно повторяющихся персонажах, которые встречаются не только в снах всех людей, но и в мифах всех культур.
Юнг считал, что эти архетипы являются отражениями человеческого разума - что наш разум делит себя на персонажей, которые и разыгрывают нашу жизнь, будто в пьесе.
Повторяющиеся персонажи геройского мифа, такие как молодой герой, старый мудрец, ежесекундно меняющаяся женщина, темный враг, идентичны архетипам человеческого разума. Вот почем мифы и истории, созданные по их модели, всегда психологически достоверны.
Такие истории - достоверные модели работы человеческого разума, верные карты психики. Они психологически точны и реалистичны даже в том случае, если описывают фантастические, невозможные, нереальные события.
Это и есть причина универсальной силы таких историй. Истории, построенные по модели "Тысячеликого героя", обращены к каждому, так как они происходят из общего источника коллективного бессознательного и потому что они отражают общие опасения. Они имеют дело с вечными вопросами, такими как "Почему я родился?", "Что случится, когда я умру?", "Могу ли я преодолеть жизненные трудности и обрести счастье?".
Идеи в этой книге помогают понять любую человеческую проблему. Это не только ключ к жизни, но и важный инструмент по обращению с массовой аудиторией. Эти принципы понимали Христос, Гитлер, Мухаммед и Будда.
Чтобы понять идеи геройского мифа, надо прочесть книгу, а также побольше мифов, что в принципе одно и то же, так как большая часть книги - пересказ Кэмпбеллом мифов для подтверждения своей позиции.
Кэмпбелл на странице 245 кратко излагает суть геройского мифа. Но так как он использует специальные технические термины, которые не понять, не прочтя предыдущие страницы, я решился на вольность и немного поправил его изложение, пересказав геройский миф по-своему. Вы можете сделать то же самое. Каждый рассказчик использует миф в своих интересах. Вот почему герой - тысячеликий.
Герой в своем приключении проходит следующие стадии:
1) ГЕРОЙ ПОКАЗАН В ЕГО ОБЫЧНОМ МИРЕ
Большинство историй разворачиваются в особом мире, мире, который является для героя новым и чуждым. Если вы хотите рассказать историю о рыбе, вытащенной из воды, сначала вам надо показать рыбу в привычном ей окружении. В СВИДЕТЕЛЕ вы видите мальчика-амиша и полицейского в их обычных мирах, а затем их вталкивают в чужие - сельский паренек оказывается в городе, а городской страж порядка - в незнакомой ему сельской местности. В ЗВЕЗДНЫХ ВОЙНАХ вы видите сельского паренька Люка Скайуокера, которого все достало до судорог, а потом он покоряет вселенную.
2) ПРИЗЫВ К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ
Герой сталкивается с проблемой, испытанием, приключением. Может быть, земля угасает, как в историях про Артура и Священный Грааль (прим. Что там было с землей? Кто-нибудь читал?). В ЗВЕЗДНЫХ ВОЙНАХ, опять же, это голографическое послание принцессы Леи к Оби Ван Кеноби, который просит Люка присоединиться к нему. В детективах роль призыва исполняет новое дело. В романтических комедиях это может быть первое впечатление от того особенного -- но раздражающего персонажа, которого герой или героиня будут преследовать весь остаток фильма (как вариант - будут с этим персонажем на ножах).
3) В НАЧАЛЕ ГЕРОЙ БЕЗ ЭНТУЗИАЗМА ОТНОСИТСЯ К ПРИКЛЮЧЕНИЮ
Чаще всего герой задерживается на пороге, за которым начинается приключение. У него возникает самый сильный из всех страхов - страх неизвестного. Люк отказывается лететь с Оби Ваном и возвращается к дому тети и дяди, чтобы обнаружить, что их поджарили имперские штурмовики. Внезапно (sic!) Люк больше не отказывается, а жаждет приключения. У него теперь есть мотивация.
4) ГЕРОЯ ПОДТАЛКИВАЕТ К ПРИКЛЮЧЕНИ МУДРЕЦ
К этому времени во многих историях появляется типаж вроде Мерлина, это ментор героя. В ЧЕЛЮСТЯХ это персонаж Роберта Шоу, который знает об акулах все; в мифологии ситкома Мэри Тайлер Мур - это Лу Грант. Ментор предлагает советы и иногда - волшебное оружие. Оби Ван Кеноби дарит Люку световой меч его отца. Ментор обычно дальше с героем не идет. Обычно герой должен самостоятельно столкнуться с неизвестным. Иногда старик необходим для дачи герою пинка под зад, чтобы начать приключение.
5) ГЕРОЙ ПЕРЕСТУПАЕТ ПЕРВЫЙ ПОРОГ
Он впервые целиком погружается в особый мир истории. Это, собственно, и есть момент, когда начинается история и приключение. Воздушный шар поднимается, бурный роман начинается, стартует звездолет или вагон начинает катиться по рельсам. Дороти выходит на Дорогу из Желтого Кирпича. Герой решил отправиться в путь и возврата нет.
6) ГЕРОЙ ПРОХОДИТ ИСПЫТАНИЯ И НАХОДИТ ПОМОЩНИКОВ
Герой во время тренировки вынужден находить союзников и врагов в этом особом мире, проходить определенные испытания. В ЗВЕЗДНЫХ ВОЙНАХ кантина служит для заключения важного альянса с Ханом Соло, а также отправной точкой для появления важного врага, Джаббы Хатта. В КАСАБЛАНКЕ местом для заключения союзов и выбора врагов является кафе Рика, а во многих вестернах отношения между персонажами завязываются в салуне.
Проверки и испытания представлены в ЗВЕЗДНЫХ ВОЙНАХ сценой, в которой Оби Ван учит Люка Силе, а тому приходится драться вслепую. Бой с имперскими истребителями - другое испытание, которое Люк также проходит.
7) ГЕРОЙ ДОСТИГАЕТ САМОЙ ГЛУБОКОЙ ПЕЩЕРЫ
Герой, наконец, прибывает в опасное место, часто - скрытое под землей, где спрятан объект его устремлений. В историях про Артура таким местом является Chapel Perilous (Опасная часовня?), где хранится Грааль. Во многих мифах герой должен спуститься в ад за любимой, либо в пещеру - сразиться с драконом и забрать сокровище. Тесей идет в лабиринт, чтобы встретиться с Минотавром. В ЗВЕЗДНЫХ ВОЙНАХ Люк и компания оказываются в Звезде Смерти, где они спасут принцессу Лею. Иногда герой входит в ставку своего врага; иногда герой отправляется в собственный сон, чтобы сразиться со своими страхами и превозмочь их.
8) ГЕРОЙ ВЫДЕРЖИВАЕТ ВЫСШЕЕ ИСПЫТАНИЕ
В этот момент герой доходит до края. Он сталкивается с возможностью смерти, схватка с мифическим чудищем доводит его до предела. Для нас, аудитории, стоящей около пещеры и ждущей победителя, это худший момент. В ЗВЕЗДНЫХ ВОЙНАХ это сдвигающиеся стены мусорного отсека, куда, как в ловушку, попали Люк, Лея и остальные, а Люка вдобавок еще и утащило под воду щупальце какого-то монстра. E.T. на секунду умирает на операционном столе.
Это критический момент в любой истории, испытание, в котором герой почти погибает и возрождается вновь. Это главный источник волшебства в геройском мифе. Аудитория отождествляет себя с героем. Мы можем вместе с героем пережить ощущение близости смерти. Мы подавлены, а затем оживаем, когда герой возращается из царства смерти.
Это волшебство любого хорошо сконструированного парка развлечений. Пассажиры на американских горках думают, что они сейчас умрут, и переживают сильные ощущения, когда этого не происходит. Здесь кроется разгадка ритуалов посвящения и принятия в различные братства и тайные общества. Новичку предлагается отведать смерти и пережить возрождение. Вы живее всего, когда думаете, что сейчас умрете.
9) ГЕРОЙ ПОЛУЧАЕТ МЕЧ
Избежав смерти, победив дракона, убив Минотавра, герой становится обладателем сокровища, которое он искал. Иногда это особое оружие, например, волшебный меч, или это нечто вроде Грааля, или некий эликсир, который излечит израненную землю.
Иногда "меч" - это знание и опыт, который ведет к большему пониманию и примирению с врагами.
Герой может уладить конфликт с отцом или со своим врагом. В ВОЗВРАЩЕНИИ ДЖЕДАЯ Люк примиряется сразу с обоими, обнаружив, что умирающий Дарт Вейдер - его отец и, в общем-то, не такой плохой парень.
Герой также может примириться с женщиной. Часто - это она сокровище. Ее он должен завоевать или спасти, и в этой точке они либо любят друг друга, либо сочетаются священным браком. Обычно женщины в этих историях - ОБОРОТНИ. Они меняют свой вид, возраст, показывая все смущающие и изменчивые аспекты противоположного пола с точки зрения героя. Главное испытание героя может даровать ему лучшее понимание женщин и примирить с противоположным полом.
10) ДОРОГА НАЗАД
Герой пока не вышел из лесу. В этой точке расположены лучшие сцены погонь, так как героя преследуют силы, у которых он украл эликсир или сокровище. Люк с друзьями спасаются бегством с Звезды Смерти, унося принцессу Лею и планы, которые помогут победить Дарта Вейдера. За ними гонятся.
Если герою не удалось к этому моменту заключить мир с отцом или богами, они могут разгневаться. Характерный пример - Эллиот и E.T. летят на лунном велосипеде, спасаясь от Киса (Питер Койот), силы, представляющей собой госвласти. К концу фильма Кис и Эллиот помирятся, и даже похоже, что Кис станет отцом Эллиота (сценарий отличается от фильма, ребята).
11) ВОЗРОЖДЕНИЕ
Герой появляется из особого мира, опыт изменил его. Часто здесь располагается поддельная смерть-и-возрождение из стадии 8, так как герой снова встречается со смертью и выживает. Каждое испытание дает ему новую власть над обретенной Силой. Опыт трансформирует его в новое существо.
12) ВОЗВРАЩЕНИЕ С ЭЛИКСИРОМ
Герой возвращается в свой обычный мир, но его приключение было бы бессмысленным, если только он не принес из него эликсир, сокровище или хотя бы не вынес из особого мира урок. Иногда это просто знание или опыт, но если он не вернулся с "эликсиром" к людям, герой обречен повторять приключение до тех пор, пока не добудет его. Многие комедии используют эту концовку - глупый персонаж отказывается понять полученный урок и попадает в ту же ситуацию, которая его погнала на приключения в первый раз.
Иногда дар - это полученное сокровище, любовь или просто знание о том, что особый мир существует и в нем можно выжить. Иногда - это просто возможность вернуться домой с хорошей историей.
----------------------------------------------------
КРАТКАЯ ФОРМА ГЕРОЙСКОЙ ИСТОРИИ:
Герой показывается в своем обычном мире, там его и зовут на приключения. Он сначала отказывается, но его подталкивают перейти порог менторы. Затем он встречает помощников и проходит испытания. Он входит в самую глубокую пещеру, где и выдерживает высшее испытание. Он забирает меч или сокровище и возвращается в свой мир - за ним гонятся. Он возрождается и меняется благодаря полученному опыту. Он возвращается в обычную жизнь с сокровищем, даром, эликсиром, который приносит пользу его миру.
-----------------------------------------------------------------
Как и в любой схеме, здесь есть подводные камни. Жесткое следование рекомендациям мифа приводит к выхолощенной, неестественной структуре истории; существует опасность, что она станет слишком очевидной.
ГЕРОЙСКИЙ МИФ - скелет, который следует замаскировать деталями истории, и структура сама по себе не должна привлекать внимания. Приведенный порядок следования героя по своему маршруту - лишь один из многих вариантов. Стадии можно удалять, добавлять и перемешивать, не теряя при этом их силы.
Главнее всего ценности мифа. Образы основной версии - молодые герои, ищущие волшебные мечи по наставлению старых колдунов, сражающиеся с злобными драконами в глубине пещер и так далее, - просто символы и могут бесконечно меняться, чтобы уложиться в историю, как надо.
Миф легко перевести на язык современных драм, комедий, романтических постановок, а также приключенческого жанра и экшна, подставив актуальные эквиваленты символических фигур и декораций. Мудрый старец может быть настоящим шаманом или колдуном, но он также может быть любым ментором или учителем, врачом, жестким, но милосердным боссом, грубым, но справедливым сержантом, одним из родителей или дедушек-бабушек и так далее. Современным героям не обязательно бродить по пещерам и лабиринтам, чтобы сразиться с мифическими чудищами. Они могут войти в Самую Глубокую Пещеру в космосе, на дне моря, просто в своем разуме или в обычном городе.
Миф можно использовать, чтобы рассказать историю простейшего комикса или самой сложной драмы. Он растет и зреет по мере того, как авторы экспериментируют с его основой. Смена полов и возрастов основных персонажей делает его интереснее, и позволяют еще лучше раскинуть между ними сети понимания. Персонажей можно объединять или делить н несколько, чтобы показать разные стороны одной идеи. Миф бесконечно гибок, способен к бесчисленным вариациям без малейших потерь своей волшебной силы.
Он переживет нас всех.