Ранее в этот день.
Дальше, впрочем, все пошло веселее. Вернулся в кассы, объяснил ситуацию с блудным главбухом - кассиры коллегиально посовещались и поменяли билет, выдав 50 рублей разницы из кассы. Что мешало сделать это сразу, зачем надо было гонять меня в бухгалтерию - загадка...
Робко поинтересовался у кассира, мол, когда поеду в конце апреля назад, и автобусы уже ходить не будут - меня пустят ваще на Родину-то, или придется форсировать Амур, как Днепр в 1943-м, не ставя, такскть, в известность оккупационную администрацию? «Не сцы» - покровительственно заверила кассирша - «все будет нормуль!». Ну, нормуль так нормуль. Будем решать проблемы по мере их поступления…
…На погранконтроле тоже не обошлось без приключений - девочка-пограничница долго сличала наличествующую морду лица с той, что запечатлена в загранпаспорте. Смущала ее, очевидно, некоторая разница в прическах - на паспорт фотографировался почти лысым, а сейчас (слава Real Transhair) гордо нес на голове начес вида «взрыв на макаронной фабрике».
Не справившись самостоятельно, девочка незамеченным мной способом запросила подмогу - из-за занавески выдвинулась еще одна сотрудница с чуть более звездными погонами, и они воззрились на меня дуэтом.
«А еще какие-нибудь документы у вас с собой есть?»
«А в этом году вы уже пересекали границу?»
«Назовите дату и место вашего рождения»
Не отпускает так просто своих сыновей тихая и светлая Родина…
Но наконец-то пройден и этот уровень. Торопиться, как выяснилось, было некуда - на китайской стороне, по слухам, сбойнули компьютеры, и автобусы не пускали. С часик пришлось посидеть на кожаных диванах вип-зала. Впрочем, до самолета время еще оставалось. Гораздо сильнее беспокоились сидящие рядом соотечественники, летевшие со мной одним рейсом, но еще не сделавшие себе визы и только предполагавшие делать их на китайской таможне - вот им время определенно поджимало (забегая вперед - все в итоге на самолет успели).
Единственное зримое преимущество этого самого вип-зала - кроме кожаных диванов - то, что автобус с вип-пассажирами пускают первым, перед дикой ордой «фонарей», набившихся залы ожидания уровнем ниже - и на китайской стороне можно пройти таможню в тишине и спокойствии. Наверное, это стоит небольшой переплаты в 30 процентов…
В конце концов, автобус подогнали, вип-пассажиры чинно расселись по местам - поехали…
На китайской стороне, что характерно, до моей эволюционировавшей прически никому не было никакого дела - куда едете? - цель визита? - велкам ту Чайна! - следующий!
После прохождения погранконтроля поменял остатки русских денег на юани, после чего был немедленно выловлен наглым таксистом, напористо предложившим свои услуги. За трансфер в аэропорт узкоглазый брат, представившийся Алешей, зарядил 150 юаней. Показалось несколько дороговато (аэропорт в Хэйхэ так же, как у нас, километрах в 15 от города) - но идти искать такси самостоятельно было лень. Ладно уже, отпуск ведь, чего экономить на мелочах. Поехали…
Йуморист-Алешка по прибытии на место попытался стрясти еще сотку - «сытописят эта тока за работу, нада ищо сто!». Но как-то я не проникся его аргументами, вежливо указал на их несостоятельность, отдал 150 юх, открыл сам заблокированную Алексеем дверь машины и вышел вон. Бросаться вослед с бейсбольной битой Алешка не стал - сразу видно цивилизованного человека…
Аэропорт Хэйхэ. Чуть поменьше свежепостроенного благовещенского. Относительно чистенький и аккуратный.
Почти сразу же подскочил хоббит в смешной китайской зимней военной форме - проверка документов. Важно долистал мой паспорт до страницы с визой и отдал обратно. У меня, правда, остались некоторые сомнения по поводу того, умел ли он читать - но я благоразумно оставил их при себе.
Регистрация на рейс. Как оказалось, даже не нужна распечатка электронного билета - просто протягиваешь паспорт, тебя пробивают по базе и выдают посадочный талон. Разрыв шаблонов для зашоренного российского обывателя (т.е. меня), привыкшего на своих внутренних рейсах, что билет на самолет должен представлять собой буклет из нескольких страниц…
Куртку и рюкзак - через сканер. Не нужно снимать ремень и ботинки - аллилуйя! Вместо этого после сканирующих ворот стоит субтильная девочка, оборудованная ручным металлоискателем. Поводила, пощупала, полазила в карманах… Ну, хотя бы девочка - и то ладно.
Зал ожидания. Наконец-то осмелился достать фотоаппарат. На таможне не рискнул - вроде бы у нас есть какие-то запреты на съемки в подобных местах. В китайском же аэропорту всем было пофиг:
Китайские товарищи оживленно фотографировали всеми подручными средствами стоящий за окном Airbus A320, на котором нам предстояло лететь:
Прикольно, кстати - самолет стоит в 100 метрах от зала ожидания, идти к нему предстояло пешком, без всяких каров и прочих автобусов:
Рейс Хэйхэ-Пекин с остановкой в Харбине. В Хэйхэ самолет заполнился примерно на половину, русских было процентов 40:
Предполетный инструктаж по-китайски и по-английски на мониторах, выезжающих с потолка. Ремни, разбег, взлет - ну, полетели…
В Харбине погода тоже не радовала - мерзкая слякоть, минус 1, снег с дождем. На полчасика вышли (благо, через рукав, а не под открытым небом) в транзитный зал, подождали дозаправки. Много русских летело до собственно Харбина, плюс подвалило китайцев - и до Пекина самолет летел заполненным уже процентов на 95, русских из этого количества было процентов 10.
По поводу питания в самолете. Через полчасика после взлета из Хэйхэ разнесли сэндвичи, по вкусу пластмассовые, плюс запивон на выбор - чай-кофе-сок-кола. Также через полчаса после взлета из Харбина разнесли по сосиске в тесте и запивке. Не сравнить, конечно, с нашим двухразовым питанием, включающим иногда горячее, при полете Блг-Мск…
Прилетели в пекинский аэропорт, терминал 1. Терминал порадовал своей навигацией - все просто и наглядно, надписи на английском, понятные стрелочки. Даже такой топографический кретин, как я, не заблудится. Из первого в третий терминалы аэропорта ходят бесплатные шаттлы, легко находимые по указателям. На шаттле электронное табло «To the terminal 3». Минут 5 подождали народу, поехали… Достаточно большое расстояние между ними - минут 15 ехали по промзонам.
Третий терминал пекинского аэропорта. Скудный провинциальный умишко пасует перед восприятием таких масштабов - миллион квадратных метров, третье по площади здание в мире, второй в мире по размерам аэропорт (круче только Дубайский). Архитектурный проект знаменитого Нормана Фостера, построен специально к XXIX Олимпийским играм в 2008 году.
Треугольные окна в крыше предназначены для естественного освещения, ориентированы так, чтобы максимум солнечных лучей попадал в них утром, во избежание перегрева здания днем.
Крыша сделана в виде чешуи дракона (в новостях периодически проскальзывают сюжеты о том, как эту самую «чешую» повреждает очередная пыльная буря):
К сожалению, вечернее время суток, а также пресловутый пекинский смог (в Пекине - смог!!!) не способствовали съемкам…
На предполетном досмотре на следующий рейс, в отличие от Хэйхэ, попросили достать из рюкзака фотик и сменную линзу к нему, просветили через сканер отдельно. Ручным сканером на этот раз водил мальчонка.
Рейс задержали минут на 20, причем это выразилось в том, что информация о рейсе пропала со всех информационных табло, включая табло возле стойки, на которой планировалось проверять билеты. На всякий случай переспросил у сотрудницы - она и сообщила, что рейс delays about 20 minutes.
Кормили в полете снова так себе - кунжутная булочка с котлетой, запивон, пакетик арахиса. Не растолстеешь, в общем, на китайских авиалиниях.
В Шанхай прилетел уже в 11-м часу вечера по местному времени. Город встретил дождем. Но хотя бы по Цельсию плюс 10, а не минус, как утром - и то радость. Спустились в гараж, поехали в гостиницу…
Шанхай - городок, мягко говоря, немаленький. До гостиницы ехали 47 км, и все это было, насколько я понял, в черте города. Запомнилось большое количество видеокамер, висящих отдельно на каждой полосой и фотографирующих со вспышкой номер каждой проезжающей машины. По словам Макса, санкции за превышение скорости достаточно ощутимы - порядка 200 юаней штрафа, плюс съем баллов - 6 из 12 возможных. На восстановление каждого балла придется потратить около 200 юаней и массу времени…
Доехали до гостиницы. По времени блг был уже час ночи, так что усталый, но довольный (с) рухнул в кровать. Первый день отпуска прошел в дороге…
На следующий день.