25 февраля 2017
Вместе с Леной К. 24-25 февраля путешествовали по Подпорожскому району Ленинградской области. Об этой замечательной поездке я напишу в другой раз, а сейчас расскажу как мы переправлялись на пароме через Свирь.
Мы приехали в Вознесенье утром 25 февраля примерно без четверти девять, до посадки на паром оставалось почти полчаса. Наш автобус занял очередь на переправу, а мы немного прогулялись по Вознесенью.
«Под общим именем Вознесенья разумеют как Вознесенскую слободу на правом берегу начинающейся тут Свири, так и Намойные-Пески, лежащие на левом, южном берегу. Население совершенно соответствуете последнему названию: оно тоже «намывается» сюда во время хода караванов. Постоянно новое, движущееся, пестрое, оно проскальзываете по пути к Петербургу со всего неоглядного бассейна Мариинской системы. Больше чем на тридцать миллионов рублей проходит здесь всякого добра, главным образом хлеба. От Кавказа и Урала протягиваются сюда, к этому узлу, нити из шестнадцати хлебороднейших губерний, и как-то странно, невероятно видеть в таком важном путейском пункте такие маленькие деревянные дома, такую утлую обстановку. С устройством Онежского обводного канала в 1851 году, вся судоходная деятельность перешла из Вытегры в Вознесенье. Есть тут три каменные церкви, телеграфная и спасательная станции и Вознесенский мореходный класс, и почтовое отделение, и Вознесенское образцовое училище, и тем не менее это все-таки наша «деревянная» Россия. Чувствуется, что глубокая восьмимесячная зима покрывает это место неоглядными сугробами снега, и тогда от летнего Вознесенья нет и помину» (Случевский К.К. «По северо-западу России», СПб., 1897).
Вид с левого берега (со стороны СПб) в сторону Онежского озера:
Вознесенье стоит на перекрестке Беломорско-Балтийского и Волго-Балтийского путей, которые обслуживают местные жители. Сейчас здесь проживает около 2,5 тыс. человек. В селе есть порт, леспромхоз, а также школа, библиотека, дом культуры, физкультурный клуб.
7 октября финны заняли Вознесенье и были остановлены южнее города в районе реки Ошты.
Вознесенье 75 лет назад, зима-весна 1942 года:
18 июня 1944 года фашистов выбили отсюда. С 23 июня 1944 года корабли Онежской флотилии поддерживали артиллерийским огнем наступление 368-й стрелковой дивизии в районе Вознесенья. А уже 28 июня всё побережье Онежского озера было освобождено от финских оккупантов.
После войны Вознесенье было заново отстроено.
На левом берегу разделенного Свирью поселка расположены в основном промышленные предприятия, учреждения, на правом - жилые дома.
На левом берегу почта, сберкасса, магазины. Поэтому жителям постоянно приходиться переправляться туда обратно на пароме.
Зимой популярным видом транспорта являются финские санки:
Паром совершает рейсы примерно один раз в час. За это время можно объехать нужные магазины, купить все необходимое и отправляться обратно.
Чтобы продать «березавую» чагу следует «оброщаться»:
У каждого магазина «припаркованы» финские санки:
Но не все жители используют традиционный зимний транспорт:
При финнах в 1942 году в этом месте был построен мост:
Командующий Олонецким фронтом генерал Леннарт Ош (Lennart Karl Oesch) перерезает ленточку, 9 апреля 1942:
Это тот самый егерь Ош, который в первую мировую воевал на стороне Германии в егерском батальоне вместе с Сихво и
егерем Юсси , только в отличие от последних его не поймали, и на Шпалерной он не сидел, а в 1918 году он из Германии вернулся в Финляндию. Это тот самый Ош, под командованием которого отряд егерей 5 апреля 1918 года расстрелял из пулеметов колонну красноармейцев, прорывавшихся со станции Рауту (Сосново) к Петрограду. Сколько человек осталось в долине ручья Кюльмяноя никто точно не знает, может тысячу человек, а может две тысячи. Это место с 1918 года называется
«Долиной смерти» ( Kuolemanlaakso) . Но тогда Оша за это не осудили. Зато он был единственным финским военным, которого судили как военного преступника. В 1946 году его приговорили к 12 годам, но уже в 1948 году он был освобожден, после чего до 1978 года занимался военной историей, писал книги.
Было уже начало десятого, нам пора выдвигаться на пристань. Паром в ожидании пассажиров:
Самоходный паром «Аркадий Филатов» был спущен на воду на "Невском судостроительном-судоремонтном заводе" 15 мая 2015 года. Паром назван в честь организатора первой паромной переправы в Вознесенье, возглавлявшего с 1967 по 1976 год областное управление "Ленавтодор".
Грузоподъемность парома 100 т, что означает или 8 грузовиков по 8 т, или две больших фуры без груза, или 16 легковых машин и 100 человек.
Паром ходит строго по расписанию, в день совершается 14 рейсов с 6 утра до 9 вечера. Но команда на пароме дежурит круглосуточно, так как возможны экстренные поездки скорой помощи, пожарных и т.д. По метеоусловиям, если на Онеге шторм, рейсы могут быть отменены.
Все пассажиры переправляются бесплатно, для транспорта расценки колеблются в пределах от 60 рублей за мотоцикл до 1010 рублей за 20-тонный грузовик. Жители Вознесенской волости имеют право перевозить автомобили бесплатно, но до четырех поездок в день. Автобусы - 220 - 580 рублей. Кареты скорой помощи, пожарные и других служб спасения перевозятся бесплатно. Цены на гужевой транспорт почему-то не указаны.
На рейс в 9:20 в очереди стояли только четыре легковые машины и наш автобус:
К погрузке не допускаются пассажиры в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также дети до 12 лет без сопровождения взрослых. Погрузка начинается за 5-10 минут до отправления парома, это зависит от количества машин в очереди. За три минуты до отправления погрузка заканчивается. В первую очередь на паром грузится техника, затем пассажиры. Порядок и место постановки машины определяет вахтенный, его распоряжения должны выполняться беспрекословно.
Вахтенный матрос указывает место на пароме:
Перед погрузкой все пассажиры должны выйти из машин. После установки машины на пароме водитель обязан поставить машину на ручник, выключить зажигание, поднять стекла и закрыть двери.
Машин было мало, поэтому их поставили по центральной оси парома.
Наш замерший автобус:
«Свирь у самого истока своего кажется рекою могучею, способною поспорить в размерах с Невою; но это только кажется, потому что она несет 85 кубических сажен воды, тогда как Нева проносит их вчетверо-340. Когда-то, но уже очень давно, Свирь была страшна своими порогами; теперь их почти не существует и обозначаются они только стремнинами; наиболее любопытный из порогов так называемый Седяха с двумя рядами камней; самые сильные-Сиговец и Медведец; слабее их-Пупырыши и Собачья Дыра» (Случевский К.К. «По северо-западу России», СПб., 1897).
Замерший исток Свири из Онежского озера:
Интересно у нас получилось: полгода назад, летом 2016 года, мы были в самой северной точке Онежского озера, в Медгоре там где Кумса впадает в озеро (писала
здесь ), а теперь очутились на юге Онеги, у истока Свири.
Паром ледокольного типа, поэтому даже если Свирь замерзнет, паром без труда преодолеет реку, ширина которой в этом месте менее 500 метров. День был морозный - 9*, но ветра не было. Поэтому большинство пассажиров остались на палубе, хотя это и не по правилам.
На самом деле все пассажиры должны размещаться в пассажирском салоне:
Переправа занимает чуть меньше 10 минут. Выгрузка происходит в обратном порядке - сначала пассажиры, потом машины.
Аппарель плавно опускается, пассажиры приготовились к выходу на правый берег:
А на правом берегу уже скопилась очередь желающих перебраться на левый берег:
Мы покатили дальше на север по Петрозаводскому тракту (Р19, дорога 41К-147). Ехать нам было недалеко, всего двадцать километров до Гимреки, откуда всего четыре километра до границы с Карелией. Де-юре Гимрека самый дальний, восточный населенный пункт Ленинградской области Вознесенской волости, де-факто - это уже Карелия. На машинах карельские номера, мобильный оператор прислал смс-ку с поздравлением по поводу моего прибытия в Карелию. Оно и понятно, до Петрозаводска отсюда всего 110 км, а до Петербурга - 370 км.
Нам очень повезло с погодой, 23 февраля был снегопад, а 24-25 февраля стояла солнечная морозная погода.
Таежный лес зарос лишайниками, это значит, что воздух здесь очень чистый:
Места здесь малонаселенные, зато волков в лесу развелось несметное количество. Егерь Хуотари заботливо предупреждает, что он поставил в лесу волчьи капканы, и надо быть острожными:
Из Гимреки на возвратном пути мы заехали в Щелейки, где местные рыбаки накормили нас ухой из налима, на второе был тушеный налим. Потом мы пили вкусный чай, но не колониальный, а из местных трав. Всё это было очень мило, если бы не мороз. Обед и чаепитие происходили на свежем воздухе, температура которого была -8*С. Я купила у рыбаков рипус (это вид ряпушки). У нас в городе на рынке онежский рипус не продают, только ладожский, который гораздо мельче онежского. Мама обрадовалась, она очень любит жареный рипус, а у нас даже за ладожским надо гоняться, редко в продаже бывает. Рыбак объяснил это тем, что рипус сложно довезти свежим, рыба хищная (питается корюшкой), почему быстро портится. Местные рыбаки везут улов на продажу в Петрозаводск, а до нас везти слишком далеко. Вообще же считается, что онежская рыба вкуснее ладожской.
Обратно через Свирь мы переправлялись на восьмом рейсе, т.е. паром отходит от левого берега в два часа, следовательно, от правого берега примерно через двадцать минут. Машин было много, так что вся грузовая площадка на пароме была заставлена.
Кареты скорой помощи, пожарные, спасатели загружаются на паром вне очереди.
Две машины не поместились, им придется ждать следующего рейса еще час:
У левого берега стоят старые паромы, они еще могут пригодиться, если с новым что-нибудь произойдет: