Когда планировала поездку в Хамину, то собиралась потратить на осмотр города и посещение музеев четыре часа. Подруги пожимали плечами и говорили: «Что ты собираешься там смотреть? Мы были в этом городе и видели, что там ничего интересного нет. Чтобы обойти весь город достаточно 15-20 минут». А я сомневалась, успею ли за три-четыре часа посмотреть всё то, что хотелось. Как позже выяснилось, сомневалась не зря, мы успели посмотреть примерно 1/3 из запланированного.
Мы ездили вместе с Леной
petite_nyctale во вторник 20 августа. За несколько дней забронировали места в автобусе, который шел в Котку. Это был шоп-тур с элементами экскурсии.
Но дело в том, что мы не собирались в Котку. Мы собирались выйти за 5 км до Хамины. А на обратной дороге, когда автобус должен был сделать остановку на полчаса в Хамине, снова сесть в него. Наша подруга Лена Кар-ва пару недель назад ездила этим маршрутом в Котку. Она сказала, что автобус останавливается в Хамине напротив магазина Лидл.
Таким образом, мы договорились с гидом, чтобы нас выпустили из автобуса на перекрестке дорог Валимаа и Холсвертин, а в 16:30 по московскому времени мы будем ждать наш автобус у Лидла.
Но дело в том, что мы с Леной никогда раньше не были в Хамине (а я вообще была в Финляндии первый раз в жизни), поэтому мы не имели ни малейшего представления где этот самый Лидл находится. Но мы так уверенно сказали гиду, что она решила, что мы знатоки этих мест и даже сообщила об этом шоферу автобуса.
Итак, в 11:34 мы вышли на дорогу. До Хамины 5 км, до границы 32 км, а до любимого города 235 км:
У нас была заранее распечатана карта сельской местности. Мы собирались пройти примерно 1,5 км по лесной дороге, потом повернуть направо и пройти еще около 200м. Там должно было быть православное кладбище, после кладбища мы собирались идти примерно 3 км до Хамины:
Мы пошли по дороге, увидели несколько хуторов. На одном хуторе были симпатичные пони:
Нас то и дело обгоняли велосипедисты. Потом начался дремучий лес. Вдруг прямо на обочине увидела подберезовик:
Мы тут же свернули в лес, Лена сразу нашла крепкий боровик:
Мы стали ходить по лесу, но, к счастью, ничего больше не нашли. Иначе мы бы там так и остались. Мы снова вышли на дорогу. Через некоторое время Лена увидела, дорогу, которая поворачивала направо. Она предположила, что нам нужно туда, но я самоуверенно возразила, что нам надо идти вперед. Через некоторое время вышли к дороге Eskon, а мы находились на дороге Revonkankaan. Ещё немного прошли по этой дороге, но стало понятно, что зашли не туда. Кладбище должно быть где-то южнее. Решили пойти обратно. Лена стала весело обзывать меня «сусаниным». Я говорила, что надо поймать кого-нибудь из местных, чтобы нам сказали, где мы вообще находимся и куда теперь нам идти. Партизанки. Как назло, все местные как сквозь землю провалились в этом лесу. Ну не кричать же нам «ау» в самом деле. У меня в рюкзачке была заготовлена специальная сигнальная сиренка на батарейке на такой случай. Я с этой свистелкой всегда в лес хожу, её слышно хорошо и далеко. Но в тот момент я про неё совершенно забыла. С другой стороны мы же не заблудились в лесу, а просто стояли на дороге.
Развернулись в обратную сторону. Тут Лена увидела какую-то лесную дорожку. Что-то такое среднее между дорожкой и тропинкой. Мы решили свернуть, всё равно терять было нечего, а так хоть грибов насобираем.
Тут вдруг я заметила какие-то камни. Сначала подумала, что это остатки фундамента. У нас вокруг Орехова много таких:
Время было 12:17. Подошли поближе и увидели холмики, на некоторых были кресты:
Потом увидели церковь:
Так Лена вывела нас к кладбищу, а из-за меня получилось, что мы сделали крюк почти в один километр:
Мы увидели часовню. Пишут, что часовня была поставлена на средства фридрихсгамских купцов Аладиных. Их родовой особняк мы потом видели на центральной площади Хамины:
В путеводителе о кладбище сказано только, что оно было основано в 1700-х годах. В словаре Брокгауза и Ефрона написано, что «во время русско-шведских войн близ Фридрихсгама неоднократно происходили боевые столкновения. 29 июня 1742 года Фридрихсгам был занят русскими войсками, а по Абоскому миру уступлен России». Следовательно, тогда и было основано это кладбище. На кладбище есть несколько очень старых лиственниц, которые можно обхватить только втроем:
На кладбище сохранилось несколько могил XVIII века. На некоторых плитах текст совершенно стерся, на других ещё читается:
На большинстве надгробий надписи подновляются. Лена обратила внимание, что на многих надгробьях надписи содержат орфографические ошибки. Например:
Вот ещё интересный пример. Видно, что словорубщик допустил ошибку в написании отчеств (Игнатьевич, Арсеньевна), а также в слове «младенцы». Тот, кто сейчас подновляет надпись, по-русски читать не умеет. Поэтому он аккуратно закрашивает всё, даже то, что закрашивать не нужно, чтобы ошибки были не видны. И ещё. Надгробие уже сделано так, как это принято у лютеран, то есть на плите заранее оставлено место для тех, кто пока ещё жив, но потом будет здесь похоронен:
Еще интересное надгробие - траурные факелы повернуты вниз:
Большинство захоронений купеческие:
Степан Васильевич прожил долгую жизнь, он пережил своего сына, Михаила, на восемь лет. Михаил Степанович, так же как и отец - фридрихсгамский купец, умер совсем молодым, в возрасте всего 35 лет.
Рядом покоятся жены Михаила Степановича, Мария Николаевна (урожденная Парунова), бывшая в замужестве 2 года 1 месяц и 43 дня, и Пелагея Алексеевна (урожденная Купчинникова), бывшая в замужестве 1 год 6 месяцев и 25 дней:
Жена купца Матвея Силво похоронена вместе с дочерьми, сам Matti покоится рядом, он пережил супругу на десять лет:
На кладбище можно прочитать историю города. Вот похоронены чиновники:
Военные:
Капитан 93-го Иркутского полка:
Дети:
Учитель фехтования с супругой:
Протоиерей фридрихсгамской Петропавловской церкви:
Много безымянных могил, на которых стоят типовые кресты:
Внизу «адамова голова» как символ бессмертия:
Несколько интересных типовых крестов в стиле модерн:
Рядом с часовней похоронены члены семьи Голицыных:
Двери в часовню:
Лютеранский крест, но справа на плите оставлено место для супруги:
И будет как здесь. Муж лютеранин, а Надежда, урожденная Ананьева, православная:
А рядом родители Надежды Васильевны Нисканен:
Кладбище большое, думаю, что больше гектара. На кладбище чисто, убрано. Видно, что за кладбищем следят, могилы ухожены.
На кладбище выделены места для мусора. Здесь гниют листья, трава, цветы:
Сюда надо складывать ветки и сучья:
На кладбище есть церковь. Построена скорее всего в самом начале ХХ века:
Позже мы были в Хамине в Петропавловской церкви. Там висит расписание служб по приходу Хамины. Из расписания понятно, что к приходу кроме собственно Петропавловской церкви, относится церковь в Куовале, часовня в Мюллюкоски и вот эта кладбищенская церковь. Так вот, ближайшее богослужение в кладбищенской церкви будет 23 октября - всенощная, а с утра 24 - сначала малая служба, а потом литургия. Следовательно, это церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»:
В 13:07 мы ушли с кладбища. Пока ходили, немного проголодались. Поэтому присели на камни, перекусили. Отдохнули минут 15 и отправились по лесной дороге в сторону Хамины.
Тут нам на глаза попался указатель на кладбище:
В лесу много гигантских валунов. За моей спиной один из таких камней, а слева на фотографии камни поменьше:
В 13:50 мы вышли на окраину Хамины:
На улицах стоят вперемешку новые домики:
и очень старые:
Лена заметила впереди баскетбольное кольцо и предположила, что здесь находится спортшкола:
Оказалось, что это:
Собственно, это была первая и последняя вывеска, которую я увидела в этом городе на русском языке. Во всех остальных местах надписи только на финском, шведском и английском. Впрочем, это не относится к торговле, там как раз всё на русском языке.