Oct 02, 2022 12:26
Когда я вчера узнал, что уехал в Бишкек мой приятель, не отрывавшийся последние 15 лет от своего дивана, то задумался, что же объединяет людей, уехавших в марте и сентябре. Конечно, мои знания определяются кругом моих знакомств, соцсетями и СМИ, но мне кажется, что большинство из них принадлежит к подзабытому уже креативному классу. Употребляю этот термин без всякой иронии, а лишь как определение всех тех, кто пытался перелицевать нашу жизнь по лекалам западного мира, который они считают лучшим из существующих: от гейм-дизайнеров до реформаторов образования, от культурных антропологов до бизнес-коучей. Конечно, их представления, знания и опыт этого западного мира был очень разным, но в них не было равнодушия и безынициативности. Их объединяло неприятие и отторжение советского наследия, изуродовавшего Россию. Впрочем, многие из них отвергали заодно и Россию, и все русское.
Уехали из них, конечно, не все, и уехали не столько верные идеалам, сколько решительные: не каждый готов начать жизнь с чистого листа. Хотя кто-то уехал и просто в панике. Но оставшиеся креаклы будут либо тихо оплакивать судьбу, либо поступаться принципами. Впрочем, и далеко не все из уехавших впишутся в свой прекрасный западный мир, зато многие будут перелицовывать постсоветское пространство (а некоторые продолжают дистанционно работать и здесь).
Далеко не всех из уехавших мне жалко, но по многим я буду скучать, а по некоторым так даже очень. И я ни в коем случае не осуждаю их выбор: свобода есть в т.ч. и свобода выбора. Но мне немного грустно, что те из них, кому не грозила лично опасность для жизни, предпочли самореализацию тому делу, которому они здесь служили (особенно те, кто говорил об этом во всеуслышание). Ведь на нас, оставшихся, кто вынужден сейчас порой просто выживать (не только здесь, но и в мировой науке, например), лег и этот их груз.