Имидж феминизма как общественного движения (равно как и политической доктрины) на постсоветском пространстве достаточно мрачен, мягко говоря. Полагаю, с этим фактом никто не станет спорить. В массовом сознании феминизм и его представительницы ассоциируются с чем-то маргинальным, скандальным, чужим и чуждым; если еще короче, то "феминистки это те, которые мужиков ненавидят". Было бы величайшей ошибкой думать (с), что подобное положение дел сложилось само по себе, естественным путем. В современном информационном обществе стихийное создание имиджа - явление не то чтобы в принципе невозможное, но мало реальное, и к феминизму это явление отношения не имеет. В данном случае мы имеем дело с использованием ряда широко известных и давно проверенных технологий манипуляции массовым сознанием.
Разумеется, эти технологии не создавались специально для опорочивания феминизма, и использование их не является чем-то уникальным. Создание отрицательного имиджа противника - один из стандартных элементов политической борьбы. Но в случае феминизма их использование оказалось на редкость продуктивным; почему - скажу чуть ниже, а пока перечислю основные манипулятивные приемы обработки массового сознания.
1. Персонализация идей. Примечательно, что ни о какой интеллектуальной дуэли и речи не идет; никто не опровергает теоретические положения, во-первых, в силу практически полного незнания матчасти, а во-вторых, потому, что манипуляция стремится воздействовать не на разум, а на чувства. Все гораздо проще: борются не с идеями, а с отдельными людьми - "ужасными феминистками", причем не с реальными, а с некими собирательными образами, слепленными по лекалам из п.2.
2. Отождествление с чем-то негативным, вызывающим отторжение; с чем именно, зависит от культурной матрицы данного социума, от того, какая модель поведения и жизненный сценарий считается оптимальным. Если в обществе главное - личное преуспевание, собирательный образ феминистки будет представлен в виде "злобной неудачницы", лузерши, проигравшей в схватке за место под солнцем и злобно тявкающей из кустов на чужой праздник жизни. Если во главу угла ставятся сугубо патриархальные ценности, то поведение феминистки, конечно же, будет объясняться отсутствием у нее семьи, детей и "личной жизни". Там, где 95% населения от мала до велика заражены гомофобией, феминистки предстанут в образе "агрессивных лесбиянок". В обществе одноглазых феминисток обвинили бы в наличии двух глаз :). Главное, чтобы у аудитории ни в коем случае не возникло поползновения выбрать их в качестве ролевой модели. Кому же захочется отождествлять себя со столь малопривлекательными персонажами?
3. Очень близко к предыдущему, но все же заслуживает отдельного пункта приписывание несуществующих характеристик. Самый распространенный вариант - агрессивности и ненависти. Прелестная цитата из статьи с говорящим названием "Как вести себя с феминистками":
"Злость феминисток приводит их сознание в ярость и любое пренебрежение логикой и разумом. Да, она будет пытаться спровоцировать вас на конфликт. ... «Для протокола» не все феминистки радикальных воззрений. Многие из них - это люди, просто желающие и верящие в равенство. Даже радикальные феминистки не все такие злые, хоть и большинство из них завистливые, пугающие экстремальные особи женского пола". С точки зрения психологии это, конечно, чистой воды проекция, но все же показательно, как глубоко проникло в толщу масс убеждение, что феминистки непрерывно испытывают бурные эмоции по отношению к мужчинам.
4. Из той же оперы - наклеивание ярлыков. Старый, простой, но надежный в применении прием. Работает в паре с п.2. Сначала лепится непривлекательный образ, потом на него наклеивают ярлык - и готово. Самый простой пример - банальное "мужененавистницы" или "чайлдфри". Всегда уместны и лукизм с фэтфобией - "уродливые", "толстые", "безобразные" и т.д. Еще проще: "это секта". "Они радикалы (радикалки)". Короче, "ведьмы".
Перейдем теперь к большему масштабу.
5. Вытеснение из информационного пространства. Много вы знаете профеминистских телепередач? Последней (она же первая) была, если не ошибаюсь, "Я сама" с Юлией Меньшовой, почившая в бозе аж в 2001 году. По сути, главной медийной площадкой феминизма на постсоветском пространстве является Интернет в виде нескольких десятков ЖЖ-сообществ, сайтов и блогов. Не отрицая большого значения просветительской, агитационной и прочей информационной работы, ведущейся на них, вынуждена отметить, что в масштабе общества этого явно недостаточно. Это НЕ упрек нам всем, это констатация сложившегося положения дел, сложившегося потому, что чем меньше информации об объекте, тем легче манипулировать представлениями о нем. Пробить же стену молчания без средств и организации невероятно трудно.
6. Обвинения в нарушении этических и юридических норм. Как прием очернения работает безотказно, да вот беда - феминизм (если не брать акции гражданского неповиновения суфражисток) одно из самых мирных и законопослушных общественных движений. Феминистки не захватывают заложников, не отрезают им головы на камеру, не устраивают терактов, и даже не лупят зонтиками по голове упертых сексистов :). Но нет ничего невозможного для людей с интеллектом. В качестве "статей обвинения" идут цитаты из текстов Соланас и Дворкин (разумеется, выдернутые из контекста), а также душераздирающие истории жертв "бешеных феминисток". Жертва для этой манипуляции жизненно необходима, и ее создают на кончике пера.
"Нобелевского лауреата, великого ученого, затравили феминистки в твиттере за невинную шутку! Ученого выгнали из всех вузов, отобрали продовольственный паек и академическую шапочку! Это новый маккартизм (п.4), это кровавые репрессии! Нам страшно за его жизнь! Феминистки готовы растерзать его! (п.3)"
7. Подмена объекта. По сравнению с предыдущими приемами этот представляется образцом высшего пилотажа. Суть его в том, что под видом феминизма и феминисток в информационное пространство вводят нечто, имеющее к нему весьма отдаленное отношение. Это нечто, с одной стороны, дискредитирует в глазах аудитории цели и задачи феминизма, а с другой - порождает ложные визуальные и смысловые связки. Да, я о "Фемен". (Другой вариант использования - это "правильная" презентация идей, то есть озвучивание их посредством персонажей, вызывающих отторжение, когда, к примеру, на ток-шоу от условной партии экологов приглашают неуравновешенного радикала-вегана, который немедленно начинает вопить, что все мясоеды - убийцы, которые будут гореть в аду. Для феминизма пока не очень актуально, т.к. п.5).
Почему все это так хорошо работает, спросите вы. Потому что постсоветское общество - полутрадиционное, а местами и традиционное, а для такого общества женщина субъект (а участница общественного движения по определению субъект) - всегда нарушение нормы. Она покушается на мужскую прерогативу - принимать решения и формировать дискурс, что, разумеется, недопустимо. И тот факт, что на дискредитацию немногочисленного, полувиртуального, не имеющего и тени власти, неорганизованного, никем не финансируемого феминистского движения затрачивается столько усилий, как ничто другое свидетельствует о правильности диагноза. Демонизируют только тех, в ком ощущают реальных противников.