Одежда

Sep 09, 2014 20:56

Как человек, любящий барахло в любой весовой категории, хочу поделиться размышлениями на тему "крупные женщины и одежда".

Одежда может быть чистым функционалом (защищать от холода, солнечных лучей, ветра и т.д., а также "вписывать" человека в социум - любой, в котором не принято ходить в набедренных повязках), а может быть способом самовыражения. Во втором случае речь не идет о следовании "моде", но о художественной (или претендующей на таковую) игре с собственным образом. Наиболее общеизвестной, так сказать, иллюстрацией подхода к одежде как к творчеству являются, конечно, представительницы субкультур, но в тех или иных формах эта игра доступна любой женщине, и это именно тот случай, когда женщина одевается для себя. Превращая процесс подбора одежды в творчество, женщина выступает в роли субъекта, в сильной позиции; и наоборот - желание "не выделяться", вписаться в стандарт нередко является признаком самообъективации. Не случайно "нестандартно" одетых женщин патриархальный социум не любит (а нестандартные там практически все, кто чуть-чуть вышел за пределы шаблона).

Традиционный социум также предлагает женщине два подхода к одежде. Первый - общий с мужчинами - ситуативно-шаблонный, типа на работе надо носить деловой костюм, а дома - халат или спортивный костюм; короткие юбки носят девушки до 25/30, а женщины "в возрасте" должны переходить на немаркое, корректное и классическое. Второй подход - сексуальная объективизация, причем, разумеется, умение привносить ее элементы в ситуативную одежду является важным признаком так наз. настоящей женщины. "Вроде и деловой костюмчик, но сексуально". Внешнее оформление обоих подходов всегда лежит в русле моды - т.е. переменного набора цветов и фасонов. Женщина, одетая "не по моде", подвергается стигматизации: она или "нищая", или "не следит за собой", что тоже ужас-ужас-ужас.

Итак, идеальная женщина в глазах традиционного общества - одетая уместно и модно умеренно сексуальная "куколка". В глазах профеминистического общества женщина может одеваться так, как ей заблагорассудиться - от функциональной простоты до авторского наряда. Но какой бы путь не избрала женщина крепкого телосложения, ей придется преодолевать устойчивые установки не только в собственном сознании, но и в сознании модельеров, швей, импортеров готовой одежды и владельцев магазинов. Потому как для крупной женщины есть всего один путь под названием "мешок".

Большинство коллекций от кутюр и прет-а-порте шьется до 40-42 европейского размера. Но бог с ними, с коллекциями. На постсоветском пространстве женская одежда больших размеров представляет собой в основном широкие футболки, балахонистые блузки, мешковатые брюки и такие же длинные юбки. Подразумевается, что пышное тело нужно прятать, а то мало ли что - вдруг кто-то увидит и всем станет неловко. По непонятному капризу кутюрье местного разлива все это частенько радует глаз пестротой и яркостью красок.


Как пишут производители подобной одежды: "Король женской одежды больших размеров - трикотаж". Желательно такого типа:




Нетрудно заметить, что 90% предлагаемой крупным женщинам одежды, с одной стороны, далеко от моды и стиля в любой их трактовке, а с другой - откровенно неудобно и непрактично. Да, в такой одежде женщина не выглядит сексуальным объектом, но и человеком с высоким социальным статусом она также не выглядит. Эта специфические одеяния пошиты таким образом, что любая женщина в них кажется бедной, безвкусной и провинциальной в худшем смысле слова (т.е. человеком низкой культуры, попавшем не в свою среду), что, в свою очередь, закрепляет низкую самооценку жертв фэтфобии. В рамках традиционного общества полная женщина обречена выглядеть "никак", но и вырваться за их рамки ей непросто, так как обилие "приятного трикотажа" и прочих портновских шедевров сильно подрезает творческие крылья. Если крупная женщина хочет создать некий образ, ей приходится или шить самой (на что не у всех есть время и желание), или нанимать портниху (что не так дешево), или выезжать за границу на шоппинг (что еще дороже). При этом ей следует быть готовой к недоумению окружающих (правда, к нему мы всегда готовы :)).

Таким образом, полной женщине не позволяют вписаться в стандарты внешнего вида традиционного социума: она всегда будет немодно или недостаточно модно одетой, она никогда не будет достаточно сексуальной; но к попыткам выйти за рамки этой парадигмы общество относится куда строже, чем в случае более худых женщин. Большую роль играет также эйджизм: чем старше крупная женщина, тем меньше ей "позволено" - если, конечно, она не плюнет на стереотипы и не позволит себе все сама. Но проблема ассортимента магазинов одежды все равно остается.

Почему так? Причин много, но одна из них особо раздражает: это социальное маркирование "избыточного веса". Крупная женщина не должна выглядеть успешной, довольной жизнью, эффектной, творческой, уверенной в себе, она ни на минуту не должна забывать о своей стигме, и безликая, никого не красящая одежда - прекрасный способ поддерживать стигму в рабочем состоянии.

Как с этим бороться, расскажу в следующий раз, если тема кого-то заинтересует.

околопсихологическое

Previous post Next post
Up