Интересные факты о самых знаменитых морских разбойниках ( часть первая )

Jun 12, 2014 11:40

Оригинал взят у toomth в Интересные факты о самых знаменитых морских разбойниках ( часть первая )




Немного интересных исторических фактов о пиратах 16-18 веков, тех самых, про которых пишут книги и снимают фильмы.



Пираты - морские разбойники, специализирующиеся на ограблениях торговых кораблей, портов и даже мелких приморских городишек. Подразделяются на вольных разбойников, грабящих равных по силам или уступающих в оной, случайно встреченных моряков (в народе, наряду с другими ворами, прозваны джентльменами удачи), и наймитов (голл. каперы, фр. буканьеры (от названия нямки, о которой ниже) и корсары, англ. приватиры), грабящих тех, с кем сейчас в войне наниматель - в общем, за классификацией бестиария сюда. Расцвет пиратства пришёлся на Эпоху Парусного Флота, а самый его апогей - на XVI-XVIII века, в последнем из которых и сложился классический популярный образ сабжа, узнаваемый и поныне - именно об этих временах в основном и пойдёт сейчас речь.

Пираты обычно заводятся там, где процветает морская торговля, а у властей не хватает сил, средств или желания как-то упорядочить таковую и обеспечить крышевание по всем международным нормам. Основными центрами пиратства были Балтика (Ганзейский торговый союз), Средиземное море (маршруты из Европы на Ближний Восток и в Африку), Индийский океан (пряности, шёлк и прочие азиатские ништяки для арабов и Европы), Карибское море (индейское золотишко для Европы), Юго-Восточная Азия (чай и вещества), а с XIX века и Восточная Африка (в связи с прокладкой Суэцкого Канала, сократившего путь из Индии в Европу по морю). Причём последний остаётся таковым до сих пор.




В Древней Греции попиратствовать вдоволь было самым что ни на есть обычным занятием. Сама обстановка располагала: множество островков, где нетрудно было заховаться, плюс оживлённая торговля с соседями типа Финикии и Египта. Как тут удержаться от соблазна, когда руки сами тянутся к топорам? Плюс товаром могли послужить даже людишки с захваченного судна: таки да, рабовладельческий строй. По легенде, пираты как-то захватили в плен самого бога Диониса. Правда, красавец-юноша попытался им ненавязчиво намекнуть, что они не того взяли: по мачтам поползла виноградная лоза, а на палубе внезапно появились лев и медведь. Но пираты оказались не из робких, либо не понимали таких намёков. В итоге им пришлось доживать свой век в шкурах дельфинов. Заодно и ручонки покороче стали.

Но это только присказка, а сказка самая мякотка состоит в том, что пираты на Средиземном море были почти при любой эпохе - от античности до Средневековья. Был небольшой перерыв во времена господства Рима, когда понятия пиратов несколько вступили в противоречие с государственной машиной Республики. Тогда в Средиземное море вышли боевые триеры, причём под командованием «уберъюнита» Гнея Помпея и оснащённые как для полномасштабной войны с крупным государством. Очистить Средиземное море от пиратов удалось всего за 40 дней, однако с падением Рима старое прибыльное ремесло вновь возродилось.




Наиболее наглыми пиратами долгое время являлись берберы из Северной Африки, которые с завидной регулярностью набигали на Европу, начиная от Испании и заканчивая аж Исландией. Один раз они даже поставили на счётчик саму Пиндосию. Пиндосы, что интересно, сначала заплатили, а потом прислали-таки флот, отвесивший алжирским пиратам неиллюзорных пиздюлей. Главной целью набигания был захват населения, с целью продажи на восточных рынках. Работорговля была такой активной, что тягалась с негритянской. Данная тема была широко раскрыта в документальном фильме BBC «Белые рабы и золото пиратов». Именно эти пираты и могут с полным правом называться корсарами, поскольку «корсо» - это как раз лицензия на право пограбить белых неверных соседей с севера.

В раннем Cредневековье на морях господствовали викинги, не разделявшие пиратство и торговые походы; собственно, изначально так назывался сам поход (например, «ушёл в викинг»). Кому интересно - луркайте соответствующую статью.
Не менее традиционными (как минимум с IV века) были ирландские пиратские кланы, большие любители кожаных лодок. Первое время их интересовали рабы с валлийского побережья, из которых наиболее известен св. Патрик. В последующее время они отличились гоп-стопом остатков Непобедимой армады, обогнувшей Шотландию и возвращавшейся в родную Испанию. В ходе этого Великого лова пираты, на радость всему острову, добыли и картофель вкупе с секретом его выращивания.

Балтийское море облюбовали витальеры, или «виталийские братья» (фаш. vitalie - хавчик). Эти ребята промышляли по берегам Балтики во времена светлого Средневековья (XIV-XV века), когда вовсю процветало «береговое право»: товары, найденные на берегу после кораблекрушения, становились собственностью землевладельца, которому принадлежал этот участок берега. Но была одна оговорочка мелким шрифтом: если никто из жертв кораблекрушения не оставался в живых. Витальеры усиленно помогали кораблям садиться на мель, в нужное время гася сигнальные костры, а также обеспечивали по мере сил 100%-ную смертность после кораблекрушения, чтобы с полным правом завладеть товарами. Говорят, жилось им привольно, поскольку народ так и мечтал прибиться к их братству. Изначально были как раз наймитами, и не сбродом быдла, а таки предводительствовались дворянами. Для алчущих moar - луркать расово неотечественное кинцо «Тавэрна „Ямайка“».
В этой стране были ушкуйники - речные и не только пираты (бояр. ушкуй - такая шняга). Водились на Волге, Каме, на Балтике и в Каспии. Чаще всего не занимались разбоем постоянно, а организовывались из местных пацанов на предмет «пойти пощипать соседа». Наиболее отличился в таких походах Новгород. Порой набигали и далеко на Восток, аж до Югры (ныне ХМАО). В эпоху покорения Келигова мередиана успешно взялись за старое и давали вооот тааакенного дрозда всяким мутным ксеноморфам.

Тактика и стратегия у пиратов долгое время была неизменной. Внезапность и скорость. Стремительным домкратом они набрасывались на встречные судёнышки, грабили, топили и съёбывались. Для данной цели пираты использовали специальные, сугубо пиратские суда на вёсельной тяге: шебеки, бригантины, и т. д. И похуй на безветрие. Заприметив корабль, пираты пристраивались к нему в кильватер, и догоняли, постреливая из парочки пушек на носу. Прикол в том, что в древности корабли не были оборудованы кормовыми пушками (в морских сражениях они были нужны, как собаке пятая нога, ведь корабли сходились бортами и тупо перестреливались), поэтому корма у них была беззащитна. Ответить наседающим на жопу пиратам можно было только матом (извините за стихи). Поэтому хлипкая пиратская говнолодка могла запросто захватить немаленький торговый корабль,

хозяин которого сэкономил на пушечках и мушкетиках. Так благодаря пиратам на кораблях стали устанавливать кормовые орудия. И теперь уже сами пираты стали методично получать по соплям от удирающего парусника, а наблюдатели на кораблях стали чаще мониторить заднюю полусферу, не давая разбойникам подкрасться ВНЕЗАПНО. В итоге тактика подкрадывания сошла на нет, и пираты были вынуждены использовать классическую «честную» систему боя - борт к борту. При этом наглости у них заметно поубавилось. Ведь даже трёхпушечная батарея на какой-нибудь торговой лохани могла успеть некисло так накидать гордому пирату чугунных пиздюлей. Особо умные пираты использовали различные уловки навроде переодевания, да и банально выслеживали корабли, которые по неизвестным причинам отстали от флотилии. Черная Борода не брезговал дымовой завесой: если ветер дул в сторону противника, то поджигал бочки с серой и ловил лулзы от слепого, как новорожденный котенок, врага.

Однако во все времена торгаши надеялись, что пронесёт. ИЧСХ, рано или поздно не проносило. Так что пираты существовали в основном за счёт жадности торговцев, которые жалели потратить часть профита на хорошее прикрытие или хотя бы вооружение самого корабля. Наглядно этот принцип работает и в наши дни возле берегов Сомали: у пиратов адская аллергия на корабли, в поддержку которых может прийти какой-нибудь «Адмирал Ушаков» или даже менее серьёзная вундервафля; полно же лохов, которые надеются на авось и ходят без охраны. Ну вот и имеем то, что имеем…

Так уж сложилось, что в современной культуре образ пирата практически всегда комичен. И чем свирепее пират - тем он оказывается смешнее. Взять хотя бы того же Бармалея, или Джека Воробья, или Джеймса Крюка. Все эти пираты напоминают таких нелепых дядек с повадками мальчишек. Однако именно это и вызывает радость у целевой аудитории. Всегда забавно смотреть, как непутёвый пират огребает со всех сторон, при этом не переставая излучать пафос и злобно, по-джигурдински рычать. В мыслях как-то не приживается образ пирата-отморозка. Да, «он негодяй, он подлец, он жалкая, ничтожная личность»©, но он, сцуко, харизматичен же! Классический пират - это гордый красавец за штурвалом быстрой шхуны, несущейся к приключениям. Ну или, на худой конец, это смешной пьяный бородач, прыгающий на палке…

Всё остальное нами не воспринимается. Вот поэтому дети играют в пиратов, девушки без устали шликают на них, и все скопом идут втыкать очередных «Пиратов Карибского моря». И срать на то, что вытворяли пираты на самом деле. Хмурый, неприветливый образ True-пирата уже давно заслонён мужественным благородством Блада, остроумием Сильвера и ужимками-прыжками Воробья.
Однако будет несправедливо мешать реальных пиратов с полным говном. Они, конечно же, говном были, но не полным.
Во-первых, пираты вообще не страдали ксенофобией. В команде пиратского корабля легко уживались европейцы, китайцы, арабы, индусы и прочие чуркобесы. Интернационал, ёпт… Более того, исключительно белой командой мог запросто руководить негр преклонных годов.
Во-вторых, пираты были на редкость веротерпимы. Сплошь и рядом перед отплытием пиратского корабля из порта на баке католики служили мессу, на юте пастырь причащал протестантов, а вокруг грот-мачты 3,5 индейца отплясывали ритуал удачной охоты.
В-третьих, дисциплине, царившей на пиратских кораблях, мог позавидовать любой военный корабль того же британского или испанского флота. Дисциплина на пиратских посудинах была не просто строгой, а пиздец какой строгой. Но строгач компенсировался набором плюшек, ради которых всё это можно было терпеть. А именно:

Демократия!

И хоть шаблон рвётся от зюйда до оста, это было действительно так. На пиратском корабле все решения принимались совместно. Пираты реально проводили голосования, в которых на равных правах участвовали все члены экипажа от капитана до буфетчицы. Более того, должность капитана тоже была выборной. Пираты выбирали самого авторитетного мужика, которому доверяли свои задницы. И они спрашивали с него, если что не так. Если капитан начинал борзеть, беспредельничать и жадничать, его тут же смещали. В лучшем случае - разжаловали до матроса. В среднем - высаживали на необитаемом острове с бутылью воды и заряженным пистолетом. В худшем - вешали на рее в назидание преемнику.

Пиратский кодекс




Понятное дело, что соблюдать его пиратов побуждала не какая-то там честь (она у них отсутствовала за ненадобностью), а жизненная необходимость. Кодекс гарантировал поддержание дисциплины на корабле, потому как сдерживать в рамках полсотни головорезов - штука непростая. Стоит им почувствовать слабину, и грянет бунт или резня «каждый сам за себя» - в любом случае кораблю 3,14здец. Кодекс был короток и прост как дверь от сарая, зато его могли понять и запомнить даже самые тупорылые дауны. А если кто-то и не догонял, то ему быстренько разъясняли посредством вразумляющих пиздюлей. Пиратский кодекс напоминал уголовные понятия (неудивительно, ибо и там и тут имеет место быть общество суровых мужиков в ограниченном пространстве), но с выкинутой «шелухой». Только самое основное и жизненно необходимое. В мультиках и фильмах пиратов показывают постоянно ругающимися, дерущимися, играющими в карты и кости, не вынимающими трубки изо рта. Всё это, естественно, ложь, пиздёж и провокация. По пиратским законам за оскорбление товарища можно было легко схлопотать плетью, за удар по морде и тем более драку пизды вламывали до поросячьего визга (40 ударов плетью или палкой). Азартные игры были запрещены (ничто так не провоцирует конфликты, как сабж, а разборки на корабле, посреди океана - это без пяти минут пиздец). Ну а если какого-то долбоёба угораздило пыхнуть в трюме, возле пороховых бочек, то могли вообще за борт выкинуть нахуй. Убийство товарища каралось смертью… Ну или посвящением в робинзоны. Поэтому при всей своей стрёмности пираты отличались редкостной дисциплинированностью.

Но что особо любопытно: самым страшным преступлением (даже хуже крысятничества и убийства) у пиратов считалось изнасилование женщины, то есть вступление с ней в интимную связь без её согласия. За это пираты убивали провинившегося без разговоров. Хотя подобная нравственность тоже не связана с благородством флибустьеров. Во все века было известно, что баба на корабле - это к несчастью. Из-за шлюх пираты передерутся гораздо круче, чем из-за блэкджека. Поэтому баб было проще запирать в трюме и вытаскивать оттуда только за выкуп. Ну и, конечно же, про убийство женщин в кодексе тоже ни слова. Значит, предусмотрительный капитан, дабы не вызывать срывание планки у спермотоксикозной команды, тупо повторял подвиг Стеньки Разина, вышвыривая всех пленных с сиськами за борт.

Делёжка

Хапанув лута, команда приступала к делёжке. Это был очень деликатный момент, весь на нервах, поэтому на капитана возлагалась особая задача: не обделить себя любимого, но и не зажать слишком много. В первом случае его залошат и потом будут требовать делиться бо́льшим. Во втором - прогонят ссаными тряпками с капитанской должности за жадность. В связи с этим, делёж ништяков лично капитаном проходил долго, аккуратно и вдумчиво, под чутким контролем родной команды. Награбленное делилось таким образом:
Сначала выделялся заранее оговоренный фонд, куда входили расходы на нямку, лекарство, обслуживание корабля, компенсации раненым (см. ниже) и прочие накладные расходы. Вышеуказанные суммы из делёжки исключались. Далее, в зависимости от успешности рейда, выделялась некая доля, под которую подгонялся весь добытый лут, а затем начиналось самое интересное: от 3х до N долей получал капитан, от 1+ до 3х - старшие моряки (боцманы, штурманы и т. д.), рядовым матросам полагалось по одной доле; ну и чтобы никто не ушёл обиженным, всяким нубам, юнгам и прочим шлимазлам выдавалось по 1/2.

Пленники

Богатые пленники пиратами котировались, так как за них можно было получить выкуп, посему в плен их брали всегда и с удовольствием. С нищебродами всё обстояло сложнее. Если захват корабля встречал активное сопротивление, то обычно матросню выпиливали сразу и всю, без особых зазрений совести, либо превращали в рабов с соответствующими условиями содержания. Если же (как чаще всего и получалось) штурм был мирным, то морячкам обычно предоставлялась возможность податься в пираты, при наличии вакансий или если корабль ограбленных приглянулся пиратам и они собирались его угнать. Так бывало не всегда - зачастую пираты просто облегчали корабль от «лишних» припасов и сокровищ и отправляли его восвояси. Порою предварительно поджигали. Но в целом попадание в пиратский плен было равносильно попаданию в ад: скудная и самая поганая хавка, мизер воды, содержание в трюме и т. д. Иногда, чтобы не париться с охраной пленников или при отсутствии места для их коллективного содержания (корабль-то не резиновый, йопт), их запихивали в бочки из-под воды или солонины. В последнем случае, помимо не очень комфортных условий, в бонус доставались запах и червячки. Если пленник на свою беду доживал до порта назначения, то с гарантией становился инвалидом.

Компенсации

Самый поразительный аспект пиратской жизни, которым не могли похвастаться тогдашние солдаты и матросы на службах Их Величеств. Пираты выплачивали своим товарищам компенсации за полученные увечья. И чем сильнее был покалечен товарищ - тем больше бабла ему отсыпали. Старых пиратов, «списываемых» на берег, коллеги тоже не бросали. Их отпускали «на пенсию» с солидным выходным пособием. Вот вам и пираты! К примеру, в уставе капитана Барта Робертса указано, что ежели кому-то из членов команды по ходу несения службы выпилили конечность или так вообще сделали его небоеспособным, калеке выделяли 800 фунтов стерлингов (нехилая такая сумма). За меньшие увечья выдавали в два раза меньше. Так что шрамы не только украшали пиратов, но и делали их богаче.




Разумеется, пираты не имели ничего общего ни с гламурными голливудскими Джонидепами, ни с милыми сердцу мультяшными раздолбаями, ни с развесёлыми панками из группы Гротеск, ни с задротами-очкариками, продающими Windows 7 и очередной шЫдевр БаринаЪ на Горбушке. Настоящие пираты были чоткими, дерзкими и реальными пацанами. Да-да. Именно так. Пираты были обычной морской гопотой. Трусливой, циничной, тупой, нападающей только при очевидном превосходстве. Среднестатистический пират был обычным быдлом и нищебродом, которому на суше уже ничего не обламывалось, и он отправлялся пытать счастье на просторах мирового океана. Короче, пираты - это отнюдь не романтичные альфа-самцы, ставящие честь превыше всего и склонные к милосердию. Пираты - это обычные бандюганы, руководствующиеся только двумя принципами: воруй и убивай. Выглядел пират как грязный, небритый оборванец болезненного вида (регулярные голодовки, болезни, увечья, авитаминоз и пьянство не способствовали красоте, к тому же в плаванье не принято было мыться). Какой уж тут романтический образ?

Да, и обращает на себя внимание такой факт: «профессиональная карьера» многих, очень многих знаменитых пиратов длилась весьма недолго. Ни Эдвард «Чёрная Борода» Тич, ни Бартоломью «Чёрный Барт» Робертс, ни Уильям Кидд, ни Чарльз Уэйн не продержались и трёх лет. Генри Морган подвизался в качестве пирата четыре года. Остальные покушали мацы ещё быстрее. Причин подобного исхода масса: в сражении откушал свинца, заебанная команда посвятила в робинзоны, да и бывший когда-то товарищ по оружию, который поступил на королевскую службу, зная твои повадки и хитрости, мочканул.
Оригинал взят у mari_ya_77 в Интересные факты о самых знаменитых морских разбойниках ( часть первая )

интересное обо всем

Previous post Next post
Up