saaka сделал у себя в ЖЖ ниже приводимую запись под названием "Русский ТОП-5". Переношу эту запись сюда.
saaka вообще оказался очень острым блоггером. Его айдентити мне не ясна. Поначалу я решил, что он один из бойцов "право-левого синтеза", т.е. нацбол (нацбол - не в смысле принадлежности к НБП, а в смысле направления поиска).
Сейчас уже не знаю.
______________________
Пять наиболее значимых характеристик русского общества.
- (1) - асоциальность
Русский человек уже покинул традиционные иерархии (клан, дом, община и т.д.), но не встроился в иерархии современного общества европейского типа (ассоциации, профсоюзы, партии и т.д.) за отсутствием (вариант: невозможностью) такового в России. Средний русский предоставлен сам себе, что делает его идеальным объектом социальной инженерии (как в "хорошем", так и в "плохом" смысле этого термина).
Возможная причина: российский проект общества модерна в форме Советского Союза по ряду причин оказался нежизнеспособен. А поскольку "запасного" российского государства (каким была ФРГ для ГДР, или каким является Южная Корея для Северной) рядом не оказалось, русские были выброшены сразу в постмодерн, причем в его чистом виде.
- (2) - политизированность
В России каждый, кто достигает определенного интеллектуального уровня, начинает лезть в политическое пространство. Есть пословица, что у каждого русского мужчины есть свой план спасения России. Те, кто в европейском или азиатском обществе был бы журналистом, дизайнером и т.д., в России превращаются в персонажа политической сферы.
Возможная причина: государство (или, точнее, власть) по ряду объективных и субъективных причин занимает центральное место в жизни российского общества, к нему сходятся все линии социума. Следовательно, заниматься чем-то на высоком уровне и не касаться вопросов власти в России невозможно.
- (3) - паранойя
В России не действует бритва Оккама. Наиболее правдоподобной считается не самая простая гипотеза, а самая сложная. Это ведет к конспирологическому, параноидальному мышлению, со всеми симптомами, характерными для этого типа расстройства: систематизированный интерпретативный бред, сверхценные идеи (см. "политизированность"), недоверие к окружающим (см. "асоциальность") и т.д.
Возможная причина: история России с наидревнейших (домонгольских) времен двигалась деятельностью относительно малых групп, которые всегда уделяли большое внимание эшелонированному легендированию своей активности. Следовательно, восприятие любой официальной точки зрения как заведомой лжи, вероятно, вошло в национальную традицию.
- (4) - нигилизм
В России нет общепризнанной системы ценностей, разделяемой хоть сколько-нибудь значительной группой людей. Полностью отсутствует мировоззренческий консенсус. Нет точки отсчета, вокруг которой мог бы строиться политический, социальный, философский, богословский, вообще какой-либо упорядоченный дискурс. Из-за этого дискурс приходится формировать искусственно, "сверху", и он может лишь слегка маскировать полный распад российского меметического пространства перед теми, кто находится на его обочине.
Возможная причина: Россия на протяжение всей обозримой истории претерпевала масштабные политические и социальные катаклизмы. Земли, которые объединяли под своей властью различные бунтовщики, самозванцы и претенденты на трон, порой превосходили по размерам любое из европейских государств. При этом ни одна из сторон никогда не побеждала окончательно. Из-за этого любое событие российской истории имеет как минимум две трактовки. Все это делает невозможным выстраивание когерентной мифологии и, следовательно, ценностной базы, на этой мифологии базируемой.
- (5) - гигантомания
Очевидна любовь к "большому стилю", крупным проектам, мессианским идеям, сверхдержавности, количественному измерению силы (количестно танков, ТТХ техники, размер территории, объём ВВП и т.д.). Презрение к любым полумерам, максимализм. Худшее обвинение в адрес власти - "слабый царь".
Возможная причина: очень негостеприимная среда обитания. Континентальный климат, централизованное государство, милитаризация общества из-за неудачного геополитического расположения и т.д. Такие стартовые данные почти всегда приводят к "титаническому" (в мифологическом понимании этого термина, "Олимп против Тартара") типу мышления.
Все, эти качества, включая гигантоманию (если понимать ее как доминирование количества, субстанции, "цифры", как дигитальное общество), полностью соответствуют такому состоянию общества, которое характеризуется как "постмодерн".