хорошее размышление о том, что будет после 8 сентября

Aug 23, 2013 15:22

АЛЕКСАНДР ШМЕЛЕВ (из фейсбука, 23 августа):
Теперь чуть подробнее об истинном смысле "выборов 8 сентября" и о том, зачем, на мой взгляд, власть так упорно настаивает на участии в них Навального.
Для этого сперва я обозначу несколько тезисов, которые для меня более-менее очевидны, как по общему знанию об устройстве действующей "системы", так и по той информации, которая поступала ко мне с разных сторон все это время.
1) В декабре 2011 года власть, действительно, испугалась и не понимала, что делать. Кошмар "оранжевой революции и ее Майдана", которым предыдущие 7 лет околокремлевские обитатели пугали друг друга как абстрактной страшилкой, неожиданно оказался явью. А учитывая общую неразбериху, царившую тогда в Кремле (конфликт Суркова с Володиным, "хромая утка" Медведев в роли Верховного Главнокомандующего и т.д.), никто не понимал, как на эту явь реагировать. "Нашисты" и прочие, которые должны были бы выйти навстречу революционерам, куда-то испарились, оставив от себя одну лишь Свету из Иваново, а недовольный народ выходил на улицы все в большем количестве. В общем, в течение какого-то времени настроение там было близко к паническому. Потом, конечно, они смогли взять себе в руки и восстановить единоначалие, а протестное движение, наоборот, предпочло взять двухнедельную паузу, провести один митинг и вообще разъехаться на каникулы. Но ощущение этой паники они не забыли.
2) По крайней мере, какая-то часть высокопоставленных силовиков и чекистов изначально воспринимала возвращение Путина в президентское кресло как шанс "наконец, очистить страну от иностранной агентуры, расплодившейся у нас с тех пор, как мы начали ослаблять хватку после смерти Иосифа Виссарионовича" (это дословная цитата одного из столпов нынешней "системы", осень 2011-го; поэтому, кстати, мне смешно читать рассуждения о том, что, мол, нынешние репрессии против НКО, сирот и т.д. стали следствием исключительно гражданских протестов).
3) Люди, находящиеся сейчас у власти в нашей стране, воспринимают "систему" как некую корпорацию, собственниками которой они являются. А все попытки сместить их со своих постов - как попытки рейдерских захватов, которые должны отбиваться максимально жестко, вплоть до полного уничтожения конкурента. В данном случае - людей, готовых организованно выходить на улицы против Путина и его команды.

Соответственно, главный и, по сути, единственный смысл выборов 8 сентября и участия в них Навального, на мой взгляд, заключается в том, что власть хочет замерить: сколько людей на данный момент в наиболее протестном городе России - Москве - готовы открыто высказаться против всей существующей системы в целом? И, таким образом, скорректировать временной план широкомасштабных репрессий против потенциальных "революционеров".

Какая взаимосвязь здесь планируется, точно сказать трудно. Но скорее всего, самая прямая и банальная.
Если за Навального проголосуют только те 150-200.000 чел., к существованию которых как "пятой колонны" власть уже более-менее привыкла, плюс члены их семей, значит, репрессии можно спокойно запускать. Вот, дескать, потолок протестного движения, больше они все равно мобилизовать не в силах, нам удалось локализовать очаг, теперь ваше слово, товарищ Бастрыкин.
Если таких будет уже миллион, тогда с репрессиями, наверное, решат подождать и еще какое-то время будут продолжать контрпропагандистскую кампанию.
Если 1,5-2 миллиона - вернутся к состоянию декабря 2011, когда они были готовы предлагать любые компромиссы (возврат губернаторских выборов, регистрацию партий и т.д.), лишь бы сохранить власть в целом.
И т.д.

(Хотя возможен, конечно, и обратный вариант, при котором власть ждет как раз высокого результата Навального, чтобы сразу за ним замутить какую-нибудь провокацию в духе "поджога Рейхстага" и разворачивать репрессивную машину уже вслед за ней. Но вероятность его гораздо меньше. С двухходовками у них сейчас плохо).

Поэтому главным слоганом этих выборов, на мой взгляд, должно стать что-то вроде "Открыто заявляешь о том, что недоволен властью, и не хочешь за это в тюрьму? Голосуй за Навального, может, тогда еще и не попадешь".

И вот здесь я должен сказать о том, в чем не согласен с Александр Морозов: на мой взгляд, голосование за Левичева-Мельникова-Митрохина-Дегтярева в данных условиях засчитывается как голос в пользу "системы". Пусть и той ее части, которая ищет "перемен сверху", "внутренней демократизации" и т.д. А важно лишь, сколько именно людей проголосует против "системы" в целом - т.е. именно за Навального.

ПС: Ну, и напоследок несколько слов о позиции, согласно которой высокий результат Навального, якобы, "станет сигналом для власти, что общество поддерживает ксенофобию, вождизм, национализм и т.д.". По-моему, здесь очевидным образом перепутаны причинно-следственные связи. Власть об этом и так знает уже давно. И очень успешно на этом поле играет (от партии "Родина" до антигейской кампании или лагерей для мигрантов). И каждый, кто пытается претендовать на поддержку более, чем 5-7% населения, тоже будет вынужден на этом играть. Иначе - надо заранее смиряться с тем, что из 10% ни за что не получится выйти. Увы.
Previous post Next post
Up