Jan 11, 2012 00:34
Я тут подумал о картине, которая лучше всего отразила судьбу России в 20-м веке.
Это не Тройка Перова. Отнюдь. Перов был сентиметально пошл, и эта его особенность не позволяет ему, Перову, верить. Хотя именовался он "великим реалистом" и "незаурядным выразителем нужд и тягот простого... и т.д". Тройка - всего лишь подобная опереточной декорации карикатура, созданная исключительно на потребу целевой аудитории - либеральной интеллигенции Питера и Москвы
Чешский гений модерна Альфонс Мария Муха, напротив, в советских учебниках величался "салонным, чуждым чаяний", "проникнутым духом буржуазного декаданса" и т.д. Муху не жаловали, как известно, ни нацисты, ни чешский коммунист товарищ Клемент Готвальд сотоварищи. Самое интересное, что и сейчас Муха особым спросом у чехов не пользуется. Хотя после 91-го года его наследие на родине вышло из-под спуда запретов, в гавеловскую эпоху этот мистик-панславист и огромный симпатизёр России, вряд ли бы оказался на коне. Видимо, только в империии Габсбургов, имперскому же стилю модерн, самому последнему прекрасному, сгенерированному европейской цивилизацией, было дано цвести. Получив независимость, чехи предпочли в искусстве мещанские, мелкобуржуазные кубизм и функционализм, которые, в чешском изводе, навечно остались проштемпелёванными какой-то концентрированной, несусветной провинциальностью.
С нацистами всё понятно. Сам гитлер обожал нудную, унылую и просто абсолютно схожую с передвижниками т.н. дюссельдорфскую школу. Муху, который был не только чешский патриот и славянофил, но и масонский мастер 33-го градуса, немцы просто-напросто вогнали в могилу в 39-м году.
Муха бывал в России, будучи славянином, и тонким, чутким человеком, он проник в святая святых русской души, ему было легче постигнуть то, что для урождённого немца, как, например, создателя искусной мертвечины Брюллова, осталось закрытым за семью печатями. И лучшую картину о России написал он.
Я ни разу не видел хорошей репродукции огромного полотна Мухи "Женщина в степи". В сети нет вообще ни единой картинки. В альбоме, который мне сегодня подарили Плаховы, репродукция небольшая. Однажды, взяв в руки фундаментальный и дорогущий альбом "Югендстиль" на немецком языке, ценою чуть ли не в 10 тысяч, я увидел здоровенную, на разворот, репродукцию этой картины 20-го года. И мурашки восторга побежали по спине.
В ночной степи, в снегу, сидит славянка, с измождённым лицом, с полуоткрытым ртом, в крестьянском русском платье, в опорках. Она замерзает, за сугробом видны силуэты волков с горящими глазами.
И над нею, над всей степью, в чёрном небе горит сквозь снежную кашу пурги одинокая белая звезда, окружённая ободочком мертвенного света, как бывает, если смотреть сквозь смёрзшиеся ресницы.
Это очень круто, это охуеть, как круто.