В Историческом музее в Москве проходит выставка "Помпеи: тайна погребенного города", экспонаты которой предоставлены Национальным археологическим музеем Неаполя. Какая тайна имелась в виду организаторами выставки, не ясно. Зато налицо очевидная загадка: откуда в те далекие древние времена взялись относительно современные предметы?
Когда ходишь среди экспонатов, не покидает ощущение, что это выставка предметов века 17-го. Ну может, 16-го. Но никак не 1-го. В эпоху средневековья и то такого не было, все было более примитивным, а некоторых вещей вообще еще не существовало. Напомню, что Помпеи и Геркуланум, похороненные извержением Везувия якобы в 1-м веке, начали раскапывать только в первой половине 18-го века. А научная археология появилась здесь и того позже.
Сопроводительные подписи к экспонатам вызывают еще большее недоумение. Происхождение некоторых предметов просто неизвестно, в каком городе их нашли, никто не знает. Как можно при этом датировать эти предметы с точность до десятка лет, вообще не понятно.
Короче, смотрите. Я отснял почти все экспонаты, их не много, около сотни. Здесь размещаю наиболее интересные.
Браслет, золото.
Серьга, золото.
Ожерелье, золото и изумруды.
Как, интересно, сверлились отверстия в изумрудах? На каком оборудовании? И где оно, почему нам его не показывают? Может все дело в том, что найденные инструменты и станки были просто почищены и отправлены в мастерские для дальнейшей эксплуатации, поскольку не были устаревшими? :)
Фонтан, мрамор. Нашли ли его в Помпеи или же в другом городе - неизвестно.
Статуя Венеры, белый мрамор.
Зеркало, серебро.
Вещь неизвестного назначения, бронза. Найдена где-то в "области Везувия". В общем, ничего не ясно, зато стоит дата - 1-й век.
Как сказано, сосуд для разогревания жидкостей, из бронзы. А по-нашему - самовар. Пользовался им античный житель Помпеи или представитель эпохи барокко, решайте сами.
Кубок, серебро. Почему-то стоит дата 1-й век до н.э. Как определили, что перед катастрофой, убившей город, этим кубком пользовались целый век, не ясно.
Ведро, бронза. Ведро, оно и в Африке ведро. Но, опять же, в каком городе нашли - неизвестно.
Ложки, серебро. Происхождение предметов неизвестно. Почему помпейцы ели ложками, а жители средневековой Европы руками, тоже не понятно.
Ковш, серебро. Ясен пень, 1-й век.
Украшения спинки кровати в виде голов мулов, бронза, Геркуланум. Да, да, кровати, стулья...
Весы, центральный фрагмент, бронза. Как делали в то время проволоку? На каких станках?
Похоже на ключи? Так это они и есть. Справа вообще вместе с замком.
Измерительный инструмент, бронза. Место, где его наши, неизвестно.
Отвес, бронза. Отвес - это просто грузик, подвешенный на нити, которая показывает точное вертикальное направление. Можно подвесить и камень, как в древности, конечно же, и делали. А делать из металла - это только тогда, когда и металл, и соответствующие технологии стали дешевы.
Бальзамарий (слева) и светильник, бронза.
Три грации, фреска.
И еще несколько фресок.
Суд Париса. Известный сюжет о разрешении спора трех богинь о том, кто из них красивее. В широкополой шляпе - Гермес.
Натюрморт. Мешочек с деньгами, инжир и финики. С натюрмортами есть большая проблема, поскольку в Европе они появились только в 16-17 веках.
Еще один натюрморт. Вообще, натюрмортов в похороненных городах около Везувия много.
Натюрморт с морепродуктами. Откуда взят точно, не известно. Зато дата - 45-79 гг. Почему именно 45?
Беседующие женщины. Геркуланум, 3-й век до н.э. Зарисовка обыденной социальной сценки - довольно позднее развитие живописи. К тому же здесь не просто 1-й век, а на много раньше. То есть почему-то решили, что фреска просуществовала целых три века, прежде чем ее засыпало вулканическим пеплом.
Такие дома стояли в Помпеи.
Крылатый Дух. Помпеи, 45-79 гг.