Если вы когда-нибудь видели водолаза в том самом, трехболтовом водолазном снаряжении, с медным шлемом и тянущимся сзади воздушным шлангом, бегущего по причалу за испуганным толстым матросом - значит вы были свидетелем этого подвига.
А если нет - я сейчас расскажу.
Фото взято из журнала Артема Ачкасова.
Чтобы оценить случившееся, надо знать, сколько весит это снаряжение. Шлем с манишкой - около 20 кг, свинцовые грузы на спине и груди - по 16 кг каждый, калоши - в сумме 21 кг, плюс вес резиновой рубахи, ножа и прочих мелочей.
Действующие лица.
Мичман Зацепин, наш бригадный водолаз. Он был не столько высок, сколько широк и обладал нечеловеческой силой. Плоское, вечно загорелое лицо, с очень слабой растительностью, что я не раз замечал у очень сильных людей. Один из его подвигов был совершен 13-го числа, когда, как всем известно, военные моряки получали жалованье. На свою беду два гопника, тех еще, теперь таких не делают, решили попросить его поделиться, подкараулив недалеко от части. Классическим образом были схвачены за шиворот, стукнуты лбами друг о друга и приволочены на КПП части, откуда, приведенные в чувство нашим доктором (о нем речь ниже) сданы на руки вызванной милиции.
Подобно легендарным, штучным специалистам, вроде какого-нибудь уникального фрезеровщика или стеклодува, говоривших с директорами предприятий на "ты", Зацепин обладал независимым характером и несдержанным языком, насколько это возможно на воинской службе. Водолаз он был классный и мастер на все руки. У него имелся свой водолазный бот, переделанный из деревянного торпедного катера 183-го проекта, на котором он перемещался по бухте.
Матрос Беридзе. Почему он не смог откосить от службы, история умалчивает, но служить не хотел категорически, тем более на флоте. Поэтому изображал из себя стопроцентного долбоеба, каковому ничего сколько-нибудь ответственного поручить нельзя. Не помогали ни гауптвахты, ни отеческие "внушения" годков. В конце концов стало ясно, что держать его на боевом ракетном катере попросту опасно, и его отдали на перевоспитание мичману Зацепину, тому как раз нужен был помощник. И Зацепин рьяно взялся делать из него человека.
Да не на того нарвался...
События произошли в очередной парково-хозяйственный день. Это когда начальство решает, что в выходной день всем мичманам и офицерам свободным от дежурств, обеспечений, патрульной службы, сопровождения групп матросов за пределы части - тем не менее нехрен сидеть дома с семьей, а пусть-ка они побудут в части под предлогом наведения еще большего порядка в ее пределах.
Ускользнуть было практически невозможно, даже когда наш любимый доктор, тогда еще майор медицинской службы, весельчак Семен Аронович заявил на совещании у комбрига, что приличному еврею неуместно в субботу заниматься какой-нибудь работой, это ему не помогло, ему было заявлено, что приличные евреи свинину на камбузе не трескают. И вообще!
А вот наш брутальный флагманский мускул, начальник физподготовки, наоборот, это мероприятие приветствовал, заявив, что вместо того, чтобы пидарасить ковры по приказу жены, он лучше устроит спортивные мероприятия после большой приборки и обеда.
А пока шла приборка, более-менее высокое начальство слонялось без дела. Наш начфин Недосейкин, отчаянный матерщинник и шахматист, всегда организовывал игру где-нибудь в тенечке. Тоже был выдающийся специалист своего дела. Известно, что военнослужащие периодически получают дополнительные деньги, ну, командировочные например, размер которых может существенно колебаться по воле начальника финансовой части.
"Голуба, - гнусавил Недосейкин, называя по памяти пункты и статьи каких-то таинственных финансовых документов, - вот по этой статье я могу тебе заплатить, а согласно этой - нет. Что делать будем?"
"Не вопрос, - отвечал клиент, - все будет!"
Однако, к чести финансиста, этот вопрос почти всегда был чисто символическим. Ему вполне хватало признания деньгополучателями своего могущества. Обладая острым умом и феноменальной памятью, он редко проигрывал. Один раз я был свидетелем такого проигрыша в присутствии его 12-летнего сына.
" Мудак!, - заявил отпрыск, - тебе надо было слоном ходить, а если бы соперник сыграл так, то ты должен был сыграть эдак!"
"Сам мудак!, -отвечал финансово-шахматный гений, - а что он мог вот так сыграть, ты ни х.. не видишь?"
Тем временем Зацепин пришвартовал свой катер к Т-образному причалу, облачился с помощью Беридзе в снаряжение и пошел под воду по какой-то своей надобности.
И тут наступил час мести. Недоумок (или слишком хитрожопый) Беридзе решил отплатить своему мучителю и стал вращать ручную воздушную помпу так, что водолазу не хватало воздуха. Из шлема водолазного костюма есть телефонная связь наверх,которую можно выводить на громкоговоритель. На требования увеличить подачу воздуха и тревожные подергивания сигнального конца коварный кавказец не реагировал. Зацепин понял, что так его просто удушат. Он поднялся на водолазный трапик, сам скрутил передний иллюминатор, чтобы получить возможность дышать, но совершил одну ошибку - немедленно бросился на грузина, а надо было подождать, когда снаряжение будет снято. Вот тут и наступил эпический момент, описанный немногочисленными свидетелями
Перетрухавший Беридзе несся по причалу, а за ним, гупая свинцовыми подошвами по асфальту, бежал мичман. Из медного шлема раздавался глухой вой: "Убьююююю, сууука!!!" Это при том весе, который был на нем! Злодея спасло только то, что водолаз был остановлен размотавшимся на полную длину воздушным шлангом, вкупе с проводом он имел прочность на разрыв около 200 килограммов, тут и зацепинских сил не хватило.
Я не знаю, расправился ли с обидчиком мичман потом, но Беридзе от него забрали и перевели служить на береговую базу, на продовольственный склад. Однако и здесь он не удержался долго, и стал в итоге подводником. Это был венец его карьеры. В столовой личного состава после каждого приема пищи оставалась масса объедков, которые сваливались и сливались в обитую оцинкованной жестью подводу. А смирная лошадь под управлением грузина отвозила ее на свинарник, к радости многочисленных поросей, нагуливавших там на флотском харче жирок.
Но Беридзе отличился и здесь. Как-то флотская комиссия проверяла подсобное хозяйство и обнаружила двух жизнерадостных кабанчиков с надписями краской на боках. Соответственно - Комбриг и Начпо. Начальник политотдела, если кому непонятно.
Сперва решили, что это просто издевательство, но расследование показало, что так Беридзе обозначил свинов, откармливаемых с особым старанием для указанных надписями лиц. Скандал!
"Сууука!, - орал теперь уже командир бербазы, - ты у меня домой под елочку поедешь!"
А надо знать, что 27 сентября каждого года Министр обороны издавал приказ о призыве на воинскую службу нового личного состава и увольнении в запас старого.
Маршал Малиновский подписал приказ,
А салаги плачут - это не про нас.
радовались годки. А тут нюанс. Командир части мог уволить и в октябре, и в ноябре, и 31 декабря, под елочку!
Для этого были разные причины, не только дисциплинарного характера, а просто могло не быть подготовленного специалиста на смену уходящему. И в этом иногда кроется жестокость годков, гоняющих молодых. Пока те не смогут полноценно их заменить - сидеть старослужащим до упора.
Но и тут Беридзе показал себя. "Не под ёлёчку, а сразу после приказа, и не поездом, а самолетом", - заявил он.
И сообщил, что есть у него тетрадка, в которую он записывал, кому и когда на продскладе выдавали копчености, осетровые консервы, всякие там языки в желе, гуси в собственном соку и прочее, чего мы не только не пробовали, но и не слыхали о таких вещах. И кому он лично носил такие вещи по месту жительства.
Легенда гласит, что в симферопольском аэропорту, проходя на посадку рейса "Симферополь - Тбилиси", он честно вернул заветную тетрадь сопровождавшему его в качестве эскорта офицеру бербазы.
В этом рассказе сплелись мои личные наблюдения, свидетельства очевидцев и, возможно, мифы, зачастую при внимательном рассмотрении имеющие реальные корни...
Моряки привирать не станут, вы же знаете :)