Обратная сторона холодного синтеза

Oct 28, 2017 00:10

Любая медаль, как известно, имеет обратную сторону. Любая палка имеет два конца. Технологии холодного ядерного синтеза не станут исключением и смогут использоваться не только во благо, но и во вред.

Как и большинство технологий, холодный ядерный синтез будет технологией двойного назначения - не только гражданского, но и военного.

Сделать новую бомбу с помощью технологий холодного синтеза, конечно, не получится - нет эффекта взрывного расширения вещества, нет мощного излучения, нет цепной реакции. Однако это не значит, что технологии холодного синтеза не будут иметь военного применения - очень даже будут.

Компактный и мощный реактор, заправки которого хватает на месяцы работы, позволит строить самолеты с неограниченной дальностью и временем полета. Особенно это касается беспилотников, потому что экипаж пилотируемого самолета все равно нуждается в питании, отдыхе и отпуске, а вот беспилотник с реактором синтеза сможет непрерывно патрулировать небо месяцами.


Реактор размером с автомобильный аккумулятор и мощностью 10 киловатт, способный работать длительное время без подзарядки, позволит создавать торпеды с неограниченной дальностью действия. Если не хватит мощности одного такого реактора для достижения нужной скорости хода - можно будет установить два, три, пять.

Точно так же можно будет создать крылатую ракету с неограниченной дальностью полета.

Мощные и компактные энергетические установки сделают возможным создание и применение совершенно новых видов оружия, для которых в прошлом элементарно не хватало энергии.

Например, рельсотрон (railgun) - ускоритель массы, который способен разогнать до большой скорости любой токопроводящий (металлический) снаряд или пулю. Наряду с сугубо техническими проблемами создания эффективного рельсотрона существует энергетическая проблема - высокий расход энергии.

Высокие энергетические запросы рельсотрона в настоящее время позволяют устанавливать его только на большие корабли или стационарные (береговые) огневые точки. Однако появление реакторов синтеза откроет возможности для использования рельсотронов на малых кораблях, а также в артиллерии, танках, авиации.

Мобильный рельсотрон на автомобильной платформе может стать мощным средством ПВО, сопоставимым по эффективности со многими современными ЗРС, но при этом более компактным, скоростным и с большим боекомплектом, потому что вместо тяжелых ракет в нем будут использоваться пули или малокалиберные снаряды.

Танк с рельсотронным орудием сможет уничтожать хорошо укрепленные объекты на дистанции, которая сегодня доступна только артиллерии и системам РСЗО. Однако и сам танк будет уязвим для рельсотронных орудий, которые смогут с расстояния более 5 километров насквозь пробивать броню за счет одной только кинетической энергии снаряда, от которой не защитит никакой материал.

Другой вид оружия, который может получить развитие при появлении мощных компактных энергетических установок - это лазеры. Сегодня боевое применение лазеров ограничено их небольшой мощностью, которая в числе прочего продиктована возможностями источников энергии. Если станет возможно устанавливать на мобильные платформы источники энергии с мощностью более 1 мегаватта, не требующие подзарядки и больших объемов топлива - это откроет возможности и для создания мобильных боевых лазеров.

Еще одно вероятное применение реакторов холодного синтеза в военном деле - обеспечение энергией экзоскелетов.

Экзоскелет - это роботизированный костюм, позволяющий многократно увеличить силу человека (в военном применении - силу солдата). Экзоскелеты показаны в таких фантастических фильмах как Железный человек и Чужие (погрузчик, в который залезала лейтенант Рипли - по сути экзоскелет).

Опытные образцы экзоскелетов сегодня уже существуют, однако они непрактичны, потому что используют внешний источник энергии, к которому привязаны кабелем. Компактного и мощного источника энергии, который можно было бы разместить прямо на самом экзоскелете, не утратив всех его преимуществ - пока не существует. Реакторы синтеза могут стать именно таким источником. Возможностей, показанных в фильме Железный человек, достичь вряд ли удастся, а вот нечто вроде экзоскелета-погрузчика из фильма Чужие - вполне.

Экзоскелеты-погрузчики - это пример гражданского применения, однако и военный вариант не заставит себя долго ждать. Экзоскелеты для солдат позволят нести оружие и боеприпасы весом в сотни килограмм, в том числе и мощные боевые лазеры с рельсотронами.

Сегодня все это выглядит фантастикой.

Да, это пока фантастика. Но появление рекаторов холодного синтеза быстро превратит всю эту фантастику в реальность.

Невероятно?

Так если бы рассказать средневековому человеку про современные виды оружия - танки, дальнобойную артиллерию, РСЗО, авиацию, подводные лодки - он бы тоже отнесся к этому как к фантастике, вымыслу, небылицам.

Да что там средневековому человеку - рассказать про современные компьютеры, планшеты и смартфоны инженеру середины 50-х - он бы тоже отнесся с недоверием - сказал бы, что нельзя разместить такое количество радиоламп в настольном устройстве, чтобы добиться хранения и обработки хотя бы мегабайта информации, не говоря уже про гигабайты.

Один из британских министров в 50-е годы в своем докладе заявил, что Великобритания планирует построить пять компьютеров и этого будет достаточно для решения всех математических задач в стране. Сегодня это заявление звучит как анекдот, а тогда воспринималось вполне серьезно, потому что целых пять компьютеров - это было ого-го!

Возможность применения ядерной энергии на практике оспаривал сам Резерфорд - вот его слова, сказанные в интервью 30-го года:

"Расщепление атома - это всего лишь наиболее элегантный эксперимент. Элегантность его в том и состоит, что он не имеет никакого практического применения".

Еще один пример - в начале 20-го века в Лондоне всерьез обсуждались перспективы стремительного роста числа кэбов. Власти были обеспокоены тем, что при сохранении темпов роста весь город будет покрыт слоем конского навоза. И это было во время, когда уже появились автомобили. Просто в тот момент автомобиль еще считался экзотикой и лондонские власти не предполагали, что вскоре автомобильный транспорт полностью заменит гужевой и вместо проблемы конского навоза возникнет проблема пробок и загрязнения воздуха.

Так и с реакторами синтеза - сегодня многие продолжают считать это фантастикой, но пройдет время - десять, двадцать, тридцать лет - и фантастика станет реальностью.

При этом реальностью станет не только мирная часть фантастики - про автомобили, не требующие заправки, про личные электростанции, с которыми можно построить комфортный дом в любом месте, про сверхбыстрые и недорогие авиаперелеты.

Реальностью станет и военная часть фантастики - про рельсотроны, лазеры и экзоскелеты.

Новая энергетика изменит не только экономику и политику, но и вооружение, тактику боевых действий, а возможно и стратегию тоже.

Однако самая опасная из обратных сторон холодного ядерного синтеза заключается не в том, что он сделает возможными новые виды вооружений и военной техники - рельсотроны, боевые лазеры, экзоскелеты и что-нибудь еще.

Самое опасное в другом.

Есть у человечества такое нехорошее свойство как неумеренность.

Сколько чего ни дай человеку - все оприходует, потратит, промотает, сожрет и просрет.
Что не сожрет - то оторвет, поломает и выбросит за ненадобностью.

Так может получиться и с энергетикой нового поколения.

Станет энергия в 10 раз дешевле - будут тратить в 10 раз больше.
Станет энергия в 100 раз дешевле - будут тратить в 100 раз больше.
И так до бесконечности.

За примерами далеко ходить не нужно - современный человек обеспечен энергией в значительно большем объеме, чем житель средневековья или античности, но как он ей распоряжается?

Дома мы пользуемся приборами общей мощностью в несколько киловатт - это примерно 5 лошадиных сил. Каждый второй пользуется личным автомобилем, под капотом которого еще сотня лошадиных сил, а то и две. Мощность заводского оборудования - сотни, тысячи, десятки тысяч лошадиных сил. Это в десятки или даже в сотни раз больше того, чем располагали наши предки, у которых в хозяйстве была пара лошадок, корова и дровяная печь.

Но так ли эффективно мы пользуемся той энергетикой, которой располагаем сегодня?

Большая часть энергии современного автомобиля расходуется на перемещение самого автомобиля. Масса автомобиля - около тонны (для навороченного джипа - две тонны и больше), масса водителя - около ста килограмм. 90-95% перемещаемой массы - это сам автомобиль.

И многие при первой же возможности покупают более крупные и тяжелые автомобили, с более мощными двигателями, тем самым повышая долю энергии, которая расходуется на перемещение самого автомобиля и понижая КПД использования той энергии, которой они располагают.

Стояние в пробках, созданных тем, что каждый пытается доехать до работы на личном автомобиле, а не на общественном транспорте - тоже лишний расход энергии и понижение эффективности.

Современный человек готов ради ерунды проехать лишние десять километров и потратить на это лишний литр бензина просто потому, что этот литр у него есть.

И это касается не только пользования личным транспортом. Точно так же люди пользуются вещами - купил, не понравилось - тут же выбросил. Попользовался два дня - выбросил. Распечатал десять страниц документации, прочитал одну страницу - выбросил. И так во всем.

В масштабах страны каждый месяц выбрасываются сотни тонн бухгалтерской отчетности, которую никто даже не собирался читать - просто закон требует ее распечатывать, хранить, а потом выбрасывать. Тысячи тонн товаров, которые не успели прийти в негодность, но вышли из моды или перестали радовать - тоже выбрасываются.

Асфальт, который кладут в лужи, потому что это проще, чем объяснить заказчику, почему не успели положить асфальт в сухую погоду. Проще положить асфальт в лужу, чем вернуть деньги. И такие примеры можно приводить бесконечно.

Печатаем - выбрасываем, покупаем - выбрасываем, надкусываем - выбрасываем, строим - сносим, раскапываем - закапываем, перекапываем, приколачиваем - отдираем, отдираем - приколачиваем...

А ведь все это энергия - энергия, которой мы располагаем сегодня, но тратим ее с низкой эффективностью.

И чем больше у нас энергии - тем менее эффективно мы ее тратим. Чем доступнее для нас становится энергия - тем более расточительны мы становимся. Чем дешевле наша энергия - тем большее она тратится впустую, на ненужные вещи.

Так же может случиться и с энергией, которая станет доступна человечеству после освоения технологий холодного синтеза.

Всю мощь новой энергетики человечество направит на то, чтобы перекопать планету, снести горы на старом месте и построить на новом, осушить одни моря и налить другие, создать на полюсах тропические курорты, а на экваторе зимние.

И военное применение холодного синтеза тоже будет частью нового витка расточительности. Дадут каждому солдату по экзоскелету, каждый из которых расходует относительно немного топлива, но все вместе - тонны, десятки тонн, сотни тонн. И будут бегать в этих экзоскелетах, таская на себе двухсоткилограммовые рэйлганы просто ради тренировки, ради маневров.

Будут обрушивать на противников град рельсотронных пуль и снарядов, на которые будут тратиться миллионы гигаватт энергии, а противник будет закапываться вглубину гор, пробивая тоннели в базальте, на что будут тоже уходить миллионы гигаватт. Будут строить военные объекты, окруженные десятиметровой титановой броней, которую не прошибет ни один рейлган. Изобретут подземные лодки, чтобы пробираться к противнику под толщей грунта, на глубине километра, где опять же не достанет никакой рейлган или боевой лазер.

Потом еще начнут делать золото из железа, что опять же позволяют технологии синтеза, однако данная трансформация уже идет не с выделением, а наоборот с затратами энергии, причем с большими затратами. Вот и будут получать энергию из одного вещества и пускать ее на получение другого.

Сначала переработают одну тонну воды, чтобы получить сто кило золота, потом перереботают десять тонн воды, потом десять тысяч тонн...

Так и будут переставлять местами горы, переливать моря, перегонять воду в золото и соревноваться, чей бункер глубже и рейлган мощнее - до тех пор, пока не уработают всю планету, пока не останется один песок, как в фильме Кин-дза-дза.

При работе установке Вачаева энергия получается из воды, а результатом синтеза является полиметаллический порошок - это по сути и есть песок, только не обычный пляжный, а железный с разными примесями.

Поэтому переработать всю воду в железный песок - очень даже возможно.

И останется песчаная планета, по которой летают пацаки и чатлане в разноцветных штанах. Технологии - космические, а быт - первобытный. Потому что все, что можно было, уработали и превратили в пыль.

Это наверное звучит еще более фантастично, чем рэйлганы с боевыми лазерами, однако планета Марс как-то неприятно намекает, что подобный сценарий уже мог иметь место в прошлом.

Кто его знает, может быть на Марсе когда-то жила цивилизация, открывшая в определенный момент технологии холодного ядерного синтеза и... превратившая свою планету в безжизненную пустыню с красноватым песком, переработавшая всю воду в энергию, которую банально растранжирили, потратили на перемещение гор, переливание морей и подземные войны.

А в перерывах между войнами запускали шаровые молнии, как мы запускаем воздушные шарики - просто для развлечения. Соревновались, кто надует шаровую молнию большего размера. И неважно, сколько на это тратится энергии - ее же кругом прорва - реки и моря.

Соревновались, кто быстрее долетит до Сатурна и обратно. Соревновались, кто самый большой астероид в Юпитер кинет. Соревновались, кто сделает самый большой кратер на Луне. Может быть даже саму Луну построили - говорят, она очень похожа на искусственный объект.

В общем, растранжирили марсиане всю энергию, которая была им доступна. А когда поняли, что натворили - решили поселиться на Земле, договорившись забыть про все технологии и жить в единении с природой. И какое-то время жили, пока не позабыли наказ предков и не принялись добывать огонь...

Было то или не было, существовали марсиане или нет, растранжирили они свои ресурсы или случилось что-то другое - не знаю.

Однако я точно знаю, что если человечество не научится пользоваться доступной ему энергией разумно и умеренно, оно неизбежно превратит Землю в подобие Марса или планету Плюк в галактике Кин-дза-дза.

Это и есть обратная сторона новых технологий.

Поэтому может быть даже к лучшему, что холодный ядерный синтез так тяжело осваивается - с нашим сегодняшним подходом к жизни рано еще пользоваться реакторами, позволяющими получать энергию из воды и использовать ее для синтеза золота.

Технически человечество уже подошло к холодному ядерному синтезу, однако на уровне своего сознания, мировосприятия, менталитета - еще не созрело, не повзрослело, не доросло.

Энергетика, Россия

Previous post Next post
Up