Некий условно «обывательский» взгляд на историю татарских набегов заключается в том, что татары грабили то поляков, то русских, то молдаван, то черкесов. С одной стороны это правда, с другой - поддержка восточноевропейскими странами набегов друг против друга не выражалась только в дипломатии. Они активно помогали грабить друг друга. Изучая стратегию Крымского ханства, нельзя не обратить внимание на Молдавское княжество. Тема «молдавского фактора» широка, поэтому обойдусь тезисами.
- Крымские и буджацкие татары использовали территорию Молдавию для набегания на территорию Польши-Литвы. Это усиливало и расширяло возможности татар в их набеговой активности. В 1575 году, согласно польским источникам, татары ушли через Молдавию, за что отдали половину захваченной добычи господарю.
- Они же, по ходу соглашений с господарями, использовали местные ресурсы для снабжения своих войск во время продвижения через молдавскую территорию (например, «магазины», организуемые молдавскими властями на пути марша татарских войск). Иногда, впрочем, обходились и без соглашений.
- Важная, но малооцененная роль молдаван - это разведка. Молдавские шпионы не только на своих господарей работали, но и снабжали информацией татарских военачальников. Тема ввиду своей важности нуждается в более подробном освещении.
- В случае политических обострений между Молдавией и Польшей политическое руководство Молдавии согласовывало свои военные кампании с Крымским ханством, что имело место в конце XV века, во время антипольского союза Менгли Герая и Штефана Великого. См.
Niemczyk K. Zagrożenie mołdawsko-tatarskie Rusi na przełomie XV/XVI wieku i jej wpływ na politykę wewnętrzną Polski // Наукові праці Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. 2014. Історичні науки. Том 24. C. 104-119.
- Доходило и до прямого военного взаимодействия - иногда молдавские отряды ходили с татарами на Польшу. Проблема был столь актуальной, что поляки пытались добиться от Стамбула запрета молдаванам участвовать в татарских набегах. См., например,
Constantinov V. Lupta pentru putere în Hanatul. Crimeei şi situaţia din Ţara Moldovei în anii 1623 - 1626 // Studia Sieradzana. 2014. №5. P. 49-63. P. 51.
- Еще одна тема - опришки. С одной стороны - украинские народные герои, с другой - поляки постоянно обвиняли молдаван в «подготовке гуцульских боевиков» для дестабилизации обстановке в Покутье. Даже восстание Мухи и Борули было инспирировано Молдавией (по мнению поляков). Что характерно, опришки действовали не только в интересах молдаван, но иногда и с татарами сотрудничали (как в 1621 году). Вот вопрос - было ли это сотрудничество продолжением татаро-молдавских связей, или возникало и развивалось самостоятельно?
- Впрочем, не только «молдавская рука держала татарскую саблю» - если надвигались поляки, господари сами знавали татар и тогда объединенными силами боролись с противником (например, Томша позвал татар в 1612 году, Кантемир будет сотрудничать с ними в конце XVII века).
- Молдавские войска, в свою очередь, принимали участие в «междутатарских войнах» - есть даже подробное описание участия войска Штефана Великого в походе Менгли Герая против Орды в 1502 году (
Violeta-Anca E. Contribuţii privind relaţiile dintre Moldova lui Ştefan cel Mare şi tătari // Codrul Cosminului. № 10. 2004. p. 23-36. P. 32), а в 1629 году в походе Мехмеда и Шахина Гераев на Крым участвовал отряд в 500 молдаван.
- Потребность в взаимовыгодных отношениях привела и к дружественным отношениям между представителями татарских и молдавских элит. Известный пример - дружба Кантемира и Мирона Бернавского.
- Конечно, не всегда все было хорошо, и иногда молдаване не только не предоставляли свою территорию для проведения набега, но даже нападали на возвращавшихся с добычей татар. Впрочем, подобные эксцессы были скорее редкостью.
Использование (часто вполне добровольно-взаимовыгодное) территории Молдавии как плацдарма для татарских ударов по Польше-Литве, а также экономические и информационные услуги молдавской стороны оказывали значительную помощь крымским и буджацким татарам в их рейдах на северо-запад. Периодические попытки крымских ханов посадить на молдавский трон своих ставленников и сохранить влияние в Дунайском регионе объяснялись, думается, стремлением в том числе сохранить «молдавское плечо» для крымских военных операций. Восточноевропейские страны не только «наводили» друг на друга татар обильными денежными вливаниями в Крым. Пример Молдавии показывает, что речь могла идти о куда более тесном сотрудничестве. Говоря о набеговой воздействии Крымского ханства на соседей, мы приходим к выводу, что речь шла о сложной системе, в которую страны региона были включены не только как жертвы татарских нападений, но и временами как бенефициары, получавшие свою выгоду от ограбления третьей стороны.