Вторая часть креатива. Кстати, по поводу сравнений с событиями фильма - все описанное происходило до того, как начался фильм. Поэтому сравнивать пока нечего. Однако все будет!
Персия в V веке до н.э. была сверхдержавой того времени. Огромное государство раскинулось от Средиземного моря до Индии и от Каспия до Египта. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать - вот и карта, желающие могут сравнить (да-да, вот то желтенькое в левом верхнем углу - это Эллада, то бишь территория, заселенная греками).
В общем, реальных врагов, имевших технические возможности поставить Персию на колени, в пятом веке до нашей эры не наблюдалось. Греки персов не любили. Сильно не любили. Почему?
Во-первых, персы были варварами, то есть не говорили на древнегреческом языке. С точки зрения самих греков, это был единственный цивилизованный язык. То есть не говоришь на этом, единственном языке - ты дикарь, варвар.
Во-вторых, подумать только, персы носили штаны. Греки считали, что цивилизованный человек штаны носить не может по определению. А что при климате, чуть более суровом чем в субтропиках, без штанов можно отморозить себе все, что угодно - об этом гордые эллины не задумывались.
Кроме того, персидской имерией управлял император. Деспот, понимаешь, и страшилище. И демократией (которую Аристотель чуть позже метко называл охлократией - властью толпы) там и не пахло. Греки, которые сами никак не могли создать единого государства, считали, что деспотия не может считаться достойным режимом - тем более, персидская.
Возникает вопрос - а кого же греки любили? Отвечаем - никого, кроме себя, любимых. Как вы думаете, при такой их позиции, что о них думали все остальные, в том числе персы? Стоп, только без мата!!!!
Однако у колоссальной Персидской империи возникли проблемы, вполне актуальные и сегодня - это сепаратизм окраин.
На побережье полуострова Малая Азия (современная Турция), в составе Персии, жили греки, так называемые ионийцы. Жили, в общем, как все, платили налоги, служили в персидской армии и являлись полноправными гражданами. Впрочем, не все они были от этого в восторге, предпочитая жить в маленьком, гордом и независимом государстве, нежели подчинятся персидскому царю, правившему в далеком Персеполе.
В этом желании греков-ионийцев активно поддерживали и балканские, то есть независимые греки. Пропаганда действовала, ионийцы сами поверили, что смогут противостоять персам. Для восстания нужен был только повод.
Этим поводом стал неудачный поход персов во главе с царем Дарием в Северное Причерноморье, против скифов. Надо заметить, что скифы, хоть и порядочно намылили Дарию холку, к разгрому его армии были не ближе, чем к завоеванию Антарктиды. Тем не менее, ионийцы решили - вот оно! Враг ослабел!
В 500 году до н. э. восстал Милет, крупный греческий полис, находившийся на побережье Малой Азии и принадлежавший Персидской империи. Восстания окраин для персов новостью не были, отправившаяся на запад армия быстро навела порядок, повстанцы разгромлены, Милет сровнян с землей.
И тут выяснилось, что на стороне восставших воевали и вполне регулярные греческие войска с Балканского полуострова, прежде всего, афинские. То есть налицо была прямая поддержка сепаратистов зарубежными странами!
В V веке до нашей эры к подобным вещам относились проще, чем сейчас, ибо определяющего все и вся мнения международной общественности, подогреваемого и направляемого «независимыми» СМИ, еще не существовало в принципе. Именно поэтому действовало правило: попался - отвечай! Кроме того, персы не могли исключить возможность повторения подстрекательства к мятежу подданых Империи со стороны балканских греков. Для того, чтобы этого не произошло, царь Дарий попытался замирить Балканы.