"Боевой карандаш" - советские карикатуристы в блокадном Ленинграде

Oct 21, 2015 00:25



В блокадном Ленинграде самоотверженно работал сплоченный коллектив художников-карикатуристов, который назывался «Боевой карандаш».
Их плакаты и боевые листки с огромным вниманием читали и рассматривали жители осажденного города, и они своим острым словом и яркими рисунками очень помогали поддерживать дух воинов, защищавших Ленинград.

Коллектив художников-плакатистов родился в Ленинграде еще в конце 1939 года во время войны с Финляндией. В канун Нового года в Ленинградском отделении Союза художников было подготовлено для бойцов-фронтовиков веселое поздравление «Новогодняя елка у белофиннского волка». Это был первый номер «Боевого карандаша», который стал необыкновенно популярным среди бойцов и командиров.

Окрыленные художники с удвоенной энергией принялись за работу. Авторы с гордостью увидели на танках и автомашинах, возвращавшихся с фронта, свои листы. Это было народное признание. За время войны с белофиннами вышло около десятка выпусков «Боевого карандаша» тиражом двести экземпляров (каждый экземпляр раскрашивался вручную). Художники часто вспоминали стихи Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». К карандашу пририсовали винтовку, так появились эмблема и название «Боевой карандаш».


С самого начала Великой Отечественной воины «Боевой карандаш» вступил в борьбу с фашизмом. В Ленинградском отделении Союза художников 23 июня 1941 года собрались инициаторы создания «Боевого карандаша», к ним присоединились новые художники. Вместе они подготовили первый номер антифашистского плаката «Фашизм - враг человечества! Смерть фашизму!», который буквально через два дня появился на улицах города.

В труднейших условиях блокады, в голод и холод, под обстрелом и в бомбежками, художники самоотверженно работали, посылая на фронт свои замечательные листы как острое идейное оружие, вдохновляя на мужество и призывая к мести советских воинов и тружеников тыла. Участниками этой необыкновенной группы с первых дней Великой Отечественной войны были художники-графики И. Астапов, Н. Быльев, В. Гальба, В. Кобелев, В. Курдов, Н. Муратов, Г. Петров, В. Тамби. Эпизодически в группе работали также живописцы и графики Г. Верейский, В. Николаев, В. Серов, Н. Тырса.

Авторами текстов были поэты А.Прокофьев, В.Саянов, Б.Тимофеев, Н.Тихонов и другие.

Среди плакатов, выпускавшихся во время войны, листы «Боевого карандаша» выглядели необычно. Они печатались в технике литографии, как цветные эстампы, что позволяло тиражировать их оперативно и качественно. Здесь художникам помог опыт, полученный ранее в работе над эстампами. Но родство с эстампом было лишь одной из сторон «Боевого карандаша». Определенную роль в его развитии сыграли традиции лубка, традиции патриотической народной картинки.





Владимир Гальба          Владимир Тамби            Валентин Курдов         Николай Тырса

Тематика «Боевого карандаша» была очень широка: это и листы с героическими призывами, и инструктивные плакаты, и повествовательные народные картинки с эпизодами войны, и злые сатиры на фашистских захватчиков. Каждый выпуск «Боевого карандаша» находил отклик.

В своих листах художники и поэты не только разоблачали миф о непобедимости гитлеровцев, но и показывали героизм советских людей, пропагандировали передовой боевой опыт. Используя сводки Совинформбюро и сообщение печати о фактах героизма бойцов, командиров и советских граж­дан, они создавали в своих плакатах яркие и наглядные образы. Художники шли от конкретных фактов, которые обычно ложились в основу названия плаката (И.Астапов «Подвиг воентехника Сигова» и «Смелый лесник», И.Кочергин «Героические эпизоды»).



Они много работали по заданиям Политуправления Ленинградского фронта. «В Политуправлении фронта, - вспоминали карандашисты, - рассказывали, что гитлеровцы, захватив пригороды Ленинграда, увидели на улицах немало наших антигитлеровских листов и познакомились с нашими фамилиями. Фашистская пропаганда обещала после взятия города повесить художников „Боевого карандаша“ как „большевистских агитаторов, врагов фюрера и Третьего рейха“. „Значит в точку! Значит, не зря наш труд“, - говорили художники. Ленинградские художники также самоотверженно участвовали в обороне города: во время тревог поднимались на чердаки и крыши, тушили зажигательные бомбы.





Закончив поздней ночью нужный агитационный лист и передав его для печати, часто засыпали тут же в мастерской. Срочно напечатанный тираж немедленно отправлялся на фронт. Подобно труженикам многих ленинградских заводов и учреждений, художники „Боевого карандаша“ перешли на казарменное положение, поселились в здании Союза художников. Наступила зима 1941/1942 г. Художники вынуждены были перейти работать из просторного светлого выставочного зала Союза в темную, но зато имеющую печку литографскую мастерскую; стали еще ближе к литографскому станку.



В мае 1945 года коллектив художников и поэтов был распущен на 11 лет. Считалось, что в мирное время сатира не нужна. Но в 1956 году состоялось третье рождение «Боевого карандаша». Этот третий период был самым продолжительным и плодотворным творческого коллектива «Боевой карандаш» - 1950-е - 1970-е годы. В это время в нем работали такие замечательные художники, как В. А. Гальба, В. И. Кюннап, М. Б. Мазрухо, Д. Г. Обозненко, В. А. Травин, В. М. Меньшиков, Ж. В. Ефимовский, Б. С. Иванов, Ф. Ф. Нелюбин, В. И. Боковня, и другие.

Творчество «Боевого карандаша» того времени удивительно созвучно сегодняшнему дню. Часть плакатов посвящена проблемам внешней политики: «А он - не слушает ООН» (Ф. Ф. Нелюбин, В. Н. Суслов, 1978), «КаНАТОходцы» (М. Б. Мазрухо, Д. Г. Толмачев, 1959), «За кабинет министров без коммунистов…» (Ж. В. Ефимовский, В. М. Хочинский, 1978).

Previous post Next post
Up