Сексуальная жизнь мужчины, либидо которого зафиксировалось на материнском объекте, обладает одной интересной особенностью : бессознательно он разделяет все отношения с женщинами на платонические и страстные. К одним женщинам у него преувеличенно целомудренное отношение, а к другим женщинам у него " развратно" страстное отношение, где он реализует своё либидо по полной. Почему так происходит? Так происходит потому, что часть его либидо осталась фиксированной на матери. И поэтому в отношениях с женщиной, к которой у него более серьёзные намерения, он не расскрывает полностью свою сексуальность. Это " мадонна", которая бессознательно напоминает ему его отношения с матерью. А инцест , как мы все хорошо знаем, - недопустим.
То есть, это ситуация, о которой в простонародье говорится " Одну женщину люблю, а другую женщину хочу". Такое явление в сексологии называется "комплекс мадонны - блудницы", а в психоанализе расщеплением либидо.
Подробно о механизме и причинах расщепления либидо Фрейд очень подробно и понятно рассказывает в своей работе "Об унижении любви".
"Любовная жизнь таких людей остается расщепленной в двух направлениях, нашедших свое выражение в искусстве как небесная и земная (животная) любовь. Когда они любят, они не желают обладания, а когда желают, не могут любить. Они ищут объекты, которые им не нужно любить, чтобы отдалять чувственность от любимых объектов, и странная несостоятельность в форме психической импотенции наступает, согласно законам "чувствительности комплекса" и "возвращения вытесненного", тогда, когда иной раз какая-нибудь незначительная черта лица объекта, избранного во избежание инцеста, напоминает объект, которого следует избегать.
Главным средством против такого нарушения, которым пользуются люди с расщепленным любовным чувством, является психическое унижение полового объекта, в то время как переоценка, присущая при нормальных условиях половому объекту, сохраняется для инцестуозного объекта и его заместителей. Чувственность может свободно проявляться только при выполнении условия унижения, притом возможны значительные проявления половой активности и сильное чувство наслаждения. Этому благоприятствует еще другое. Лица, у которых нежное и чувственное течение недостаточно слились, не обладают по большей части достаточно тонким любовным чувством; у них сохранились половые ненормальности, неудовлетворение которых ими ощущается как определенное понижение удовольствия, а удовлетворение возможно только с приниженными, мало оцениваемыми половыми объектами."
( З.Фрейд " Об унижении любовной жизни")
Одной из ярких художественных иллюстраций комплекса " мадонна - блудница", на мой взгляд является история сексуальных похождений главного героя романа Людмилы Улицкой " Искренне ваш Шурик". Герой романа фиксирован на материнском комплексе. И в его личной , сексуальной жизни чётко проявляется феномен расщепления либидо: одну девушку он любит платонической любовью ( один полюс комплекса - мадонна) , с другой женщиной, которая значительно старше него, у него каждую неделю бурный, ни к чему не обязывающий секс, в котором он реализует всю полноту своего сексуального инстинкта ( другой полюс комплекса - блудница). И наконец, главной любовью всей своей жизни - герой романа делает любовь к своей матери, с которой он прожил всю свою жизнь, так и не создав свою собственную семью. И собственно история взаимоотношений матери и сына - главная сюжетная линия этого романа.
Хочу привести небольшой отрывок из романа, который отображает комплекс мадонны - блудницы
"Прошло чуть больше двух месяцев с тех пор, как завязалась история с Матильдой, и как же все изменилось. С одной стороны, он как будто оставался все тем же: смотрел на себя в зеркало и видел овальное розовое лицо с черным налетом щетины по вечерам, прямой широковатый нос с точечками в расширенных порах, круглые брови, красный рот. У него были широкие плечи, худые, недобравшие мускулатуры руки и тяжеловесные икры. Безволосая плоская грудь. Он немного занимался боксом и знал, как собирается все тело, как устремляются все силы в плечо, в руку, в кулак перед нанесением удара, как подтягиваются ноги перед прыжком и как все тело, до самой маленькой мышцы, участвует в каждом движении, имеющем назначенную цель, - удар, бросок, прыжок… Но с другой стороны, все это было полной глупостью, потому что, как оказалось, из тела можно извлекать такое наслаждение, что никакой спорт в сравнение не шел. И Шурик с уважением смотрел в запотевшее зеркало в ванной комнате и на свою безволосую грудь, и на плоский живот, посреди которого, пониже пупка, была прочерчена тонкая волосяная дорожка вниз, и он почтительно клал руку на свое таинственное сокровище, которому подчинялось все тело, до последней клетки.
Конечно, это Матильда Павловна запустила в действие этот замечательный механизм, но он предчувствовал, что теперь это никогда не кончится, что ничего лучше в жизни не бывает, и смотрел с этой поры на всех девочек, на всех женщин изменившимся взглядом: каждая из них, в принципе, могла запускать в действие его бесценное орудие, и при этой мысли рука его наполнялась отяжелевшей плотью, и он морщился, потому что понедельник был только вчера и до следующего надо было ждать пять дней…
Зато до встречи с Лилей оставалось всего четыре. Эмоции эти никак не пересекались. Да и как, по какому поводу могла бы пересечься веселая хрупкая Лиля, которую он провожал с лекций по воскресеньям, стоял с ней часами в высоком подъезде старого дома, грел в горящих ладонях ее детские пальчики и не смел поцеловать, - с великолепной Матильдой Павловной, обширной и спокойной, как холмогорская корова, в которой он тонул весь без остатка по понедельникам, именно по понедельникам, когда приходил к ней в мастерскую после окончания сеанса, помогал убирать стулья, а потом провожал в однокомнатную холостяцкую квартирку неподалеку, где ожидала ее кошачья семья - три крупные черные кошки, находящиеся в кровосмесительном родстве. Матильда давала кошкам рыбу, мыла руки и, пока кошки мерно, не торопясь, но с аппетитом расправлялись со своим кормом, она тоже, не торопясь и с аппетитом, подкрепляла себя с помощью прекрасно для этого приспособленного молодого человека.
Мальчик этот был случайностью, прихотью минуты, и она вовсе не собиралась с ним тешиться больше одного случайного раза. Но как-то затянулось. Ни распутства, ни цинизма, а уж тем более половой жадности, толкающей зрелую женщину в неумелые объятья юноши, не было в Матильде. Трезвость и чрезмерное увлечение работой смолоду помешали ее женскому счастью. Когда-то она была замужем, но, потеряв первенца и едва не отправившись на тот свет, незаметно упустила своего пьющего мужа, он обнаружился в один прекрасный миг почему-то у ее подруги и, не больно о нем печалясь, она зажила трудовой жизнью мужика-ремесленника: лепила, формовала, работала и с камнем, и с бронзой, и с деревом. Со временем вошла в колоду скульпторов, хорошо зарабатывающих на государственных заказах, и отваяла целый полк героев войны и труда. Работала она, как мать ее, крестьянка из Вышнего Волочка, от зари до зари, не из понуждения, а из душевной необходимости. Время от времени у нее заводились любовники из художников или из работяг-исполнителей. Каменотесы, литейщики. Мужики почему-то попадались всегда пьющие, и связи превращались сами собой в довольно однообразное мытарство. Она зарекалась от них, потом снова ввязывалась, и ей все было наперед известно с этим народцем, который постоянно толокся возле нее, так что у нее в последнее время уже и рука набилась выпроваживать их прежде, чем они поутру попросят ее сгонять за бутылкой на опохмел.
Этот мальчик приходил к ней по понедельникам как будто по уговору, хотя никакого уговора между ними не было, и ей все казалось, что это в последний раз позволяет она себе такое баловство. А он все ходил и ходил."( Л.Улицкая " Искренне ваш Шурик")
А вот как выглядит комплекс " мадонны - блудницы" в реальной жизни, а не в художественных романах или в научных работах Фрейда:
"- Я слушаю вас.
- Я не знаю, что и рассказать, доктор. У меня проблемы с женщиной, которую я очень люблю.
- Проблемы какого свойства?
- Я не могу заниматься с ней сексом.
- Почему?
- Я и сам не понимаю, доктор. Ничего не получается. Начинается все нормально, а как доходит до дела - все, я полный импотент. Как будто заколдован.
- Вы бы не могли рассказать мне о ней поподробнее? Опишите ее, какая она?
Михаил вспомнил их первую встречу. Она шла ему навстречу по палубе корабля - точеная фигурка, обтянутая тонким синим шелком, черные волосы, летящие по ветру, голубые, в цвет моря, глаза… В том круизе они и познакомились. Он долго не решался приблизиться к ней - с трудом верилось, что такая девушка может быть свободна. Потом выяснил, что она на теплоходе с сестрой и племянником. Выбрал удачный момент, подошел. Ну а дальше дело техники. Ему не первый раз приходилось покорять неприступных красавиц. Только в этот раз все случилось совсем не так, как с другими. Михаил влюбился. Альбина была очень красива и к тому же обладала массой других достоинств. Она была удивительно чутким человеком, умела слушать, кроме того, с ней было интересно поговорить на любые темы. У нее был свой собственный взгляд на мир…
- Извините, что прерываю вас, Михаил, но мне бы хотелось услышать кое-что о ваших интимных отношениях. Не могли бы вы описать, как они развивались?
Интимные отношения. Он бы много отдал, чтобы они были! Но нет. Альбина казалось ему совершенством, он боялся притронуться к ней. И когда они впервые поцеловались, Михаил почувствовал какую-то странную смесь блаженства и горечи. Когда они впервые остались вдвоем в его номере, Михаил страшно волновался и злился на себя за это волнение. Он ведь всегда был с женщинами «гусаром», а тут трясся, как школьник на экзамене. Не удивительно, что ничего не получилось. Альбина была нежной и понимающей и успокаивала его, как могла. Ничего, говорила, получится в следующий раз, ты просто устал…
В следующий раз все было еще хуже. Она пригласила его домой. Свечи, тихая музыка, клубника, которой она кормила его из рук, шампанское. Они целовались как сумасшедшие, Альбина сбросила с себя легкое платьице… Прекрасное
тело - тонкая талия, плавный изгиб бедер, длинные ноги,
грудь просто божественна, кожа, как атлас, как будто светится изнутри. И Михаил снова ничего не смог! Она успокаивала его, уговаривала, а у него в голове была только одна мысль - он стал импотентом!…
- У вас что, раньше никогда не было срывов? Почему вы решили, что это импотенция? Может быть, вы действительно переволновались, устали?
- Конечно, я передумал всякое. В итоге решил проверить. Позвонил одной своей бывшей подружке, потом другой. Все получилось! Все как всегда и никаких проблем, доктор! Почему же я не могу спать с женщиной, которую люблю и «всегда готов» на подвиги с какими-то потаскушками?
- Думаю, в вашем случае, Михаил, срабатывает так называемый «Комплекс Мадонны-Блудницы». Это некоторое отклонение от нормы сексуального поведения, которое, тем не менее, свойственно почти всем мужчинам - в разной степени, конечно. Обычно этот комплекс проявляется у мужчин женатых, проживших в браке несколько лет, и, как правило, имеющих детей. Проявляется он как нежелание заниматься сексом с женой - она начинает ассоциироваться с матерью, Мадонной, хозяйкой очага, но никак не сексуальным объектом. Для секса же выбирается женщина доступная, «Блудница». У вас этот комплекс немного видоизменен. Вы обожествляете свою Альбину, возносите ее до небес. И именно поэтому не можете заниматься с ней сексом. Ведь она Богиня! Тогда как с другими женщинами, которых вы считаете обычными людьми, у вас все получается.
- Вы хотите сказать, что я слишком люблю Альбину?
- Можно сказать и так. Вы любите в ней все только самое прекрасное, а должны замечать и недостатки, понять, что она живой человек. Тогда все станет на свои места.
- Доктор, но у нее нет недостатков! Она действительно совершенство.
Врач улыбнулся. - А можно взглянуть на ваше совершенство? Может быть, я смог бы помочь вам, зная и вторую сторону медали?
- Она ждет меня в машине доктор. Я не хотел, чтобы она ехала, но она настояла, говорит, это касается нас обоих. Мы ведь собираемся пожениться.
- Ну вот и прекрасно, зовите свою Мадонну!
В кабинет вошла высокая и очень красивая девушка. Черные
волосы собраны в высокий пучок, брови вразлет, синие глаза, очень уверенный и в то же время мягкий взгляд из-под пушистых ресниц…
- Здравствуйте! - она села рядом с Михаилом и взяла его руку.
- Я был бы очень благодарен вам, Михаил, если бы вы позволили поговорить нам с Альбиной наедине. - Молодой человек вопросительно посмотрел на девушку и, получив молчаливое согласие, вышел.
- Альбина, мы выяснили причину ваших с Михаилом проблем. Теперь дело за вами. Мне кажется, вы сможете изменить ситуацию, если чуть-чуть постараетесь…
Михаил и Альбина не виделись несколько дней с тех пор, как посетили кабинет сексопатолога. На выходные договорились встретиться у Альбины. Она пообещала приготовить ужин и пригласила любимого к себе. Михаил начал волноваться с утра. Он перемерял все свои рубашки и галстуки, и все они казались ему недостаточно хороши… Сегодня решающий день. Альбина ничего не рассказала ему о том, что говорил ей доктор, обронив только, что ничего нового он ей не открыл.
Михаил надавил кнопку звонка у двери Альбины. Другая рука сжимала в кармане коробочку с «Виагрой». Эта штука, говорят, не подводит никогда.
Альбина открыла дверь в джинсах и маечке. На голове красовались ярко-синие бигуди. Михаил опешил. Было как-то странно лицезреть ее в таком виде.
- Ой, Миша! - она быстро поцеловала его и унеслась куда-то вглубь комнаты. - Извини! - донеслось оттуда. Я немного задержалась с ужином, не успела подготовиться к твоему приходу. Я сейчас.
Через несколько минут она появилась уже с прической и в платье.
- Пойдем, попробуем мой новый рецепт мяса. Ты, надеюсь, проголодался?
- Я голоден как волк! - причем во всех отношениях. - Михаил обнял Альбину.
- Нет-нет! Сначала легкий ужин! - и она потянула его на кухню.
Михаил с трудом глотал пересоленое жесткое мясо, запивая его вином.
- Извини, у меня сегодня не очень получилось. Я вообще-то неплохо готовлю. - Альбина виновато улыбалась.
- Ну что ты, все очень вкусно, солнышко! - сказал Михаил, подумав про себя, что в следующий раз надо будет заказать еду в ресторане или приготовить самому…
Но додумать он не успел, неожиданно почувствовав, что нога Альбины гладит его под столом, поднимаясь все выше по брюкам… Он посмотрел ей в глаза. Ужин был тут же забыт.
- Давай представим, что мы не знакомы и я просто женщина легкого поведения, которая подсела за твой столик в ресторане…Скажи, чего хочешь и я исполню любой твой каприз… Хочешь на столе, прямо здесь, среди посетителей ресторана?…
Утром Альбина сладко потянулась и, открыв глаза, увидела над собой Михаила.
- Доброе утро, любимая! Продолжим вчерашний вечер?
- Мишка! Что вчера было! Мне даже немножко стыдно вспоминать! Я развратная, да?
- Ты - чудо! Стыдно - не вспоминай. Просто давай повторим.
- Давай!
Он прервал ее поцелуем. Надо ли говорить, что в этот день, как и все последующие дни, никакая «Виагра» им не понадобилась.
Через пару месяцев, когда они поженились, Альбина удивительно быстро научилась готовить, а синие бигуди куда-то запропастились. Михаил конечно, ничего этого не заметил, он просто любил свою Альбину. Любил даже больше, чем тогда, когда считал ее совершенством."