Клон мценской гостиницы и забытый проект.

Mar 27, 2020 20:00

[Уважаемые читатели блога! При использовании материалов этого блога (в том числе в социальных сетях) убедительная просьба указывать источник: «amchensk.livejournal.com (Александр К.)».]    мой e-mail: lektor_md@mail.ru

На старой открытке - до боли знакомая картина, вот только декорации расставлены немного иначе.



Ф.1.

Это окрестности села Зеленый Гай, Запорожская область, Украина.

«В бархатной тьме степной южной ночи, за посадками акации, блеснули фонари и неоновые вывески станции обслуживания Зеленый Гай, оказавшейся точной копией станции Мценск. Мы поужинали в ресторане, выспались в прохладных номерах, а когда поздно утром проснулись и вышли на сияющий асфальтом двор, то сразу почувствовали знойное дыхание настоящего юга.» [1] Так продолжается рассказ Валентина Катаева о поездке на юг в начале 1950-х (начало можно прочитать здесь).

Проект придорожной гостиницы, станции тех. обслуживания и других зданий, относившихся к трассе, хотя и был очевидно типовым, реализовывался с небольшими отличиями.


Сама придорожная гостиница в Зеленом Гае, как и во Мценске представляла собой дом с башней, с двускатной крышей и коньком, кирпичным решетчатым узором наверху, арками, и другими характерными элементами. По всей видимости, впоследствии гостиница обветшала и была частично перестроена.



Ф.2. Зеленогайская СТО и бывшая гостиница при въезде в село Зеленый Гай, Запорожская область, Украина. Былая архитектура угадывается с трудом. Гугл-панорама.

Этот случай - не исключительный, подобная участь постигла многие объекты трассы Москва-Симферополь, построенные в конце 1940-х - начале 1950-х годов.

Некоторые из мотелей/азс/сто крымской трассы помечены на этой карте:



Ф.3. Целиком карта здесь.

Правда, нарисовано все плюс-минус километр, поэтому реальное расположение пришлось искать окольными путями. Фотографии некоторых зданий я уже выкладывал в статье.



Ф.4. Серпуховский район. Бывшая чайная/буфет. Фото 2008 года. Кажется, ее уже снесли.

В Плавске жилой дом сильно потрепан, административное здание отделано современными материалами.



Ф.5. Плавск, ул. Коммунаров, д.80 - жилой и д.78 -здание дорожно-эксплуатационного предприятия. Гугл-панорама.



Ф.6. Плавск - Коммунаров, 80. В комментариях указан стиль: советский неоклассицизм, а также период строительства: 1941-1957. Ссылка.

Эти здания, как и мценские, попали в роуд-муви «К Черному Морю» (1957г). Прикол в том, что в фильме оператор едет в сторону Москвы, а не наоборот, как должно быть по сюжету (время 35:38).

В статье 2016 года я пытался разобраться с историей трассы Москва-Симферополь, зданиями, построенными на ней, даже не подозревая, что объекты в подобном стиле возводились и на других автобанах страны.

Например, на шоссе А-120 в деревне Пухолово Ленинградской области стоит такой двухэтажный дом 1955 года постройки:


Ф.7. Фото.

Знакомые балконы с гнутыми перилами, арочные входные двери, решетки с ромбовидными отверстиями - все это так знакомо жителям мценской улицы Тургенева. Дом для работников дорожного хозяйства - так сказано в комментариях, значит дорожники, обслуживавшие свои участки, здесь и жили, прямо как стрельцы или казаки в свое время.

Похожие строения того же проекта разбросаны по трассам Ленобласти и сейчас примерно в одинаково обшарпанном состоянии.



Ф.8. Деревня Агалатово, Всеволожского района Ленинградской области. Источник: Wikimapia.



Ф.9. Деревня Агалатово, тот же дом. Балкон с гнутыми перилами на ступенчатом основании - еще одна «фишка» проекта. Источник: Wikimapia.

Постройки того же «южноэтнического» стиля найдены еще на одном направлении - на сей раз западном. Управление дороги Москва-Минск блистало на трассе уже в 1948 году:



Ф.10. Источник.

Сложно не заметить двускатные черепичные крыши, башенку, круглое слуховое окно с профилированным наличником.



Ф.11. Поселок Голицыно, Московская область. Фото.

Ну а этот дом слева как бы вопиет: «Привет, Мценск!», особенно его лестница над арочным входом. Про арочные окна и двери вообще молчу. Сейчас фасады закрыты плиткой, и с дороги из-за щитов вообще все плохо видно:



Ф.12. Трасса М-1 в районе города Голицыно, Московская область. Яндекс-панорама.

Тем не менее, здание сохранилось и вполне узнаваемо.

А вот в поселке Дорожно-эксплуатационного участка (название говорит само за себя) у деревни Язево на той же «минке» картина не столь радужная. Вот жилой дом с неповторимыми решетками:



Ф.13. Фото: Яндекс-панорама.

А вот разваливающееся здание, возможно, столовой:



Ф.14. Фото: Яндекс-панорама.

Последняя весьма напоминает серпуховскую, только уже в стадии позднего декаданса.

Предварительный итог мини-исследования таков: в одном стиле были оформлены следующие придорожные здания:
- Гостинцы
- Рестораны, столовые, буфеты, чайные
- Станции ТО, бензоколонки, боксы
- Конторы ДРСУ, ДЭУ
- Дома/общежития сотрудников гостиничных комплексов, работников ДУ и т.д.

Кстати, архитектурный стиль всех подобных зданий как только не называют. И южноэтническим, и древнерусским (по-моему, бред), и колониальным (вообще кошмар, сказали бы такое в конце 1940-х). Возможно, автор проекта взял что-то и из французских шато:



Ф.15. Château Lafaurie-Peyraguey la Gironde, en France. Фото.

Даже без архитектурного образования можно заметить, что все советские придорожные здания оформлены в «деидеологизированном» стиле, почти без социалистической символики. Лишь иногда встречались пятиконечные звезды в ордере колонн (например, во Мценске), но в целом все постройки выглядели как-то по-туристически, уютно, легко, без намека на ампир или идеологию. Покрашенные в светлые цвета, они, как инопланетные объекты, издалека выделялись на фоне природы и полуразрушенных послевоенных городов. Пропаганда автотуризма в комфортных условиях была обречена на успех.



Ф.15. Мценская СТО, 1959 г.



Ф.16. 1964 год. Источник: visualhistory.

А вот фото из книги «Москва - Ялта. Путеводитель по автомобильной дороге» 1955 года:



Ф.18. Источник [2].1955 год. Здесь в то время помимо гостиничного комплекса была и городская автостанция.

Близлежащий дом:



Ф.19. Общежитие АТП, Мценск, Тургенева-135/1. Годы пятидесятые-шестидесятые. Источник: Подслушано Мценск.

Не удивительно, что со временем вся эта красота превратилась в уродство. Часть объектов стала просто не нужна, например, во Мценске - бензоколонка, и частично гостиница/ресторан из-за строительства объездной дороги после 1965 года. Дороги меняли направление, старые здания стали разваливаться, в общем, пошел закономерный процесс. Что касается домов-общаг, материалы их внутренней отделки были, мягко говоря, невечными (там куча дерева, дранка), видимо, делать капитальный ремонт не было никакого смысла.



Ф.20. Тот же дом, 2011.

Это фото я успел сделать в январе 2011. В том же году дом снесли. Фасадный декор включал в себя все элементы стиля: арочные окна и двери, утолщающиеся вверх колонны со ступенчатыми капителями и треугольным узором, балкончики с гнутыми перилами, чердак с узорной решеткой. Помню, как летними вечерами жильцы кайфовали на угловом балконе, покуривая папироску и глядя сквозь яблони на проходящие авто. Подробнее здесь.



Ф.21. Фото от моих друзей (спасибо). Широкие балконы, а также четыре колонны перед входом - еще одна характерная особенность проекта.

Во Мценске дома персонала гостиницы и СТО были разобраны, фасад бывшего здания СТО закрыт сайдингом, сделана частичная перестройка с использованием современных материалов.

Старой мценской гостинице в этом смысле повезло: она «вошла» в состав города и до сих пор используется по назначению (состояние номеров - отдельный разговор).



Ф.22. Фотограф: Л. Бородулин.



Ф.23. Март 2020.

Неплохо было бы вообще дать ей региональный статус охраны - таких построек на трассе М-2 больше нет, а во Мценске мало оригинальных в архитектурном плане зданий из прошлого.

Возможно, в будущем удастся найти название и авторов того самого проекта придорожных строений конца 1940 - начала 1950-х годов, а также другие «остатки роскоши».

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Источники.
1.Катаев В.П. Собрание сочинений. Том 4. Гос. изд-во художественной литературы. Москва. 1956. Стр. 573.
2. Ерохин А.С. Москва - Ялта. Путеводитель по автомобильной дороге. Москва. Автотрансиздат. 1955. Стр. 52.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

мценск гостиница, мценск история, мценск краеведение, мценск

Previous post Next post
Up