Церковь Сергия Радонежского.

Oct 14, 2016 20:02

[Уважаемые читатели блога! При использовании материалов этого блога (в том числе в социальных сетях) убедительная просьба указывать источник: «amchensk.livejournal.com (Александр К.)».]

В посте 2012 года про Сергиевскую церковь пропали фотографии, поэтому я решил переписать его, добавив новую информацию, появившуюся за последнее время.

На дореволюционных фотографиях Мценска на заречной стороне напротив Вознесенской церкви (в советские времена - "Дом боярина") видна колокольня какого-то другого храма.



Это - церковь Сергия Радонежского, которая до 1917 года находилась в начале улицы Андрея Рева, сразу после поворота на железнодорожный вокзал. Небольшое кирпичное здание было построено в конце XVIII века. До него здесь стояло несколько деревянных храмов, первый из которых был срублен в 1638-1639 годах.


Территория современной улицы Андрея Рева - это место, где с древности находился один из городских посадов, окружавших Детинец, то есть крепость, стоявшую на горе Самород. Затем, в XVII веке там появилась Новоприборная Стрелецкая слобода, которую затем стали называть Сергиевой по имени появившегося храма. Согласно Сметной Книге 1686-1687 годов «в третьем земляном городе… церковь во имя Сергия Чудотворца деревянная ветха…»

В 1695 году во Мценске на заречной стороне (теперь это примерно ул. Советская, Мира и Парк Пионеров) случился сильный пожар, от которого сгорела Воскресенская церковь и дворы «всяких чинов людей». Затем горящие головни перекинуло через реку Зушу, загорелся девичий Вознесенский монастырь, пламя перешло на Новоприборную слободу, где сгорели две деревянные церкви Св. Сергия Радонежского - старая и новая, а также 72 двора. На их месте жители Сергиевой слободы решили построить небольшой каменный храм.

Итак, в 1759 году на средства купца Филиппа Иноземцева (похоже, Иноземцевы всегда были главными спонсорами) была построена новая кирпичная церковь с колокольней. «В 1809 году к ней пристроен придел из кошельковой церковной и доброхотных подаяний во имя великомученика Дмитрия Солунского».



Часть плана города Мценска 1808 года, Сергиевская церковь обведена красным. Обратите внимание на 2 ошибки в написании - в рукописных документах такое случалось.

После расширения церкви её главный придел был освящен во имя Сергия Радонежского. При реализации первого регулярного плана города 1780 года через Сергиеву слободу пролегли улицы Георгиевская и Сергиевс¬кая, а ниже к реке - Нижне-Архангельская.

Что касается самой Сергиевой слободы, В.Ф. Аниканов утверждает, что она «… в отличие от других мценских слобод, не была заселена служилыми людьми крепости. Здесь проживали ремесленники, торговцы и другие люди старого посада…» Странно, учитывая, что второе ее название - Новоприборная - как бы намекает на основной контингент - стрельцов Нового прибора, вновь набранных по царскому указу в 1635-1636 гг. (взамен орловских).
С конца XVIII века с появлением улиц о Сергиевой слободе в источниках больше не упоминается.

В XIX-начале XX вв. Сергиевская церковь выглядела так:



Изображение из книги В.М. Неделина и В.М.Ромашова «Архитектурные древности Орловщины. Книга вторая. Ушедшее».

В архитектурном плане основной храм Сергия Радонежского представлял собой бесстолпный двусветный одноглавый четверик, то есть прямоугольное «кубическое» пространство без внутренних столбов (несущие столбы располагались в углах здания).



На четверике было одно венчание, таким образом, церковь была относительно низкой, да и стояла не на горе. Правда, трехъярусная колокольня с высоким шпилем несколько компенсировала эту «незаметность», и все же на дореволюционных фотографиях общего вида Мценска Сергиевскую церковь увидим с трудом.



Слева заречной стороне - Николаевский собор, справа - церкви Вознесенская и Сергиевская, справа в центральной части города - Воскресенская церковь. Начало XX века.

Как видите, если бы не колокольня, вряд ли мы вообще бы заметили ее из центра города. С горы Самород вид был немного лучше:



Сергиевская и Вознесенская церкви, вид с Соборной горы. Начало XX века.

Приход храма был одним из самых немногочисленных во Мценске:



Орловские епархиальные ведомости, июль 1914 года, номер 29.

В таблице за 1914 год указано 765 прихожан, а в 1916 году их стало 809.

В дореволюционной литературе есть упоминание об одном из священников Сергиевской церкви - отце Иоанне Нацком. Иван Тихонович Нацкий был законоучителем женского приходского училища, то есть преподавал юным дамам Закон Божий (1916). Известна точная дата его назначения - 1 февраля 1913 года. Отец Иоанн жил, как указано, на Балчуге, в своем доме. Балчуг - понятие растяжимое, это - вообще вся заречная часть города, но, скорее всего, жил он недалеко от храма, где-то на Сергиевской улице. Само же училище находилось на Московской, в доме Смирнова, т.е. на нынешней улице Мира. В 1912 году Нацкий упомянут даже в списке на выборы в Государственную Думу. Очевидно, за успехи по службе 15 марта 1915 года был награжден скуфьей. Дальнейшая его судьба неизвестна, в «Книге памяти» не встречается, поэтому, возможно, избежал печальной участи.

Сама же церковь Сергия Радонежского этой участи не избежала - она была закрыта в 1930-е годы, и если бы не появившиеся недавно немецкие фотографии времен оккупации, мы вообще бы не имели представление о том, что с ней было в течение последующих 20 лет.


Сергиевская церковь выделена красным, слева - церковь Вознесения, будущий «Дом боярина». 1941 год.

По этим снимкам можно оценить ущерб, причиненный храму в послереволюционный период. Как и следовало ожидать, борцы «с культом» в первую очередь сбили кресты, шпиль колокольни и главу основного храма.



Сергиевская церковь. 1941-1943 гг.

В остальном же ситуация была не такой уж плохой: основной храм с трапезной и колокольней сохранились без особых повреждений, если не считать дыры в куполе; уцелели даже элементы наружного декора. Может быть, советская власть использовала бывшую церковь под склад (как в случае с Георгиевской и Троицкой), потому она и выстояла в те годы?



Сергиевская церковь на рисунке Г.Ф. Хензеля . Начало 1943 года.

Особенностью Сергиевской церкви был трехчастный алтарь, хорошо заметный на аэрофотосъемке 1941 года. Так сильно три апсиды не были выражены ни в Вознесенской, ни в Покровской (тоже трехчастных).



Часть немецкой аэрофотосъемки 1941 года. Отчетливо видны три алтарные апсиды. Крыша и купола в идеальном состоянии.

После освобождения города осталось совсем немного зданий с целыми крышами в хорошем состоянии, но церковь не пострадала.



Фото июля 1943 года. Российский государственный архив кинофотодокументов. 0-257758 ч/б.

По крайней мере, нельзя списать на войну ее аварийное состояние, которое могло быть причиной дальнейшего сноса.

Что же произошло в конце 1940-х - начале 1950-х годов с бывшей Сергиевской церковью?

В старом посте 2012 года я написал, что она была разрушена в рамках Хрущевской антирелигиозной кампании. Однако теперь я не был бы так категоричен - разрушение православных храмов продолжалось и в конце 1940-х, в эпоху, которую многие считают относительно благополучной для РПЦ. И здесь все не так просто. В Интернете можно встретить истории церквей, разрушенных и в 1948, и в 1949 годах, после принятия местными исполкомами пресловутых постановлений о «невозможности реставрации», угрозе обвала и т.д. Причем, церкви эти находились далеко за линией фронта (например, Тобольский Богоявленский храм), то есть не пострадали от бомбежек.
Косвенным доказательством того, что церкви после войны не были в аварийном состоянии, является тот факт, что некоторые из них во время сноса выдерживали взрыв, поэтому заряды приходилось закладывать по нескольку раз.

Таким образом, Сергиевская церковь могла быть разрушена уже в конце 1940-х годов, причем способствовать этому могли рядовые граждане, которым требовались кирпичи для кладки печей, строительства домов, отсыпки дорог. Не хочу никого обвинять, но ведь подобные случаи не были редкостью в стране, пережившей войну и лежавшей в руинах. Конечно, в нашем случае не помешали бы рассказы старожилов о церкви на улице Андрея Рева, но их, к сожалению, нет. Краеведческая литература дает конец 1950-х как период сноса.

Как бы то ни было, на фотографии 1958 года ее уже не видно:



На месте разрушенной церкви Сергия Радонежского в 1960 году был построен двухэтажный дом Рева,1а.



Дом Рева, 1а до сноса.

В 2011 году он был признан аварийным (на сей раз формулировка по делу) и снесен.
Сейчас на его месте - пустующая огороженная площадка.


Площадка на месте бывш. Сергиевской церкви. Фото 2016.

Любопытный факт, связанный с нашей темой находим в краеведческой литературе:

«Бывшая улица Сергиевская вела к железнодорожной станции Мценск. В самом её начале, по левую сторону, стояла церковь Сергия Радонежского... Далее по улице сохранилась принадлежавшая ей церковно - приходская школа -  кирпичное  здание с большими полукруглыми окнами». (Ковалева Марина)

Здание школы, подходящее под описание, и находящееся далее по улице - это дом А.Рева, 9.



Дом Рева,9. Фото 2016.

На сайте Реформа ЖКХ сообщается, что год сдачи дома в эксплуатацию - 1961.
Какая-то нелепица, достаточно посмотреть на архитектуру дома, чтобы убедиться, что он - дореволюционный: лучковые перемычки над окнами, подоконная тяга и ниши, пилястры.
На аэрофотосъемке 1941 года наблюдаем его (спутать нельзя, т.к. тамбур слева именно в том месте, как и само расположение дома на перекрестке).



Сопоставление карт 1941 и 2016 годов, дом Рева,9 - на том же месте.

Вот для наглядности я поместил кусок с домом из той карты рядом с домом на современной:



Итак, это - дореволюционная постройка, возможно, приходская школа Сергиевской церкви.
Почему тогда здание не упомянуто в «Культурном паспорте города Мценска» и не считается региональным памятником? Не удалось точно установить, что это - именно то здание или никто не пытался? Почему официальный год постройки здания - 1961?
Опять белые пятна краеведения?

Открываем «Памятную книжку» за 1909 год и находим такую запись:



(То же самое за 1910 год).

Вполне возможно, что кирпичный дом Рева, 9 - и есть бывший дом Наумова на Сергиевской, в котором располагалось второе приходское мужское училище.

Николай Андреевич Соловьев, законоучитель этого приходского училища, жил в доме Архангельской церкви (1909, 1916), он служил в ней священником (1912), кроме того, он был законоучителем Двухклассного училища при станции Мценск (1909). Как и вышеупомянутый Иоанн Нацкий, Николай Соловьев участвовал в предварительных съездах на выборах в Государственную Думу (ОЕВ, 1912).

Интересный эпизод из его биографии: «Николаем Соловьевым присоединен к Православию из иудейского вероисповедания мещанин города Велижа, Витебской губернии Авраам Хаимов Ваил с наречением имени Николай» 18 марта 1912 года. Как видите, некоторые иудеи принимали православие во Мценске даже в предреволюционные годы.

Кстати, «лиц иудейского вероисповедания» в 1913 году в нашем городе было мужчин - 5, женщин - 4. Для сравнения других «иноверцев» было: лютеран - 13 чел., «магометан» - 26. Православных же, судя по той таблице, было без малого 9 тыс. человек.

В 1916 году второе приходское училище переехало в дом Московского земского банка (где это?), но законоучителем был всё тот же Николай Соловьев. Что было впоследствии в бывшем доме Наумова на Сергиевской - неизвестно; сейчас это - жилой дом на шесть квартир.
Судьбу Сергиевской церкви во Мценске разделили многие храмы «во имя» этого очень почитаемого в России святого, построенные до революции в Орловской губернии.

Сохранились только действующий Ливенский Свято-Сергиевский кафедральный собор и полуразрушенная церковь в селе Сергиевское (Голицино) Ливенского района.
Остальные, среди которых - Сергиевская церковь в г. Орле, в с.Сергиевском Мценского уезда, в с. Екатериновка Ливенского уезда, с. Кирово (Городище) Кромского уезда, с. Черемошны Новосильского уезда Тульской губернии - были в разное время разрушены.

Дом на улице Мира, запечатленный на фотографии 1944 года, уцелел, поэтому я не удержался и сделал коллаж:



Сопоставление фотографий 1943 и 2015 годов. На переднем плане - Дом Мира, 1.

Сопоставление же аэрофотосъемки и современной карты дает точное место расположения церкви:



= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Обновление от 09.10.2017.

Фотографии января 1942 года.



ф.1



ф.2

Спасибо Михаилу Мещанинову (добавлено на sobory.ru).
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Источники.

1. В.М. Неделин. В.М. Ромашов. Архитектурные древности Орловщины. Книга вторая. Ушедшее. Орел. Вешние Воды. 2007.
2. В.М. Неделин. Древние города земли Орловской. Орел. Вешние Воды. 2012. О Новоприборной стрелецкой слободе во Мценске - стр. 156.
3. В.Ф. Аниканов «На древней земле вятичей». 2000.
4. Орловские епархиальные ведомости за 1912, 1914, 1913, 1915 гг.
5. Адрес-календарь и памятная книжка Орловской губернии за 1909, 1912, 1916 гг.

Про о.Иоанна Нацкого:
 - утверждение в должности законоучителя женского приходского училища: О.Е.В.,1913, 01-17, стр.176.
 - упоминание в списках на выборы в Гос.Думу: О.Е.В, 1912, 26-52, стр. 235.
 - награждение скуфьей: ОЕВ, 1915, №11, стр. 5.
Про о. Николая Соловьева:
- участие в предварительных съездах на выборах в Государственную Думу: ОЕВ, 1912, 26-52, стр. 235-236.
- крещение иудея Авраама: ОЕВ, 1912, 01-25.pdf, стр. 610.

Интернет.

1. О здании церковно-приходской школы на ул. Сергиевской:
https://ru.scribd.com/doc/252156643/История-родного-края
http://www.proza.ru/2012/07/01/1507
2. Церковь Сергия Радонежского в Мценске.

мценск история, мценск 1950-е, мценск сергиевская церковь, мценск до революции, мценск, мценск до 1917

Previous post Next post
Up