Каждый родитель хочет вырастить своего ребенка здоровым, преуспевающим человеком. И конечно же, спрос рождает предложение. Существует множество книг, интернет - сайтов о воспитании детей с огромным количеством советов. Причем даются эти советы обычно в качестве инструкций, своеобразной пилюли, которая призвана заменить основное и определяющее - понимание своего ребенка и, что не менее важно, понимание себя самого в отношениях с ним. Следовать даже самому правильному совету, не осознавая глубоко внутренних причин и следствий, не эффективно. Особенно, когда речь идет о ребенке.
Отвечая на вопрос о происхождении преступности, системно-векторная психология не только обращает внимание на то, что корни этого явления нужно искать в детстве, но и показывает конкретные механизмы формирования преступной личности - как это происходит в каждом из векторов. Также очень важны и общие для всех векторов особенности ошибочного развития. Этим общим особенностям посвящена данная статья.
Выращивание преступника происходит по определенному негативному сценарию, как правило неосознанно - и в семьях, и и в системе внесемейного воспитания.
Почему так? Каковы корни такого явления, как преступность? Начну с теоретических основ системно-векторной психологии по этому вопросу.
Советы по воспитанию детей - как не вырастить преступника
Воспитание ребенка с пониманием механизмов его развития
Человек рождается прямым потребителем. Нет ничего более естественного, чем наше врожденное «хочу», не успевшее еще обрасти таким внутренним ощущением, как «нельзя».
В то же время, ограничение желания как свойство психического играет определяющую роль в нашем развитии: именно ограничение делает нас «человеком», позволяет сублимировать удовлетворение ограниченного в себе желания в социально-приемлемые формы. И для этой сублимации необходим рост сознания, мысли.
Прежде чем человек стал тем, кем он является сейчас, ему пришлось построить и пройти целый ряд таких ограничений. Эти «фильтры» никогда не возникали в человеке сами по себе, они всегда были результатом влияния окружения: и среды обитания, и, особенно, - общества. Два проявления таких знаковых ограничений, созданных обществом, описаны в системно-векторной психологии:
- природное (первичное) ограничение первичных позывов (секс и убийство), которое выразило себя созданием первого закона, формированием на этой основе первобытной человеческой стаи с особой системой ранжирования в праве на пищу и продолжение рода и обязательным выполнением каждым человеком своей видовой роли;
- культурное (вторичное) ограничение первичных позывов - ограничение взаимной неприязни, выраженное в моральных нормах, представлениях о «добре» и «зле».
Внутри этой системы «дамб» есть еще и составные перегородки (связанные с конкретными свойствами векторов), уровень которых постепенно повышается, так как направляем потребностями общества. Именно поэтому оценка развитости или неразвитости человека всегда лежит в области соблюдения приоритета общего над частным. И только в этой мере природа дает нам возможность получать удовольствие от жизни. В каждом векторе это по-своему выражено. Самый яркий пример - кожный человек, который рождаясь с наклонностями вора, вырастает в собственную противоположность - законодателя. Свойство психического здесь одно и то же, только оно, соответственно - выше и ниже «перегородки» приоритета общества. Поэтому и сегодня для кожного человека удовольствие от воровства - мизерное и преступно, а удовольствие от законотворчества - это высшая реализация в обществе. Но кожные люди здесь особенны тем, что они сами для себя устанавливают это ограничение законом, а заодно - и для других.
Таким образом человек постепенно, с самого рождения до окончания пубертата, раскрывает в себе всю наработанную человечеством систему ограничений, и в соответствии с этим - развивается. Естественно, и это происходит лишь при определенном влиянии окружения на ребенка (подростка), которое не только заставляет его раскрывать в себе психические накопления предыдущих поколений, но и создает ему необходимые условия для развития - обеспечивает чувство безопасности и защищенности.
Основы воспитания детей - безопасность и защищенность
Человечество сформировало особую систему взаимоотношений «родители-дети», приницпиально отличающую нас от животных. Животное заботится о детеныше до того момента, когда тот самостоятельно сможет обеспечивать себя пищей. Перед человеком стоят более сложные задачи заботы о новом поколении. Человек отличается от животного тем, что кроме желаний тела он обладает еще и целым набором добавочных («человеческих», социальных) желаний и свойств, требующих развития с самого детства. Речь идет об особой системе психо-физических желаний и свойств, выражаемых в системно-векторной психологии понятием «вектор». Свойства векторов помогают человеку сохранять целостность собственного тела, создавать психологический комфорт через взаимодействие с другими людьми, через внесение своего вклада в общее дело, обеспечивая таким образом себе чувство безопасности и защищенности.
Взрослый человек с высоким уровнем развития векторов вполне способен через самореализацию в социуме обеспечивать себе чувство безопасности и защищенности. Но ребенок таким развитием свойств векторов еще не обладает, и здесь чувство безопасности и защищенности ему обязаны обеспечивать общество, окружение, родители. Что для этого нужно? Со стороны родителей и воспитателей, как минимум, - понимание ребенка. Это не позволит им неосознанно вводить ребенка в травмирующие его психику сверхстрессы, как максимум - давать ребенку такой вид «нагрузки», которая будет максимально точно развивать свойства его психики, соответствовать его внутренним естественным желаниям. А они, и желания и свойства, - разные в каждом векторе.
Советы по воспитанию детей - как не вырастить преступника
Таким образом, ребенок, при постоянном участии взрослого, будет постепенно адаптировать эту первую «дамбу» природного ограничения на потребление, учиться реализации в обществе, работе на общество, постепенно формировать внутри себя приоритет деятельности на общее благо, над эгоистическим удовлетворением своих потребностей напрямую.
Для правильного развития ребенку не столь важны четырехразовое питание и дорогие игрушки. Чувство безопасности и защищенности ощущается тем ребенком, который своевременно развивается в своих психических свойствах, в своих векторах, т.е. получает на них адекватную нагрузку. Беря на себя эти «тяжести», ребенок должен чувствовать поддержку взрослого, быть уверенным, что ему всегда готовы помочь - это также необходимое условие для его развития.
Вопросы воспитания детей - сценарий формирования преступной личности
К сожалению, в деле воспиатания детей случаются
сбои, и это всегда - результат простого непонимания взрослыми особенностей психики ребенка. Отсюда - много ошибочных действий, среди которых - неправильное распределение нагрузки на его свойства.
Давая слабую нагрузку на психические свойства ребенка или не давая ее вообще, мы лишаем его развития. Давая слишком сильную нагрузку, мы вводим ребенка в стресс (особенно это касается лишенных надежного «тыла» воспитанников детских домов). Еще хуже, когда нагрузка такая, на взятие которой у него свойств просто нет, так как нет соответствующего им вектора,. Нельзя, например, требовать от анального ребенка дисциплинированности и быстроты, а от кожного - усидчивости и аккуратности, ведь подобные настойчивые требования родителя и есть неадекватная нагрузка, вводящая ребенка в стресс или сверхстресс.
При сверхстрессе ребенок теряет самое основное - чувство безопасности и защищенности тела. И потому начинает бессознательно спасать себя теми, пока не развитыми, свойствами психического, которые у него есть. Вместо того, чтобы развивать их, ребенок начинает эти неразвитые свойства активно реализовывать и, естественно, оказывается в самых древних, неразвитых программах поведения. Эти программы когда-то очень давно были общественно полезны, а следовательно - не ограничены, не считались преступными и караемыми. Например, то же воровство (а точнее присвоение) пищевых ресурсов за пределами пещеры было для кожного алиментатора способом прокормить стаю. Но с тех пор человечество уже прошло огромный путь развития, и сегодня такие действия находятся ниже общего уровня социального развития, и потому признаются девиантными, преступными и, по этой причине, ограничеными законом. Сегодня воровство - осуждаемое обществом преступление.
О чем говорит наблюдаемый сегодня рост детской преступности, которая зачастую принимает групповые формы. Очевидно о том, что действующая система воспитания требует серьезного пересмотра и обновления в направлении осознания структуры психического, механизмов его формирования и развития.
Особенности воспитания детей - приоритет целого над частным
Реализация человека в обществе предполагает реализацию им в своей деятельности этого приоритета. Такой принцип является базовым для российского - уретрального - менталитета.
Человек живет в обществе, его личное существование, качество его индивидуальной жизни очевидным образом зависят от существования коллективного, от качества жизни общества. Поэтому совершенно естественные причины обязывают человека привносить в общество что-то от себя. Более того, на определенном уровне развитости и реализованности это становится его насущной потребностью.
Многие считают, что были бы счастливы до конца жизни, сорвав, например, джек-пот какой-нибудь лотереи. Это заблуждение. Только социально активная самореализация способна принести человеку максимум удовлетворения. Внутреннее бессознательное понимание этой закономерности есть в уретральном человеке, остальные приходят к нему постепенно, в процессе развития.
Во времена раннего советского государства очень удачными были талантливо организованные проекты по объединению воспитания с трудовой деятельностью в трудовых колониях. Из малолетних преступников выращивались целые поколения достойных людей, приносящих пользу обществу. Также есть уникальный опыт советских детских домов, воспитанники которых нисколько не уступали в уровне социализации детям, выращенным в семьях. Но подобные подходы к воспитанию ребенка давали результат лишь тогда, когда в обществе преобладали определенные, свойственные уретральному менталитету, системы ценностей.
Сегодня, ввиду кардинальных социальных изменений, связанных с переходом общества в новые условия развития, где господствуют ценности кожной меры, по природе своей чуждые мироощущению россиян, отношение к таким детям поменялось не в лучшую сторону. Во времена глобального потребления и господства индивидуализма общество само не способно дать детям, воспитывающимся вне родительского дома, ориентиры «общего блага», приоритета целого над частным.
Группа воспитанников детского дома №31 Москворецкого района в один из воскресных дней
у своего шефа - начальника отдела технического контроля прядильно-ткацкой фабрики
"Мосготекстильпрома" Полукаровой. 24 февраля 1949 года.
Воспитание личности - вторичное ограничение (культура)
Это вторая «дамба» самоограничения, которую человечество создало с простой целью - сохранить себя от полного распада. Эмоциональный слой психики человека нужен для ограничения взаимной неприязни между людьми, которая появляется в случае недосублимированности их первичного каннибальского устремления друг к другу. Недосублимированность, недореализация человека в социуме всегда приводит к возникновению в нем неприязни по отношению к окружающим, и здесь культура не дает выносить наружу этот негатив. Почему? Потому, что это «плохо».
Культура учит ребенка делить мир на «добро» и «зло» и стараться ассоциировать себя с добром. Зло - это смерть, добро - это жизнь, сохранение жизни.
За 50 тыс. лет развития мы наработали огромный слой культуры, и создателем его является коллективный зрительный вектор, прежде всего - кожно-зрительная самка. Именно поэтому столько внимания в системно-векторной психологии уделено именно ей - соответственно, ее вкладу.
И в первобытной пещере, и даже сегодня кожно-зрительная самка - это воспитательница, которая при высокой зрительной заданности и развитости выносит свое огромное чувство любви (как ограничения неприязни) на детей, передает им способность внутреннего разделения на добро и зло. Кожно-зрительнной воспитательницей создается тесная эмоциональная связь с каждым ребенком, а также целая сеть эмоциональных связей между детьми: «Вася, возьми сорви цветок и подари Маше. Она девочка и любит цветы!», или «Коля, не обижай младших, ты как старший наоборот должен их защищать. Подойди и помирись. Вот так, молодец». Это сплошная антинеприязнь, которой она буквально окружает маленьких постоянно дерущихся и ранжирующихся первобытных "
дикарят". Антинеприязнь, исходящая изнутри ее огромной чувственности и сострадательности.
Важно само присутствие развитой кожно-зрительной женщины в детском коллективе. Воспитание чувств - серьезная работа, с которой справится далеко не каждая «зрительность», но результаты ее видны уже очень скоро. Вот дети подросли и понемногу перестали колотить друг друга, они все чаще стали улыбаться, а не скалиться по-звериному, во взаимоотношениях появилась некая сдержанность, сочувствие. И это ее заслуга. Если же культурного воспитания в коллективе детей не происходит, последствия могут быть очень плохими, прежде всего для общества. Человек, не впитавший в себя это разделение на хорошо/плохо, как ограничение на «плохо» в соответствии с требованиями социума - элементарно опасен.
Поэтому нельзя себе представить полноценную систему воспитания детей без этих прирожденных воспитательниц - развитых кожно-зрительных женщин, которых, кстати, тоже нужно с детства растить именно развитыми, а не полными страхов истеричными особами, а потом еще и направить в ту область, где они действительно необходимы.
К тому же, многие сегодня путают обучение и воспитание детей. Это разные вещи. Обучение - это анальный вектор воспитание - это кожно-зрительная самка.
Советы по воспитанию детей - как не вырастить преступника
Советы и статьи о воспитании детей
Таким образом, очевидно, что сформировать полноценного человека без понимания его природы невозможно. В этом ответ на основной вопрос: « как воспитать ребенка правильно? ». Только лишь понимая его. Есть различные источники информации, курсы по воспитанию детей, которые дают какую-то пользу, но, не дифференцируя психику ребенка по векторам, мы в огромной мере полагаемся в его воспитании и развитии на волю случая.
«Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке … Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» ( Януш Корчак «Как любить ребёнка»).
С этими словами талантливого польского педагога нельзя не согласиться. Корчак практиковал дифференцированный подход в воспитании своих подопечных, основанный на его собственных наблюдениях. Сегодня у нас есть возможность проводить эту дифференциацию максимально точно - по векторам ребенка.
Данной теме посвящено отдельно
сообщество системно-векторной психологии в ЖЖ , где есть уже масса статей о том, какого ребенка как лучше воспитывать, а также много действительно правильных советов по воспитанию детей с теоретическим обоснованием - почему нужно делать именно так, а не иначе.
Статья написана по материалам лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Другие публикации:
Каннибализм и его психологические корниКак вырастить счастливых детей