Арахибутирофобия - боязнь налипания орехового масла на мягкое нёбо
Венустрафобия (калигинефобия) - боязнь красивых женщин
Вивернофобия - боязнь драконов
Гаргантофобия - боязнь телепузиков
Гелиофобия - боязнь смеха, солнца, загара
Мифофобия - боязнь мифов и сказок
Такие и многие подобные им смешные и не очень болезни действительно диагностируются у некоторых людей. При этом реакция страха, например, на телепузиков, сказки или мифы, почему-то считается патологией и такое состояние тут же помещается в длинный список фобий. И лечится. Либо медикаментозно, либо путем бесед с психоаналитиком.
Этой ситуацией в принципе все довольны, особенно - психоаналитики и производители препаратов. Но сейчас, когда уже стал известен корень такого явления, как страхи и фобии, возникает много вопросов и ответов, не вписывающихся в эту глобальную бизнес-схему. Ведь осознавая причины, можно значительно ослабить следствие, то есть сам страх.
Страх смерти
Страх смерти и зрительный вектор
Зрительным вектором обладают 5% людей. У таких людей от рождения повышенная чувствительность глаз, они же отличаются целым рядом уникальных особенностей психики, и более всего - огромной эмоциональностью, впечатлительностью, именно они могут страдать от различных страхов.
Страх обеспечивает потребность людей со зрительным вектором в ярких эмоциях. Существует прямая связь между недостатком эмоционального наполнения у зрительников и их раскачками страхом -это легко можно проследить в повседневной жизни.
Поэтому зрительнику особо и не важно - чего именно бояться: пауков, огня, людей или инопланетян. Выбор вещей и явлений, на которые можно сделать психическую проекцию, - огромен. Но от чего мы ее делаем? От страха смерти - таков общий корень всех страхов зрительного человека.
Такие проекции (на что угодно) зрительный человек строит по своему внутреннему ощущению - что такое смерть, разделяя мир вокруг себя на добро и зло, где жизнь - это добро, а смерть - это зло. Отсюда и бесконечный список так называемых фобий. Уже давно как не имея реальных угроз собственной жизни, зрительные люди начинают их себе придумывать, наделять окружающие их предметы вымышленными свойствами, способными вызвать у них настолько желаемый подсознательно страх смерти. Причем их желание испытывать страх скрыто от них же самих, покрыто слоями объяснений самому себе - "почему я боюсь".
Большая эмоциональная амплитуда зрительного вектора всегда требует эмоций для заполнения себя. От самого начала своего развития зрительник обеспечивает ее как может, беря эмоции из внешнего мира. И так сложилось, что единственной эмоцией, которую мог получить первобытный человек со зрительным вектором на заре человечества, был страх смерти (страх быть съеденным хищниками, убитым своими соплеменниками). Это та точка отсчета, то дно, от которого начала развиваться зрительный мера в человеке.
Ведь и сегодня вокруг столько всего, чего можно бояться! Маленький зрительный человек, только став на ноги, сразу же начинает раскрывать для себя эти многочисленные источники наполнения своих зрительных желаний. То ему мерещится костлявая рука в темноте, то кажется, что вот-вот из шкафа появится какое-нибудь страшное чудище. В темноте его сверхчувствительные глаза не видят опасность, что раскачивает страх смерти еще больше.
Страх смерти
В самые ранние первобытные времена замечать хищника и бояться было видовой ролью зрительных женщин, их страх смерти был полезен, необходим для выживания всей общности. Пугаясь, они предупреждали всю стаю об опасности. Но с тех пор зрительная мера прошла огромный путь своего развития, научилась выходить в состояния, обратные страху смерти - в любовь и сострадание.
Страх смерти и любовь
По мере своего развития человечество движется от простых форм социального взаимодействия к сложным. Оно это делает, потому что вынуждено. Если бы не было такой силы, которая толкает нас вперед - мы не сдвинулись бы с места. Эта сила - не что иное, как рост коллективного желания.
Хочу чего-то, получаю это, наполняясь мое желание очень быстро исчезает. Теперь я уже хочу большего. Простая закономерность нашей психики, которую многие замечали. Но эта закономерность относится не только к отдельному человеку, но и ко всему человечеству в целом. С каждым новым поколением у нас рождаются все более и более талантливые в потенциале дети именно за счет роста коллективного желания.
Поэтому если на самой заре человечества первобытные люди со зрительным вектором довольствовались лишь таким примитивным чувством, как страх смерти, то чуть позже им этого становилось уже мало. Привычное заполнение страхом смерти своей выросшей эмоциональной амплитуды стало настолько мизерно малым, что начало приносить огромные страдания. Желая избежать страданий, зрительный человек превратил свой страх смерти в обратное себе и начал уже этим по-настоящему наслаждаться.
«Внутреннее» и «внешнее» - основополагающие категории системно-векторной психологии. Соотношение между ними всегда лежит в плоскости приоритета общего над своим частным. Сейчас от нашего страха смерти уже нет никому никакой пользы, следовательно мы его потребляем только для себя и поэтому не способны получать удовольствие от жизни - это прямая связь.
Но поскольку изначально у нас ничего нет, кроме страха смерти, то мы можем сделать с ним лишь одно действие - вывернуть наизнанку, или еще можно сказать - вынести наружу. Тогда из состояния страха за свою жизнь мы переходим в состояние «страха» за чужую жизнь - сострадание, и на пике - любовь. Приоритет сохранения своей жизни превращается в приоритет сохранения жизни чужой, вплоть до жертвенности. Вместе с этим приходит ощущение невероятного счастья и эйфории - эмоциональный подъем. Но это уже не страх смерти, так как он «вывернут», это обратное от страха смерти.
Страх смерти
Движение к обратному
Этот процесс выхода наружу (реализации себя в обществе) в целом универсален для всех векторов, кроме уретрального, который так устроен изначально. У остальных семи векторов, кроме уретрального, есть жизненная необходимость с самого детства прикладывать усилия, чтобы сначала развить в себе способность максимально реализовывать свои врожденные свойства, а потом, после
пубертатного периода, совершить само это действие.
Здесь у подрастающего зрительника начинаются основные проблемы. Едва открыв глаза в совершенно неизвестный ему мир, он начинает свое эмоциональное развитие с самого дна - испытывает первую и древнейшую эмоцию - страх смерти, что абсолютно нормально и не причиняет ему таких страданий, как взрослому.
Далее маленький зрительный человек учится выталкивать из себя страх смерти, превращать его в обратное: создавать эмоциональные связи, жалеть плюшевого медведя, которому оторвало лапу, или героя любимой сказки. Чуть позже он начинает проявлять любовь и сострадание к живым существам - растениям, животным, и наконец к людям вплоть до идей гуманизма, утверждения в обществе высшей ценности человеческой жизни (через культуру, искусство).
Это идеальный сценарий. Но в реальности мы, к сожалению, видим массу взрослых зрительных людей, так и не сумевших выбраться из состояния страха. Чаще всего им просто не дали это сделать в детстве.
Фиксирование на страхе смерти
Зафиксировать зрительного ребенка на страхе смерти совсем несложно. Он и так от природы всего боится, но если искусственно увеличивать эту дозу страха, пугать его, то он в какой-то момент не сможет справиться с такой нагрузкой.
Большую ошибку делают родители зрительного ребенка, когда берут его с собой на похороны. Вредят также любые наблюдения картин смерти, сопровождающие их запахи. Подрастающего зрительника нельзя пугать, даже в шутку, как это иногда делают родители, пытаясь показать ребенку абсурдность его страхов. Нельзя разрешать смотреть фильмы ужасов.
Наоборот, полезно любыми способами помогать развитию у ребенка способности к сочувствию, состраданию. Этому может помочь чтение ему правильной литературы, где нужно сопереживать чужому несчастью. Желательно создавать возможность для налаживания эмоциональных связей с другими людьми.
Борьба со страхом смерти
Каждый из нас в какой-то мере недоразвит в своих векторах. Абсолютное развитие всех векторов в человеке - редчайшее явление, и зрительный вектор не является исключением. Недостаточная реализация зрительного вектора в любви и сострадании во взрослом возрасте почти всегда делает страх смерти в разных его проявлениях постоянным спутником зрительного человека, в большей или меньшей степени.
Существуют различные методы борьбы со страхами, которые дают кратковременные результаты. Настоящее безумие - лечить страхи антидепрессантами и прочими препаратами, меняющими химизм головного мозга. Немного помогает психотерапия, но как правило эффект очень слабый и сохраняется недолго.
Здесь зрительному человеку, испытывающему страхи может помочь метод психоанализа, действующий через осознание причин своих страхов. Таким психоанализом является системно-векторная психология, которая обладает инструментами, намного более мощными, чем классический психоанализ или любое другое направление психологии. Все дело в глубине осознания причин своих страхов, здесь они отслеживаются чуть ли не с самого момента возникновения человеческой психики и до наших дней.
Осознавая свой страх мы очень сильно его ослабляем. Более того, получаем направление - к поиску каких эмоций нам нужно стремиться, чтобы максимально обеспечить свою зрительную заданность и какие действия для этого предпринимать.
Статья написана по материалам лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Другие публикации:
Ювелирное дело - системный анализ Киноактёры - разбор психотипов и их смешений Мне понравилось - поставить «сердечко»:
Мне понравилось - отправить этот пост в социальные сети: