11 апреля 1979 года в автомобильной катастрофе погиб любимый народом советский режиссер и актер Леонид Быков. Он, оставил своей личностью, своими фильмами своего рода завет о том, какими мы можем быть и должны быть.
Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Славянского района Донецкой области. С детских лет Леня Быков рос мальчишкой смышленым, веселым, однако стать актером не помышлял. Насмотревшись фильмов о летчиках ("Валерий Чкалов", "Истребители"), он грезил небом и мечтал поступить в летное училище. Однако внешние данные у него были не ахти какие: маленький рост и лицо вечного подростка. Поэтому, когда в 1943 году в Барнауле, куда их семью эвакуировали сразу после начала войны, он явился в военкомат, сказал, что ему уже исполнилось восемнадцать, и попросил отправить его на фронт, его тут же разоблачили. "Рано тебе еще на фронт, салага, - заявил суровый военком. - Ты сначала школу закончи". Однако свою мечту о летной карьере наш герой все равно не оставил. В 1945 году, уже будучи в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу для летчиков, где проучился всего лишь месяц. Из-за невысокого роста его из школы отчислили, и на этом летная карьера Леонида Быкова закончилась.
Леонид Быков с мамой.
Вот тогда он и решил податься в артисты. Но и на этом поприще, так же как и в летной карьере, нашего героя поначалу ждало разочарование. Во время первой попытки в 1946 году поступить в Киевскую школу актеров он с треском провалился на вступительных экзаменах. Теперь круглого неудачника ждало безрадостное возвращение домой, насмешки друзей-приятелей. Видимо, чтобы избежать всего этого, Быков и отправился в Харьков, чтобы там повторить попытку стать артистом и поступить в местный театральный институт. И там случилось неожиданное. То ли отступать нашему герою было уже некуда, и он был настойчив, то ли харьковские экзаменаторы оказались прозорливее киевских, однако экзамены Быков сдал успешно и был зачислен на 1-й курс института.
Закончив харьковский Театральный институт в 1951 году, Быков попал в труппу Харьковского театра имени Т. Шевченко, в котором проработал до 1960 года. В 1952 году сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко "Судьба Марины". Леониду досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко. Но его заметили и запомнили не только зрители, но и кинематографисты. В результате в 1954 году режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова приглашают Быкова на большую роль (Пети Мокина) в свою картину "Укротительница тигров".
Фильм имел огромный успех у публики. Зрители сразу полюбили актера. Фильм "Максим Перепелица" снимался почти одновременно со съемками "Укротительницы тигров" на том же "Ленфильме". Успех этого фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих, однако для Быкова именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и снискала ему огромную любовь зрителей. Быков сыграл Максима парнем непутевым, но добрым и веселым.
После этой роли к Быкову иначе как Максим никто и не обращался, а ведь это яркое подтверждение огромной зрительской любви и уважения.в 1959 году Быкову поступило еще одно неожиданное предложение - режиссеры с того же "Мосфильма" Семен Туманов и Георгий Щукин задумали снимать фильм "Алешкина любовь" .
С женой и детьми.
Когда фильм "Алешкина любовь" вышел на экраны страны, Быкова в Харькове уже не было. Окончательно порвав с театром, он уехал с женой и двумя детьми в Ленинград, в город, который, собственно, и вывел его в большой кинематограф. Решению переехать в этот город немало способствовало и то, что Быкову пообещали на "Ленфильме" дать попробовать себя в кинорежиссуре. В 1963 году он уже самостоятельно снял комедию "Зайчик", в которой сыграл главную роль. И хотя в прокате картина заняла не самое последнее место, критика его дружно ругала. В 1965 году Л. Быкову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А через год он с семьей (у них родился еще один ребенок) покинул Ленинград и переехал в Киев.
Главный фильм.
Давней мечтой Быкова была постановка картины о героизме советских летчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нем постоянно. Поэтому, когда в конце 60-х забрезжила возможность постановки фильма о военных летчиках, Быков тут же ухватился за нее. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма "В бой идут одни старики". Однако ставить картину долго не давали, считая ее не слишком героической. Чтобы доказать обратное, Быков начал "обкатывать" сценарий на сцене. Чтение Быковым отдельных кусков сценария в самых различных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у авторов не возникало. Поняли это, в конце концов, и руководители кино Украины. В 1972 году Быков, наконец, приступил к съемкам фильма.
Картина о "поющей эскадрилье", сражающейся в небе с фашистскими асами, была всего лишь второй большой картиной в его режиссерской биографии. Она в каком-то смысле явилась воплощением мечты Быкова о небе, об авиации. А главное, в этой картине реализовалась его давняя мечта создать.
реквием о солдате, не вернувшемся с войны… Работа над картиной шла совсем не просто, и по сей день о ее съемках ходит масса слухов. Достоверным фактом является то, что тогдашний маршал авиации, легендарный военный летчик Александр Покрышкин, лично распорядился выделить съемочной группе пять самолетов, исчерпавших свой ресурс, а из музея Монино на площадку под Киев привезли настоящий фронтовой "кукурузник". Однако когда съемочная группа перебралась в Чернигов, самолеты туда не пришли. Их ждали несколько дней, но напрасно.
Пошли разговоры, что картину закрывают. Быков собрал общий совет, на котором было решено сменить директора фильма. Новый директор прибыл, и дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки… Но проблемы на этом не закончились. Когда была снята уже добрая половина картины, Быков получил телеграмму-приказ о срочной отправке в Киев молодого актера Анатолия Матешко, исполнявшего роль летчика по прозвищу Смуглянка. Выхода у Быкова не было. Лишь через несколько дней из первокурсников театрального училища, привезенных ассистентом режиссера, он отобрал на роль Смуглянки Сергея Подгорного. Актера нашли, но теперь пришлось многое переснимать. А еще ломались самолеты, набивались шишки. В небо за штурвалом самолета поднимался и сам режиссер, и посадка не всегда проходила удачно.
Вообще, если бы не энтузиазм всех участников картины и добровольных помощников, неизвестно, как бы сложилась судьба картины. И если бы не та доля ответственности, которую взвалил на свои плечи Быков… Сдача картины проходила 27 декабря 1973года. Когда в зале зажегся свет, все увидели, как Покрышкин вытирает слезы. А потом "В бой идут одни старики" ждал фантастический успех. За пять месяцев проката ее посмотрели 54 миллиона зрителей!
Во многом успех картины был обязан игре актеров. А одну из главных ролей в ней, капитана Титаренко, прозванного друзьями Маэстро, сыграл сам Леонид Федорович Быков. Его Титаренко был и лихим, опытным асом, и верным другом, готовым поддержать товарища в трудную минуту, и отцом-командиром, проявляющим заботу о "желторотиках"-новобранцах, очень быстро становящихся на войне "стариками"… Он вызывал невероятную симпатию и своей привычкой убирать карту за голенище сапога, и тем, как, вернувшись на родной аэродром на немецком самолете, бросал своему механику: "Принимай аппарат! Махнул не глядя!". А как улыбался капитан Титаренко, как дирижировал своей "поющей эскадрильей"!..
На Всесоюзном фестивале в Баку фильм получил почетный приз. Он мог бы взять и главный приз этого фестиваля, если бы не почти детективная история, разгоревшаяся в кулуарах фестиваля.
Дело в том, что на том же фестивале демонстрировался фильм Василия Шукшина "Калина красная". Картина превосходная, однако вызвавшая волну неприятия со стороны чиновников от кино. Поэтому ими была предпринята отчаянная попытка "задвинуть" фильм и лишить его возможности получить главный приз фестиваля. Для этого украинской делегации было предложено: "Ваша картина "В бой идут одни старики" может стать первой вместо "Калины красной". Однако члены делегации отказались обсуждать этот вопрос без Быкова. "Тогда уговорите его!" - посоветовали им чиновники. И вот в два часа ночи в номер гостиницы, где проживал Быков, пришли его коллеги по кинематографу. "Мы можем получить главный приз вместо "Калины красной", - сообщили они режиссеру. На что тот ответил: "В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина - это рядовой фильм о войне, а его - это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось. Так и передайте мои слова руководителям фестиваля".
В результате "Калина красная" взяла-таки главный приз бакинского кинофестиваля.
Аты-баты шли солдаты.
После триумфального успеха фильма "В бой идут одни старики" не замечать талантливого режиссера было уже невозможно. В том же году ему было присвоено звание народного артиста Украины. Причем, в отличие от многих деятелей искусства того времени, заслуживших это звание в силу самых разных причин, а не за талант и популярность в народе, Быков получил его вполне заслуженно.
В 1975 году Быков приступил к съемкам новой картины, и темой ее вновь стала война. Фильм назывался "Аты-баты, шли солдаты" (сценарий написали Борис Васильев и Кирилл Раппопорт). В главных ролях в нем снялись Владимир Конкин и сам Леонид Быков (это была его 22-я роль). Первоначально сниматься в этой картине Быков не предполагал. На роль ефрейтора Святкина пробовались многие актеры, но никто из них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: "Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?" И оказались правы. Лучше Быкова эту роль вряд ли бы кто-нибудь сыграл.
Съемки картины проходили под Загорском в феврале 1976 года и были довольно сложными. В распоряжение картины были выделены танки, артиллерия и несколько армейских взводов. Но подготовка к съемкам затянулась до поздней осени. Лишь в конце ноября группа выехала в Загорск. Там за месяц отсняли значительную часть картины. Однако, когда пленку проявили, выяснилось, что почти все ушло в брак. План студии горел, летел рабочий график. Кроме того, выделенные взводы солдат и военную технику нельзя было держать бесконечно. И Леонид Федорович поехал в Москву на прием к министру обороны маршалу Гречко.
Сначала маршал наорал на Быкова, нисколько не стесняясь в выражениях, а потом имел с ним долгую беседу, после которой поручил разобраться с киношниками своему помощнику. По возвращении в Загорск у Быкова случился инфаркт. На "скорой" его отвезли в больницу, где он и написал свое знаменитое письмо-завещание, обращенное к друзьям, режиссеру Николаю Мащенко и актеру и режиссеру Ивану Миколайчуку… Еще месяц пролежал Леонид Федорович в киевской больнице, куда его перевезли из Загорска.
На следующий же день после выписки он назначил съемки одной из самых трудных сцен картины, в которой сам участвовал, и которая требовала от него огромных эмоциональных и физических сил. Несморя ни на что, картина была закончена.
Героический труд участников этой картины оказался не напрасным. Это был новый триумф режиссера и актера Леонида Быкова. В том же году ему была присвоена Государственная премия Украинской ССР.
В начале 1979 года Быков внезапно пишет завещание на имя своих друзей - Николая Мащенко и Ивана Миколайчука. В этом завещании Быков просит в случае его смерти (он так и пишет: "Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну") позаботиться о его семье, продать машину и т. д. В этом же письме Быков отдавал распоряжения и насчет своих будущих похорон. Он хотел, чтобы его хоронили только друзья, без всякого официального участия (панихида в Доме кино, речи чиновников и т. д.). "Не надо никаких речей над могилой, скажите только: "Прощай" - и спойте мою любимую песню - "Смуглянку". Иначе я встану из гроба и уйду от вас". Вот таким вкратце было то необычное письмо. И вскоре после его написания Быков действительно ушел из жизни.
12 апреля 1979 года Быков возвращался на своей машине с дачи под Киевом. Впереди него двигался асфальтировочный каток, и Быков решил его объехать. Однако, как только он стал осуществлять обгон, ему навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, Л. Быков вывернул руль в сторону и на всей скорости врезался в каток. На момент смерти Быкову было всего 50 лет. У него осталось трое детей. На похороны Быкова пришло много людей. Перед гробом несли фотографию, где он был снят в роли комэска Титаренко. А затем над его могилой прозвучала "Смуглянка", как он и хотел…
Click to view
Его другом был актёр Алексей Смирнов, в годы войны-фронтовой разведчик. Когда Быков разбился в машине под Киевом, Смирнов лежал в больнице в тяжелом состоянии, и окружающие не рискнули сообщить ему горькую весть. В день выписки Алексей Макарович, широкая натура, решил поблагодарить врачей. И первый тост предложил за своего лучшего друга и великого режиссера Леонида Быкова. Мол, без Леонида и жить не стоило бы! Кто-то в растерянности обронил: «Разве вы не знаете - Быков погиб...» Смирнов замолчал, вышел из-за стола, вернулся в свою палату, лег на койку и скончался.
Click to view
"Будем жить, Макарыч... ! "
по материалам :
http://www.liveinternet.ru/users/4928301/post359089360/ http://www.liveinternet.ru/users/benita_dreger/post359053692