Оригинал взят у
colonelcassad в
"Склоните головы над могилами героев"В дополнение к теме
https://colonelcassad.livejournal.com/3677325.html о попытках героизации чехословацкого корпуса в России с призывами "склониться перед чехословацкими героями".
"28 октября 1918г. Военная Телеграмма о положении в районах, освобождённых от белогвардейцев
Всем народным комиссарам, всем Советам, всем редакциям. Самаро-Златоустовская дорога на протяжении 80 верст освободилась от чехобелогвардейцев, мосты через реку Волгу и Сызрань, через Самарку и Кинел взорваны. Население возмущено, что учредиловцы не пощадили того же народного состояния, как мост, ни один вор не оберёт так, как учредиловцы обобрали казенные помещения на разъезде Квашнецово, где завод взрывчатых веществ. Валяется более 800 трупов и их жен и детей, изрубленных шашками. Рабочие погибли за то, что заявили против снятия станков в Кротовке, и далее линии валяется 306 трупов изрубленных арестованных, вывезенных из самарской тюрьмы белогвардейцами. На ст. Липяги расстрелян ими помощник Буданов, имеющий 9 детей, дорожный мастер Иванов и стрелочник Соболев. В Самаре число расстрелянных велико, служащие и население были запутаны тем, что идут немцы, которые поголовно уничтожают служащих, под влиянием страха выехала масса служащих; какое было удивление населения и оставшихся служащих, когда вместо обещанных немцев явилась армия рабочих и крестьян. Возвратившиеся вчера о служащих передают, что уехавшие терпят лишения, выброшенные из поездов, они 50 верст пробирались пешком, растеряв имущество и детей. При вступлении Красной Армии никто не пострадал, даже из желдор , никто не арестован. К исправлению линии приступлено, в службе назначен комиссар из лиц, совмещающих в себе активных работников партии и знатоков дела.
Ответственный Коротков
Секретарь Петров
Уралсовдеп
Ф. Р-2601. Оп.1. Д. 195. Л. 212."
Из книги: Гражданская война на Урале в документах 3-й армии РККА: Сборник документов. - Екатеринбург; Премиум Пресс, 2008 - 344с. ISBN 978-5-904159-03-01
Памятник убитым чехословакации в районе станции Русские Липяги. Установлен в Новокуйбышевске.
Памятник на станции Русские Липяги. На заглавной фотографии расстрелянные чехами русские железнодорожники.
Подробнее о памятниках посвященных погибшим (а их было немало, как среди красноармейцев, так и среди местного населения ставшего жертвами террора белочехов) во время ликвидации метяжа белочехов в Самарской области, можно почитать вот здесь
http://home.samgtu.ru/~fedosov/history/1918/memorials.htm.
Так что с могилами героев уже давно все в порядке, они есть и немало. Но как видим, есть желающие склонить головы перед их убийцами и пособниками иностранных интервентов.
Также на эту тему.
Что в Самаре и ее окрестностях, связанного с теми с событиями лета 1918, сохранилось до наших дней
Труба печи для обжига кирпича (сама печь не сохранилась).
04.06.1918 в той печи были заживо сожжены восемь раненных красноармейцев, прятавшихся в ней после разгрома под Липягами. Кроме того, у трубы находится братская могила, в которой похоронены 54 красногвардейца. [1] (авторская фотография 2009 г.) (Труба находится в 420 м к востоку от платформы "Молодежная", у забора трикотажной фабрики, верхушка трубы видна с ж/д полотна)
Перед кирпичной трубой на плите когда-то была закреплена бронзовая буденовка и бронзовые цветы, но нынче из плиты торчат лишь пеньки их креплений. На мемориальной табличке, находящейся в хорошем состоянии, общие слова о гибели отряда Кадомцева. Но о том военном преступлении, которое было совершено здесь, не написано, увы, ни слова.
Проинформировал чешских легионеров о тех раненных настоятель местной церкви. После чего те привезли соломы, загрузили в печь, подожгли и закрыли дверцы. Один из красноармейцев смог выбраться по внутреннему скоб-трапу наверх трубы и сидел там, пока его из винтовки не снял один из офицеров. (неча и говорить, возвращения красных тот поп не пережил - согласно местной молве, якобы "умер сам от страха, покуда отсиживался в бочке для засолки огурцов", но достоверно обстоятельства его смерти не известны).
Всего же под Липягами погибло очень много народу из городского ополчения, сколько точно, не известно. По мнению Хатаевича, 400 или 500 человек. Однако газета «Волжское слово» от 16 июня 1918 г. писала: «Около станции Липяги приступлено к похоронам убитых в бою под Липягами красноармейцев. Всего по 14 июня схоронено 1300 человек. Похороны продолжаются. Предстоит еще убрать трупы с берега р. Свинухи и в воде разлива р. Самарки» [3]. Согласно [1], там в том числе легионерами был расстрелян и санитарный поезд. Потери белочехов под Липягами были незначительные.
Чешская схема боя под Липягами.
Впоследствии, Кадомцева много критиковали за выбор этой позиции. Возможно, она была выбрана им чисто по причине ее удобства для разгрузки эшелонов и организации оборонительных позиций прямо с колес (разгрузились и почти тут же сразу окопались - возможность этого хорошо заметна если посмотреть на карту). Также, низина реки Кривуши в ближнем тылу могла обеспечить непросматриваемое и непростреливаемое противником пространство, удобное для флангового маневрирования резервами и для размещения некоторых тыловых подразделений.
Вместе с тем, наличие в тылу низины вело и к недостаточной глубине оборонительной позиции и к невозможности самого незначительного отхода, а железная и шоссейная дороги в направлении к Самаре контролировались слабо (поскольку находились вне пределов основной позиции и не прикрывались ею).
Все вместе это и привело к катастрофе - после того, как в результате обхода легионерам удалось отрезать войска красных от Самары, возникла паника, отступающие видимо хлынули в залитую водой низину Кривуши, где с высокого берега фактически были расстреляны чешскими частями, вышедшими на ее кромку, многие просто потонули (по крайней мере, какая-то часть войск попала в эту ловушку и погибла именно так).
Современный вид на низину Кривуши от забора дачного массива в районе платформы "Молодежная"Современный вид на низину Кривуши от забора дачного массива в районе ж/д платформы "Молодежная" (т.е. вид в тыл красным - железная дорога за спиной на удалении метров 50, на горизонте в дымке Самара). Отмечали, что в 1918 Кривуша особо широко разлилась, и вся местность внизу могла быть залита водой (авторская фотография 2009 года)
Также не лишним будет упомянуть в этом разрезе, что в тот период красные частенько выбирали позиции не с точки зрения военной целесообразности (к сожалению), а с точки зрения чтобы боевыми действиями по возможности нанести минимальный ущерб местным жителям. Так в том бою деревни Мордовские Липяги и Русские Липяги не были заняты войсками Кадомцева, и тем более не были ими сожжены при подготовке к обороне в качестве меры расчистки предполья. Находясь на правом фланге непосредственно перед передней линией обороны, строения в этих деревнях могли служить хорошим прикрытием для чехословацких войск, обеспечивая скрытое выдвижение последних, в том числе даже просачивание их и в тыл. Не было разрушено ж/д полотно, благодаря чему бронепоезд легионеров "Орлик" смог пройти во фланг обороны красных тут на большую глубину, практически до их тыловых позиций, обеспечивая фланкирующий огонь, в том числе и по низине Кривуши. .
Рассматривая, однако, карту всего района за Самаркой видим, что особо хороших позиций, где можно было бы организовать надежную оборону против превосходящего противника, здесь нету вообще, везде имеются возможности скрытого обхода флангов. Если уж легионеров не смогли задержать на мосту через Волгу и учитывая ограниченность своих ресурсов, представляется, что наиболее правильным решением была бы организация следующего после Волги рубежа обороны прямо по реке Самарке непосредственно перед городом (Самарка достато широкая у города река), а железнодорожный мост через Самарку должен был быть взорван. Зачем выдвинули войска в поле на встречу более сильному противнику не вполне понятно, не исключено, не хотели подвергать Самару ужасам войны, мост через Самарку также не взорвали. В результате война все равно пришла в Самару, но когда там у красных уже почти не осталось войск, а те, что остались, были утомлены и в значительной мере деморализованы. Так или иначе, эта ошибочная первоначальная тактика все же имела в основе своей гуманистическое основание, некоторые иллюзии, а также невозможность в тот момент предвидеть, насколько ожесточенные формы примет гражданская война впоследствии.
Похороны убитых белочехов в Самаре.
Расстрельная стена в особняке Курлиной.
"Расстрельная стена" в подвале особняка Курлиной, где летом 1918 находилась белочешская контразведка (авторские фотографии середины нулевых)
Начальник контрразведки - капитан Глинка (легионер, чех), помощники (заместители): - Журавский (легионер, возможно поляк), Босяцкий (русский), Данилов (бывший полицейский пристав в г. Самаре), сотрудничал - бывший начальник губернского жандармского управления полковник Познанский (данные Куйбышевского краеведческого музея и [2]
Надпись на стене:
РАЗСТРЕЛЯНЫ
--------------------
тутъ - погибли
БРАТЬЯ IV
1918 20
iюня 21
Юргедов
и Фа...ны
Надписи очевидно выполнены в последующие годы (между 1919 и 1921 гг.).
В свое время, в Куйбышевском краеведческом была информация, что всего через этот подвал прошло 56 человек: четверо остались живы, 32 расстреляны. Судьбы остальных не известны.
Были расстрелы и в других местах, просто на улицах, особенно в первые дни оккупации, когда по оценкам только за первую пару дней было убито не менее 300 человек (см, в частности, [2]). Причем расправы были подчас совершенно дикого свойства - так отмечались случаи убийства мужчин, женщин только за их попытку помочь раненым или убрать трупы.
Основные места расстрелов в Самаре:
у наплавного моста через Самарку и подпорной стенки мельницы Соколова (примерно, где сейчас новый элеватор);
под ж/д мостом;
у изгороди старого городского кладбища (в районе нынешнего кабельного завода);
позднее - в подвале упоминавшейся контрразведки, комендатуре легионеров на Хлебной площади и в подвале городской тюрьмы;
одиночные трупы в первые дни собирали со всего города.
Далеко не всегда, правда, за подобное были ответственны сами чехи, часто подобным занимались местные "доброхоты". Но и сами легионеры не были "белыми и пушистыми". Из воспоминаний. Строковой: "На Ильинской (ныне Арцыбушевская) кто-то указал на большевика, совсем еще мальчика, чешский патруль его арестовал. Связали руки, привязали к лошади, положили лицом на булыжную мостовую и погнали лошадь. Чехи свистят, гогочут, а он кричит. И кровь фонтаном брызжет".
В дальнейшем новая власть все же пресекла внесудебные расправы, но тем не менее за 4 месяца оккупации по оценкам самарского краеведа Ракшина в Самаре было убито и расстреляно в сумме до 1000 человек.
Случались внесудебные убийства связанные с чехами и на бытовой почве. Так, в городе Куйбышеве могли вспомнить истории об изнасилованиях (что ж, с любой армией бывает). О том, как одна насилуемая девушка полоснула насильника-чеха ножом по животу (тоже случается). И как потом ее и всю ее семью арестовали и замучили до смерти (а вот это уже военное преступление). Вообще, во многих частях легионеров существовал обычай - 5 заложников за одного убитого чеха.
Разумеется, во время оккупации пострадала не только губернская столица. В небольшой Сызрани было расстреляно и убито около 200 человек, причем под раздачу попали не только активные члены новой власти, но и сочувствующие, так были случаи убийств учителей, имевших левые взгляды (также как и в Самаре, крайностями занимались больше местные, но делали они это все равно под прикрытием вооруженной силы легионеров).
Однако самые трагичные события произошли, пожалуй, все же в поселке Иващенково (ныне город Чапаевск).
Белые к концу сентября уже отступали и в следствии этого начали демонтаж и эвакуацию химзавода (производил тротил), что рабочие расценили как грабеж и лишение их кормильца. 30 сентября 1918 года началось восстание, которое поддержала и вооруженная военизированная охрана Иващенковских военных заводов, которую возглавил старший дежурный по охране заводов П. М. Васильев. Также, на окраину поселка смог пробиться разведотряд Интернационального полка 1-й Самарской дивизии 4-й армии (сам полк оказался связан тяжелыми боями в 25 км западнее Иващенкова, понес очень тяжелые потери и пробиться не смог).
К вечеру того же дня восставшие сломили сопротивление белых и захватили контроль над поселком [4].
Однако ранним туманным утром 2 октября, сняв рабочие патрули, со стороны Томылово в поселок вошли чешские части. Организованного сопротивления восставшие оказать не смогли, бои приняли очаговый характер, хотя и были чрезвычайно ожесточенными и по истину народными, когда дети подносили отцам патроны, а женщины перевязывали раненных. Легионеры тоже не щадили никого, убивая на улицах и женщин и детей. Но самое страшное произошло после подавления открытого сопротивления - в рабочей части поселка чешские каратели начали врываться в квартирки рабочих и штыками закалывали целые семьи и причастных и не причастных, не щадя ни детей, ни жен.
В результате в Иващенково, в этом небольшом призаводском поселке, при подавлении восстания было убито порядка 1000 человек рабочих и членов их семей и 800 человек затем было отправлено в "поезде смерти" на восток. Правительство КОМУЧ в Самаре затем обсуждало методы подавления восстания чехами, но в целом их поддержало, мотивируя особую жесткость прифронтовой полосой.
Сейчас "новые белые " могут утверждать что угодно, но истории о заколотых штыками семьях передавались из уст в уста в городке еще многие десятилетия, и даже в наши дни многие старые жители Чапаевска еще помнят эти рассказы родителей.
Красные опоздали с помощью восставшим всего на 4 дня. Но после их прихода, уцелевшие рабочие Иващенково разумеется в массовом порядке начали записываться в Красную Армию, сформировав целый 175-й Ивашенковский стрелковый полк. Встретиться снова с чехами этому полку, правда, уже не привелось.
Почти никаких материальных свидетельств той поры в городе и области не сохранилось, и подвал под домом Курлиной единственный ПОКА ЕЩЕ сохранившийся свидетель тех убийств в городе во время чешской окупации.
На фасаде дома Курлиной была мемориальная табличка, но ее разбили в 1993. Ее заменили на картонную, но вскоре "активные" свидомые граждане сорвали и ту. Также была мемориальная табличка и в самом подвале, на середину нулевых последняя еще была на месте. Тогда там время от времени устраивали ""перформансы" - посетителей в подвале "расстреливли" из нагана КРАСНОАРМЕЙЦЫ! (ну да, кто же там у нас "кровавыми палачами" был!).
http://home.samgtu.ru/~fedosov/history/1918/artefacts.htm - подробнее по ссылке
Плюс обзорный материал по мятежу Чехословацкого корпуса.
Обмороженные трупы железнодорожников с чешских "поездов смерти".
Это в городе. А что вокруг? Около 200 человек расстреляно в городе Сызрани. Хоть по несколько человек, но во множестве деревень и поселков (перечень памятников и мемориальных досок по области с указанием конкретных обстоятельств можно найти в [7], сейчас многих из них видимо уже нет). Некоторые деревни перепороты (причем в последствии крестьяне вспоминали именно о чехах в синих мундирах, а не о белогвардейцах). В конце концов, на чехов даже стали жаловаться некоторые члены КОМУЧ*7).
В литературе отмечается (правда довольно глухо), что при подавлении восстания в Иващенково с 1-го по 5-е октября там погибло свыше 1000 человек рабочих и членов их семей, препятствовавших демонтажу заводов (к тому моменту Иващенково находилось фактически в прифронтовой полосе и подавление потому было крайне жестким, хотя, быть может, 1000 человек это все же и завышенное число). Затем оттуда на восток отправляется поезд с 800 заключенными. (Иващенково - в то время это призаводской поселок при построенном в 1909-м первом в России заводе по производству тринитротолуола, после Гражданской Троцк, затем и по настоящее время Чапаевск - кроме тринитротолуола, там производили детонаторы, иприт и фосген о городе вообще мало писали).
В ночь с 5-го на 6-е (т.е. фактически накануне сдачи города красным) из Самары на восток отправляется эшелон с 2700 заключенными самарских тюрем. Когда он проходил Уфу, к нему присоединился еще один с 1600 заключенными из Уфы, Самары, Ставрополя, Бугуруслана, Белебея, Мензелинска, Стерлитамака. Писали [1], что бóльшая часть "иващенковского" поезда была уничтожена в пути, а из самарского и уфимского погибло не менее половины. Был такой поезд и ранее (23 июня). Данные по смертности согласно рассказам уцелевших и не шибко точны, но по самим поездам все точно.
Всего было сформировано в Самаре и прошло транзитом через Самару и Кинель более 10 “поездов смерти" (из Самары, Иващенково, Ставрополя, Сызрани, Вольска, Хвалынска, два поезда из Тоцких лагерей с пленными мадьярами и вместе с охранявшими их до того красноармейцами - у чехословаков вообще были напряженные отношения с венграми, вспомним, что сам мятеж начался в Челябинске именно с конфликта между ними*8).
По приблизительным подсчетам этими поездами на восток было отправлено 15-20 тыс. человек [1]. Смертность по всем поездам не указывается. За какую часть всего этого ответственны именно легионеры-белочехи, не совсем ясно, но если в первом приближении разделить ответственность согласно имевшимся силам, то… Это в 1919-м, на Урале и в Сибири красные преимущественно сражались с Колчаком, белыми и зелеными, всяческими директориями, а чехи часто были так, "внешним фактором на ж/д". В Поволжье летом-осенью 1918-го все было наоборот: 72% противостоявших Красной Армии сил составляли легионеры чехословацкого корпуса!
Потому Гражданская война тут это в первую очередь война именно с этими самыми чехословацкими легионерами Отдельного Чехословацкого корпуса, мало отличавшимися по своему поведению от других оккупантов (как раз германские части в те годы (1918-19) вели себя заметно более сдержано, такое впечатление по крайней мере иногда создается, IMHO, sure).
Были "поезда смерти" и потом зимой в Сибири. Причем довольно примечательные - в такие поезда легионеры превращали составы с беженцами, силой отцепляя паровоз и оставляя людей замерзать без пищи и топлива или подвергаться грабежам местной шушеры. Всего по Сибири они были ответственны за примерно 50 таких поездов [8]. Занимались и организованным мародерством - кроме эшелонов со своими войсками, гнали на восток и не менее 180 поездов с "реквизированным" (награбленным) имуществом, приведя в негодность 40% паровозов, из имеющихся на ТрансСибе [8].
Подробнее в материале "За 50 лет до Пражской весны" -
http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/38077/