Точка зрения. Сайры пера & суслики клавиатуры

Jan 13, 2011 21:12

image Click to view


Здравствуйте, в эфире программа «Точка зрения», и с вами я, Александр Малькевич.

В журналистской массе, каждый, как известно, личность. Даже если он суслик. Поэтому мало-мальски значимое событие, начиная от приезда посла Абиссинии до застрявшего в дымоходе кота, обретает продолжение на страницах газет и экранах телевизоров. Но наибольшую амплитуду возвратно-поступательные движения перьев приобрели не абы когда, а накануне Дня российской прессы. Гласа народа и рупора правды.

Это только в Америках там всяких и Европах журналисты готовы за собратьев глотку перегрызть. У нас - с точностью до наоборот: за хорошую кость, за сенсацию, за похвалу известных общественников-скандалистов, журналисты грызут горло друг другу. И я даже знаю тех, кто брезгливо ткнет пальцем и скажет: «Вот, мол, мусор из избы выносит! А как же корпоративная этика?» Так я открою вам страшную тайну: в России нет корпоративной журналистской этики. А есть только принцип курятника: толкнуть ближнего, нагадить на нижнего. При этом - не брезгая никакими средствами.

И, кстати, об этике. Современный журналист, зачастую - это тот самый человек, который в доме повешенного в первую очередь заговорит о веревке. Пипл хавает, а сотрудник средства массовой информации торопливо подносит пиплу очередную порцию отрубей на лопате. Креатив? Да ну что вы? Кому это нужно? Новаторам искони, еще со времен Владимира Красно Солнышко укорачивали если не руки. То языки - точно. Главное - сохранить в неприкосновенности родное болото со всеми его куликами, которые друг друга хвалят. И не дать людям возможности узнать: есть и другая журналистика. Не та, что копается в свежих кишках и грязном белье. Не хамовато-скандальная как базарная баба, не заплесневевшая по самые уши, не откровенно местечковая, которую стыдно показать в столицах. А - настоящая. Но об этом - чуть позже.

Если романтики носят розовые очки, новгородская журналистика - черные. Все - плохо, и, как в анекдоте, будет еще хуже. Дом построили - развалится! Цены упали - неспроста! Зарплату подняли - бабло отмывают. А уж если совсем все хорошо, тогда можно обсосать новость об убийстве карликового пинчера или об экологической катастрофе в деревне Гадюкино, где тракторист Сидоров слил соляру в реку. Высосанные из пальца новости, позорящие область, мутным потоком сознания выплескиваются на федеральные ленты. Всякий здравомыслящий инвестор или меценат посмотрит-посмотрит, оценит кипение мутной вонючей пены, и вложит деньги в соседнюю Псковскую область. Или Тверскую. А Новгород так и будет пускать пузыри, самодостаточный весь такой.

Новгородцы, воспринимающие журналистскую мизантропию за чистую монету, не виноваты - слишком долго они жили в ожидании плохого. И когда появляется что-то новое, оно берется в штыки априори. На каждого Пастернака в Новгороде найдется свой товарищ Семичастный. Но даже покойный ныне Владимир Ефимович высказал неплохую мысль, которую стоило бы внести в кодекс новгородского журналиста: даже свинья не гадит, где живет. И по очень простой причине: через короткое время можно оказаться по уши в удобрениях собственного производства. Элементарная же истина.
Еще одно популярное занятие журналистов современности - перфоманс. Для тех, кто не в теме: это надо выслушать официальную точку зрения, помыслить чутка, а потом принять гордую оппозиционную позу. Мол, видали, какая у меня независимость отросла! Какое свободомыслие! Какой я смелый и неподкупный! Народ, слабо искушенный в медиа-игрищах, ведется как малый ребенок на полосатый леденец в цирке.

Что касается новгородского медиа-пространства, про которое жаждут уже услышать мои коллеги, то оно ничем не отличается от общероссийского. Те же мелкопоместные дрязги, то же крохоборство, те же сплетни по углам и обвинения друг друга в звездности, проплаченности, блате, меряние аспектами и тыкание пальцами друг в друга с голословными обвинениями. Я не про всех, безусловно, говорю, но явления настолько часто встречающиеся, что давно уже стали нормой. Подсидеть, обогнать, оболгать, просто нахамить - это журналистская норма. Эта та самая тайная новгородская журналистская кухня, которая позволяет большинству наших местных писак искусственно держать себя в тонусе. Не буду говорить, конечно, про настоящих журналистов - им хватает драйва и в нормальной жизни. А вот с этим гадюшником - уже явный перебор. Потому и спиваются, и уходят из жизни раньше срока, и из журналистики - вопреки логике и собственному желанию…

С вами был Александр Малькевич, и это была моя точка зрения.

Новгородское областное телевидение, точка зрения, Александр Малькевич

Previous post Next post
Up