Banks Battle: Итоги (1 часть)

Jun 13, 2010 22:01

Прелюдия

Чемпионат мира по хоккею, финал, сборные России и Канады. Третий период, 6:3, Кросби забивает седьмую шайбу - финальный свисток - и, утирая испарину, скользит к бортику, слегка отбиваясь от ликующих соратников. Снова судейский свисток: «Внимание! Судейское жюри проекта «Ледниковыыыыыыый периииииооооООД!» Встает мадам Татьяна Тарасова: «Дорогие мои! Как прекрасно, что мы собрались сегодня в этом удивительном Ледовом дворце, построенном на спонсорские деньги национального достояния... как говорил мой покойный папа, надо на три головы кататься лучше, если хочешь... прекрасное, восхитительное катание канадских фигуристов, но... конечно, великолепная техника... не довернул тройной тулуп... не увидела страсти... страдает артистизм и качество исполнения номера... на финале чемпионата мира тройных уже мало... в общем, мы с коллегами посовещались... ШЕСТЬ - НОЛЬ! Россия - шесть, Канада - ноль! Спасибо большое! Это была головокружительная игра!» Швейцарский арбитр подплывает к воротам Луонго и отсчитывает в створ шесть шайб. Занавес.

Досье: Banks Battle

Студенческий чемпионата по управлению банком Banks Battle стартовал в России в начале прошлой весны. Платформа (сиречь симулятор) - разработка немецкой компании Топсим, который согласно данным коллег и оргов, был закончен примерно в это же время. Организаторы в России - Академия народного хозяйства (организаторы и Global Management Challenge и Business Battle) и генеральный партнер АНХ - Сбербанк России. Курировать проект было поручено украинскому оргу Ярославу Каплану, что неиллюзорно создавало конфликт интересов, который, как раздувшийся гнойник, был просто обязан лопнуть к концу четвертого акта.

Соревнование - международное (страны: Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия), участники - студенты и аспиранты, участие бесплатное. Количество поданных заявок на участие - примерно 1 200. Это, видимо, рекорд за все четыре года проведения аналогичных проектов подобных масштабов (кроме соревнований АНХ, были МЭМ и БК: Максимум, но количество участников там даже и близко не сопоставимо). Были и другие рекорды, формально перекрывающие этот, - например, в только что прошедшем сезоне Бизнес Бэттл было что-то около 1 500 заявок, в которых, однако, немалую долю составляли клоны. Попытки клонирования были и в Бэнкс Бэттл, но было явно заметно, что число реальных участников там точно бьет все прошлые соревнования.

Организаторы явно недооценили потенциал - рассчитывали приблизительно на 500 команд, бюджеты и регламенты были, видимо, уже утверждены, а потому было принято решение провести отборочный раунд, отсеивающий, по сути, 3 команды из 5-ти. Задание: подготовить презентацию в ПауэрПойнт (рассказ о команде). Этот этап, например, не преодолели известные ГМЧ-игроки, такие как Руслан Сагитов и действующий мировой чемпион ГМЧ Маркиян Серчинский.

По окончании раунда был запущен тест-драйв (играли один период), и это было очень разумное решение. Открылось неприличное количество багов, самого разного характера. Некоторым умельцам удавалось получать за год 130 млрд. евро чистой прибыли при том, что в нормальных условиях средняя чистая прибыль за год составляет 90-100 млн. евро. Но орги с багами боролись, да.

Первый раунд проходил в очень нервной обстановке: неизвестно, уничтожили ли все баги, симулятор незнакомый, на тест-драйве отыгран всего один период, из группы выходила всего одна команда. Фактически здесь очень многое зависело от интуиции - отставшим догнать лидеров шансов не было. На этом этапе из известных команд отсеялись Экзекуция и МаркетРок'н'Ролл.

По итогам первого раунда было выявлено 50 команд-финалистов, которым предстояло отыграть несколько очных полуфиналов (весьма экстравагантное нововведение).

В мае было проведено несколько полуфиналов: в Москве, Питере, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Киеве и Екатеринбурге. А также проведен один заочный раунд для команд Дальнего Востока. Группы кое-где получались полные (в пределах 10 команд), кое-где укороченные (в пределах 5 команд). Из полных выходило две команды, из укороченных - одна.

Результаты полуфиналов:

Москва (14 мая):
1. Полосатый зонтик (МГУ);
2. IBF (МИФИ).

Ростов-на-Дону (18 мая):
1. Kalmyk financial team (КГУ).

Санкт-Петербург (21 мая):
1. Новая инициатива (БГУ, МГУ, ГУ-ВШЭ);
2. IBI (МБИ).

Екатеринбург (25 мая):
1. Madagaskar (ЮГУ);
2. Bank4you.

Новосибирск (27 мая):
1. Old School (Гуча вуз).

Киев (4 июня):
1. Apple Bank.

Заочный этап:
1. KnASTU (КнАГТУ).

Эти команды и должны были встретиться на очном финале в Москве 8 июня.

Что же из себя представляет симулятор?

Симулятор моделирует работу виртуального банка 4 игровых периода, каждый из которых продолжается один налоговый год. Работает в потребительском секторе (в полной версии опционально могут добавляться и юридические лица): предлагает депозитарные продукты (лицевые счета, краткосрочные и долгосрочные сберегательные программы - всего пять наименований), а также кредитные: обеспеченные и необеспеченные потребительские кредиты, автомобильный кредит и ипотеку (4 наименования).

Вся бизнес-модель сводится к балансировке и гармонизации валовых кредитов и депозитов, отчего огромное значение по сравнению с ГМЧ приобретают планирование продаж и прогнозирование денежных потоков. Кто не справлялся с этими функциями, получал страшной деструктивной силы стабилизационный кредит (аналог необеспеченного кредита в ГМЧ, только хуже), который, негативный сам по себе, серьезно бил и по прибыли (промах в 500 млн. евро (почти аналог с точки зрения масштаба тысячам евро в ГМЧ) по ставке стаба в 10% приносил убыток в 50 млн. евро при нормальной чистой прибыли в 100 млн. евро). В крайнем случае - в целях недопущения стаба - можно было привлекать межбанковские депозиты (с точки зрения ГМЧ для нас это - кредиты (забавная инверсия)), которые дешевле стаба ровно в два раза и не создают сопутствующих негативных эффектов (аналог срочного кредита в ГМЧ).

Кроме этого краеугольного отличия от ГМЧ, существовала еще одна особенность: управление просроченными рисковыми кредитами, во всем остальном можно было наблюдать аналогии с ГМЧ: покупка филиалов (вроде станков, но менее значимы), обучение персонала (в ГМЧ, однако, больше походило на отложенный дорогостоящий наем), реклама (прямая и имиджевая) и стимулирование продаж, разнообразные решения по персоналу. В целом же в отношении разнообразия решений симулятор от Топсим намного беднее ГМЧ.

Но в отношении отчетности его сложность на два порядка опережает ГМЧ: 16 полнокровных отчетов, освещающих как внутреннее состояние банка (баланс, ОПиУ, ОДДС, кредитные и депозитные портфели), так и рыночную ситуацию. Плюс даётся двухстраничный экономический вестник, где прогнозируются как макропоказатели экономики в целом, так и рост/падение рынков финансовых продуктов. В общем, полноценный анализ одного отчета - задача нетривиальная.

Система оценки также кардинально отличается от ГМЧ. Во-первых, оперировать гудвиллом в этом симуляторе особого смысла не имеет: собственный капитал по отношению к заемному составляет незначительную величину, поэтому введение капитализации в модель не внесло бы ничего, кроме сумятицы (гудвилл бы просто «гулял» в довольно широком диапазоне). Во-вторых, в отличие от ГМЧ здесь имеет значение результат в каждом раунде, а не в целевом. Да, точно так же имеют значения привычные по ГМЧ факторы, как-то: прибыль, ликвидность, доли, отсутствие долгов. Все вместе факторы для каждого периода формируют т. н. winning criteria - критерий ("-ии" в точной кальке с английского) победы (КП), который, суммируясь, по окончании 4 периодов сравнивается с КП конкурентов. The winner takes it all.

Таким образом, 8 июня обещала финалистам очень насыщенную и жесткую программу. Финал проходил в главном здании Сбербанка, полный рабочий день, регламент расписан по минутам, 40 минут на принятие одного решения - ясное дело, что орги будут выдерживать этот регламент (в который входила и презентации команд) во что бы то ни стало и не допустят ситуации, когда СБ попросит их освободить помещение.

Сразу перед финалом внезапно были высланы новые требования к презентациям. Прошу, господа, насладиться этим фимозом (обязательно смакуя и распознавая оттенки вкуса):

"Презентации команд на международном финале Banks Battle.

Презентация №1. Представление маркетинговой стратегии банка
(Делается утром до начала игры. В качестве экспертов приглашаются люди из маркетингового и финансового отделов Сбера (сидела одна духовно богатая дева - прим. А. А.). Формат - пресс-конференция нового руководства банка при выходе на рынок: объявление публичных данных потенциальным клиентам без раскрытия коммерческих тайн)

Задание: Разработать и представить маркетинговую стратегию банка по следующим параметрам:
1. Позиционирование (такие дела. Вы рассчитывали на анализ экстремумов и точек перегиба? Нет, номером один на финале идет Позиционирование - прим. А. А.)
• специализация - ключевые сегменты, на которые будет ориентироваться банк в своей работе (то есть человек ни ухом ни рылом не представляет себе работу симулятора - прим. А. А.);
• планы по росту банка (развитие филиалов, изменения валюты баланса) (о, валюта баланса - это весьма и весьма важный показатель! - прим. А. А.)
• рекламный бюджет как основа маркетинговой политики (чувствуются и глубокие познания в маркетинге, судя по таким силлогизмам... - прим. А. А.)
2. Инструменты маркетинговой коммуникации:
• Бренд банка (логотип/слоган) (такие дела. За два дня нужно было подорваться, придумать и нарисовать логотип - прим. А. А.)
• Рекламный плакат (не обязательно рисовать, нужно представить основной месседж) (если у нас уже есть слоган, то, простите, какой мессидж нужно представить? Рассказать, что у нас может быть изображено на рекламном плакате? - прим. А. А.)
• Планируемые акции (надбавки и скидки по %, в тех или иных сегментах) (какие скидки, дядя?! И это что, тянет на «планируемые акции»?! Нам предлагается высосать смысл даже не из пальца, а, видимо, из какого-то другого места - прим. А. А.)
3. Планируемые финансовые показатели к концу 6 периода
• Доля рынка в ключевых для банка сегментах
• планируемое изменение валюты баланса к концу 6 периода в %
• Объем чистой % прибыли

Формат: презентация PowerPoint + живое выступление. Регламент - 7-10 минут.

Презентация №2. Презентация команды, путь к победе, стратегия банка в Супер-финале
(Делается вечером перед объявлением результатов перед топами Сбера. Формат - знакомство с членами команды, городом/страной, откуда приехали; фиксация полученного опыта; анализ деятельности в Финале) (заметьте, это предлагается делать вечером, а потом оказалось, что утром... - прим. А. А.)

Задание: 1) Представить свою команду (участники/вуз/город)
2) Рассказать о своем пути к Финалу
3) Представить стратегию банка в Финале, проанализировать, свои сильные и слабые стороны (победы/ошибки)".

Такой невыносимой легкости регламента я не выдержал и позвонил накануне финала Филину с просьбой избавить нас от этого детского сада. Попросил забить на рисование этих диких логотипа и рекламного плаката, которые ни в звезду, ни в Красную Армию, сказал всё, что думаю, про сроки, в которые нам предлагается уложиться, и выбил нормальную возможность утром просто пару слов сказать о команде, а вечером представить стратегию на финале (ничего не выдумывая, не высасывая из пальца и докладывая так, как есть, без этого убогого «позиционирования», «планируемых акций» и тому подобной ахинеи). О боги! Разум возобладал, и Филин согласился с этими простыми и разумными аргументами - нам была предоставлена возможность рассказать то, о чем мы просили.

Ну, вы понимаете, эти требования подобны тому, как если бы на экзамену по высшей математике студентам предложили сыграть в шахматы. Или на конкурсе красоты продемонстрировать дельтовидные мышцы. Или на конкурсе Чайковского добавить в обязательную программу исполнение национальных танцев.

Игра началась немного позже, чем было объявлено - во многом «благодаря» презентациям, который к нашей вящей радости стали неожиданно оцениваться. Такого еще ни разу не было: в объективную симуляцию безо всякой насущной надобности вносилась медвежья порция субъективизма и человеческого фактора. Прецедент. На фоне общемировой тенденции к максимальной транспарентности решений жюри и повышения их беспристрастности и объективности такой вдруг неожиданный фокус... Это выглядело странно и вызывало естественное недоумение. Выбранное решение было явно непрозрачным, неправовым и ставящим участников в неравные условия.

А судьи кто?

Видимо, непосредственный состав организаторов:

1. Вячеслав Шоптенко;
2. Ярослав Каплан;
3. Александр Филин;
4. Константин Кайсин.

Из Сбера, насколько я понимаю, никто этой ерундой не занимался.

По окончании второго периода Каплан не без удовлетворения объявил, что «трём командам за презентации были начислены extraordinary income» (он так и сказал - «extraordinary income», гг). Ими оказались команды Apple Bank, Old School и IBI. В общем, нам нужно было стараться свести влияние этих неожиданных наград к минимуму, если полностью не элиминировать их значение.

Работать приходилось в довольно некомфортных условиях - на анализ отчета с «Вестником» и калибровку решения отводились скудные 40 минут. Естественно, это требовало предельной концентрации и создавало напряжение, которое довольно быстро приводило к усталости и утрате интереса к происходящему. Команду спасала жесткая специализация и четкое распределение ролей, что позволяло в течение всех периодов показывать стабильный результат и ни разу не вылететь из тройки.

Результат известен:

1. Old School - 513,43
2. Новая инициатива - 513,23
3. Madagaskar - 512,24
4. Apple Bank - 511,91
5. Полосатый зонтик - 508,34
6. Bank4you - 508,22
7. KnASTU team - 507,38
8. IBI - 507,25
9. Kalmyk Financial team - 505,8
10. IBF - 504,19




Что также весьма умиляет, так это визуальный масштаб отрывов (здесь не очень хорошо видно), который неиллюзорно символизирует. Между первым и вторым местом сделали его, например, таким солидным, увесистым, хотя там должно почти вровень идти. Причем масштаб этот явно "плавающий" - между 2 и 4 командами отрыв почти в пункт, а визуально отрыв меньше, чем у Новой инициативы и Old School. А вообще, "НИ" отстала по накопленному КП меньше, чем промилле (0,999192). Человеческий глаз такую разницу замечать не должен, гг.

Перевесить влияние «extraordinary income» не удалось: обучаться финансовой мудрости в Португалию поедет команда из Новосибирска.




(Доставило? Спешите же скорее прочесть вторую часть!)

ледниковый период, bb

Previous post Next post
Up