Крепче за шоферку держись….

Jul 27, 2017 20:35

Недавно наткнулся в сети на информацию о памятнике, который появился в Москве:

«2 сентября 2015 года рядом с вестибюлем станции метро "Тропарёво" был открыт памятник героям-автомобилистам авторства Александра Рукавишникова.»

Мне, как офицеру-автомобилисту запаса, стало интересно, что за памятник?
Ведь в Москве уже есть памятник  воинам - водителям.



На постаменте надпись «Водителям воинам, водителям труженикам».

Установлен он давно, 5 ноября 1988 года, у ворот автокомбината № 23 Мосстройтранса на Черёмушкинской улице.  Когда-то, в годы войны, это транспортное предприятие называлось «Автобаза № 3».  На фронт ушло 330 её водителей, вернулось всего 31.
Подумал, может его снесли? И столице нужен новый памятник военным автомобилистам?
Поискал информацию - нет, памятник Черёмушкинской улице стоит. И хоть в наше время этого автокомбината не существует, и  на площадях этого транспортного предприятия  расположился торговый центр, памятник цел, и напоминает о суровых фронтовых буднях военных водителей.

А что с новым памятником?

Оказывается, разговоры о нем начались ещё при Лужкове:

Столичные власти планируют поставить в Москве памятник водителю. В сообщении Департамента транспорта и связи города Москвы сказано, что уже даже организовано общественное движение, которое займется всеми необходимыми вопросами, связанными с возведением памятника. Постройку памятника предполагается осуществить за счёт добровольных взносов и пожертвований со стороны предприятий автомобильного транспорта и рядовых автомобилистов.
«На протяжении всей истории своего развития автотранспортники показывают образцы самоотверженности, поистине героического труда. В годы войны все транспортные предприятия Москвы выполняли задачи Государственного комитета обороны. Именно в Москве были сформированы автоколонны для перевозок грузов по «дороге жизни» - ледовой трассе Ладожского озера. Ежедневно миллионы пассажиров перевозят предприятия пассажирского транспорта. За рулём автобусов, грузовых и легковых автомобилей мы видим высококлассных профессионалов, достойно несущих трудовую вахту на благо нашего города, на благо москвичей», - сказано в официальном сообщении.»
5 ноября 2009

« В Москве планируют поставить памятник шоферу
На проспекте Вернадского в Москве, недалеко от Академии Генштаба, столичные власти решили поставить памятник шоферу, - сообщает ИА Росбалт со ссылкой на источник в Мосгордуме. Как стало известно, соответствующее предложение было высказано в департаменте транспорта и связи Москвы, а также в московском профсоюзе работников автомобильного транспорта. Руководитель департамента Василий Кичеджи выразил мнение о том, что монумент будет способствовать повышению престижа профессии водителя. Вопрос о возведении монумента депутаты Мосгордумы обсудят на завтрашнем заседании.»
10 февраля 2010 г., 17:20, ИА "Амител"

Всё указывало на то, что займется этим памятником Церетели…
Но тут в сентябре 2010 года Лужков внезапно перестал быть мэром Москвы. Тема с памятником отошла на второй план.

И вот, наконец,
« 2 сентября 2015 в Москве состоялось открытие монумента, посвященного героям-автомобилистам. Памятник установлен на Ленинском проспекте, вблизи станции метро Тропарево. В центре композиции - фигура водителя, опирающегося на рулевое колесо, за его спиной - гранитная стена, где высечены фамилии 17 водителей, удостоенных звания Героя Советского Союза, и 53 водителей - Героев социалистического труда. Создание памятника и благоустройство территории выполнены на средства Московского горкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного строительства, а также на добровольные пожертвования транспортных предприятий столицы и неравнодушных граждан. Автор монумента - народный художник России, скульптор Александр Рукавишников. Архитектор проекта - заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский.
В торжественной церемонии открытия памятника приняли участие председатель московского горкома профсоюза автотранспортников Александр Шуриков, замминистра транспорта РФ Николай Асаул, заммэра Москвы Максим Ликсутов, а также представители других ведомств и общественных организаций. Кроме того, в церемонии открытия участвовали родственники героев, чьи имена написаны на мемориальной стене.
К открытию был приурочен парад ретроавтомобилей, напомнивший об основных вехах развития отечественного автопрома: первый советский автомобиль, автотранспортная отрасль в годы первых пятилеток СССР и Великой Отечественной войны, работа в современных условиях.
После открытия памятник героям-автомобилистам был преподнесен в дар Москве.»

У нового мэра, Сергея Собянина, похоже, свои предпочтения, свои художественные вкусы. И похоже, этим вкусам вполне соответствует творчество Александра Рукавишникова.
В общем и целом я такой вкус одобряю, мне творчество Рукавишникова больше по душе, чем творчество Церетели. Мне, например, очень даже нравится скульптурная группа работы Александра Рукавишникова в Сивяковом переулке изображающая авто Воланда из «Мастера и Маргариты»




Очень душевная скульптура…

А как насчет памятника героям-автомобилистам?
Почитал я и описание памятника:

«Фигура усатого водителя с развивающимся шарфом опирается на гигантское рулевое колесо. Под ним проглядывает силуэт мотора и четырёх колёс. На каждом колесе отображены отдельные этапы развития транспорта в нашей стране.
На стеле позади памятника нанесены имена героев и строки известной песни фронтового шофёра: "Шли мы дни и ночи, трудно было очень, но баранку не бросал шофёр"…»

посмотрел и фото проекта


И самого памятника




Присмотрелся  я к «баранке», что на памятнике - что-то он мне смутно напоминает… Так это же старый-добрый, уже давно забытый,  из всех советских рулей почти спортивный руль «Вираж-1»!





Руль «Вираж» придавал спортивный стиль набившим оскомину к концу 80-х годов интерьерам вазовских Жигулей, штатный руль у которых был тоньше и больше по диаметру, чем даже руль 40-го Москвича!
Цена его, правда, в те годы была 99 рублей, кто жил во времена СССР, знает какие это огромные деньги, ведь средняя зарплата инженера была 120 рублей, да и найти и купить «Вираж» тогда было весьма сложно. Но люди добывали такой руль, ставили на свои копейки- пятерки шестерки и чувствовали себя Стасисом Брундзой!
У меня был такой в начале 90-х. Я все пытался приладить его на своей тогдашней машине «Жигулях - четверке» Но так и не смог снят штатный руль. А потом у меня пошли иномарки, к которым он ну уж совсем ни как… Так Вираж у меня и пылился в гараже лет пятнадцать, пока не подарил я его своему другу, любителю «ВАЗовского» спорта.
Но какое отношение он имеет к рулям военно-транспортных машин?

Да и вид самого героя-автомобилиста… Развесистые галифе, конечно, придают некую приближенность к вооруженным силам, но в остальном…Кепочка, шарфик, неуставная поза…



Похоже, у нас с Рукавишниковым, разные представления о внешнем виде воина - автомобилиста.
Этому памятнику больше подходит название «Эх, прокачу!» и вид его, скорее  вызывает ассоциации с героем бессмертного романа Ильфа и Петрова  «Золотой Телёнок» Адамом Козлевичем, чем с героем рассказа Шолохова «Судьба человека» Андреем Соколовым.

В России, да и в соседних государствах, бывших союзных республиках, есть много памятников воинам-автомобилистам, героям фронтовых дорог, позже я как-нибудь расскажу о них.
Но этот памятник, работы Рукавишникова, это памятник не герою-автомобилисту, это памятник «автомобилисту - герою литературных произведений» или «автомобилисту - герою женских грёз» с псевдоспортивной баранкой «Вираж-1» под рукой.
Даже если бы он остался просто «Памятник шоферу», как планировалось при Лужкове, это, на мой взгляд, было бы вполне уместно.
В конце концов, есть же подобный памятник шоферу в Волгограде:



А вот притягивание к скульптуре у метро Тропарёво памяти о водителях - воинах, водителях - тружениках, Героях войны и труда, вызывает у меня лично, чувство неловкости…

История ВОВ, 80-е, Автоспорт

Previous post Next post
Up