Горные лыжи в Абзаково

Mar 05, 2013 18:27

Поездка в Абзаково 04-17.02.2001
Впервые опубликовано: 13.03.01

Почему мы решили ехать именно в Абзаково?
Об этом местечке нам рассказали в нашей Норильской детской горнолыжной секции весной 2000 года, когда вдоволь наскакавшись по буграм на нашей отвесной горе, мы зашли в ее помещение попить чаю.

Примерно так катаются в Норильске в июне. Если раньше - бугры те же, но одежды - больше.


Идея была такая: «Хватит этих мучений! На следующий сезон надо ехать в какое-нибудь нормальное место. Типа Домбай.» Домбай был произнесен как наиболее популярный тогда отечественный курорт с горнолыжной спецификацией. Про заграницу (Альпы, Пиренеи) мы тогда еще и не мечтали - первую поездку с лыжами хотелось совершить куда-нибудь недалеко, потренироваться передвигаться не на лыжах, а с ними. В общем, на слово «Домбай» тренер этой самой детской секции - Андрей Давыдов, среагировал следующим монологом: «На кой вам этот Домбай!? Там, то снега нет, то очереди ненормальные, то еще что... Поезжайте в Башкирию, на Урал. Там полно нормальных мест - Аша, Белорецк, Абзаково. Мы в Абзаково за этот сезон три раза были. Там все на уровне». И показал красивые рекламные проспекты. Там же я списал адрес сайта Дома отдыха Магнитогорского металлургического комбината и горнолыжного центра «Абзаково». А тут еще и по телевизору показали, как новоизбранный президент всея России катается именно  на этой горке. (Помните фамилию тогдашнего руководителя страны? Ну - дзюдоист, горнолыжник? Да, да! 13 лет назад она была такой же, как у нынешнего президента!)  Плюс из Норильска есть прямые авиарейсы, как в Уфу, так и в Челябинск с Екатеринбургом, которые находятся в относительно небольшом удалении от места отдыха (ну для нас расстояние в 600 км - не расстояние). В общем, там же, за чашкой чая было решено, что в феврале, когда у нас кататься еще холодно, мы поедем кататься в Абзаково.

Подготовка.
Лететь предполагалось большой компанией - я, получивший при рождении имя «Алексей», друг Влад, 8-ми летний сын Константин, еще пара человек. Но, за прошедшие полгода пара человек сменила планы, а Константина, за особо выдающиеся успехи в школе, порекомендовали от учебы не отрывать.
Первый мой контакт со службой бронирования дома отдыха состоялся в декабре 2000 года по электронной почте, списанной с сайта дома отдыха (в дальнейшем, для краткости - «д/о»). Там я, как и просили, написал наши пожелания - номера полулюкс, сроки и контактные телефоны и электронные адреса. Ответа не последовало. После встречи Миллинеума, которую все удачно пережили без потерь и травм, 10го января я уже позвонил по телефонам туроператоров в Абзаково. Опять изложил наши пожелания. На другом конце телефона сказали, что все пожелания приняли, спросили, как со мной связаться, взяли все телефоны и пообещали, что перезвонят и подтвердят бронь. Прошло две недели. Круг готовящихся к поездке сжимался. Осталось 2 человека. Но с подтверждениями никто не звонил. Позвонил я. Какое же мое было удивление, когда мне сказали, что и одного двухместного номера забронировать не могут, все занято. Договорились на один одноместный, с условием, что там будет дополнительная кресло-кровать. При этом цена одноместного номера была равна цене двухместного - 950 руб. В сутки с питанием. На этом мы и отчалили.

Дорога.
Отчалили вдвоем мы с Владом.

Члены экспедиции.


Всю амуницию (лыжи, палки, ботинки, зубные щетки) взяли с собой. При этом special thank`s Игорю Пуре, предоставившему чехол для лыж.
Вылетели из Норильска в Уфу. Оттуда удобней всего добираться поездом. Прилетели в столицу Башкирии в 14 часов и, сдав вещи в камеру на ж/д вокзал и стали ждать своего поезда Уфа-Сибай, отправляющегося в 22-20 местного (20-20 московского), далее везде - время местное. Билет до станции Новоабзаково стоил порядка 170 руб на человека в купейном вагоне. Вагоны, несмотря на все опасения, оказались новыми, не жаркими и не холодными, чистыми и целыми. Время в пути - 7-40 по расписанию. Прибытие в точку назначения в 6 утра. Но у поезда есть свойство опаздывать. Поэтому мы спрыгнули с подножки вагона в абзаковский сугроб около семи утра. Есть один момент, требующий внимания - несмотря на все предупреждения и просьбы разбудить за полчаса до станции, проводники будили минут за 10. Учитывая, что поезд там стоит 1 мин. то десантироваться со всем скарбом приходится в хорошем темпе. Но, если и проспите - проблемы нет. Можно легко добраться и из Магнитогорска, до которого этот поезд будет ползти еще часа полтора.

Welcome to Abzakovo!
Поразило полное отсутствие людей в семь утра. Вдали светился электрическим светом склон горы. И темнота вокруг. С нами из поезда прыгнули пара ребят из Москвы. Один из этой команды уже бывал тут и знал что делать. Рядом с «вокзалом» расположена кафешка. Надо подойти и попинать дверь ногами. Откроют. Садитесь и пейте чай. До восьми утра. В восемь (или около того) будут ехать два автобуса из Магнитогорска с персоналом дома отдыха и горно-лыжного центра. Их и надо ловить. Причем ловить не там, у кафе, где висит расписание автобусов, а на повороте в сторону гор, между двумя рекламными щитами. Автобусы везут рабочих, и брать отдыхающих особого желания не имеют. Об этом нам было сказано сразу. Но обещание дать немного денег сделало водителя более лояльным.
Вообще-то добраться можно и пешком - идти без вещей минут 12-15 не больше. Но с лыжами и сумками как-то обломно.
А самый цивилизованный способ - при бронировании мест попросить, что б вас встретили. При чем могут встретить там, где закажите - и в Белорецке, и в Магнитогорске (ж/д вокзал, аэропорт) и на станции. Эта система реально работает.
В общем, довезли нас до шлагбаума, и показали, где находится «административная дача №1». Оформляться там.

Оформление. Поселение.
Нас ждали. Приготовили даже два одноместных номера. По 950 руб. каждый. С телевизором, ванной, раздолбанной кроватью и раскладным креслом. Мы решили жить в одном номере - как и настраивались, но тут оказалось, что за дополнительного человека в номер - доплата 350 или 400 рублей. Выходил номер - за 1200 в сутки. (Тогда мы еще не обзавелись каждый своей нефтегазовой скважиной и приходилось считали рубли). На наши просьбы поселить в ранее бронировавшийся двухместный номер за 950 на двоих получили отказ - типа, все забронировано. Сутки прожили в одноместном. Тесновато и спать невозможно. В понедельник были переселены в двухместный, с выигрышем в деньгах, удобстве (все тоже, только что 5-й этаж).
В номере - цветной ТВ со спутниковой антенной. Смотрели ЧМ по горным лыжам в San Anton в прямой трансляции, а не убогие вырезки. Ванная с горячей водой без перебоев, ремонт хороший, койки - так себе. Остальная мебель очень приличная.
Расстояния в самом д/о не очень большие, максимум от 4го корпуса до столовой - 5 мин. пешком. Дорожки чистятся с армейской тщательностью.
При поселении отбирают паспорта и выдают «Книжку отдыхающего».
Междугородный телефон только в административной даче прямо в кабинете «туроператора» (администратора). Тариф - 10 руб/мин. Хронометраж «на глаз». Время для звонков - после 17:00. Неудобно. Набивается толпа и долгая очередь.
Уточняю, если забыли - это была еще домобильная эра

Питание.
Кормят в столовой. 3 раза в день. Нормально. Не голодали. Что б «догнаться» дают вдобавок к основным блюдам на завтрак и ужин тарелку молочной каши. В принципе, можно договориться с официанткой и на добавку,т.к. много порций не используется. Но нам ни разу не потребовалось (не смотря на наши внушительные размеры и аппетиты).
Дополнительный корм на территории д/о - кафе и ресторан, расположенные в помещении каждого корпуса. Цены были нормальные.
На территории ГЛЦ есть 2 кафе и всегда можно перекусить.

Погода.
Первую неделю (04-11.02) было холодно. Утром до -28 градусов. Солнечно. Подъемник включали только тогда, когда температура поднималась до -20. Самое позднее - в 12:00.
Вторая неделя - практически никакого солнца, снег, ветер, не холоднее -15 утром и до -3 вечером. Все время катались в капюшоне - или мороз или ветер.

Солнца без мороза зимой не бывает.


Собственно катание.
Первое впечатление: «Что тут 2 недели делать?». Склон - идеально укатан ратраком. Не сильно длинный. Подъем на главном подъемнике занимает ровно 5 минут. Очередей почти нет. Только в выходные. Минут на 5-7, максимум 10. Спуск в хорошем темпе - около 3х минут. В будние дни при графике, описанном ниже, за 5 часов чистого катания я делал около 30 спусков. Точно посчитать ни разу не удалось.
Трассы всех типов. На детские и учебные не лазили. А на «главной» горе - 2я, 3я и 4я - спортивные (короткие и крутые); 5я - синяя, самая широкая, длинной 1600 м., умеренно крутая. 1я - совсем простая, больше 2х км. По 12-й можно спуститься к автостоянке. По 10й - к д/о, к 4му корпусу или столовой. Остальные трассы нами так исследованы не были, так как были не подготовлены и вели непонятно куда. Кататься в лесу по целине нельзя - мало снега, полно камней и веток.

Выбор трасс для спусков невелик.


Ратраки работают на совесть. Все укатывается так, что и подпрыгнуть негде. Самое раздолье для чайников и детей.
Инструкторы дают уроки за такие цены - час в одиночку - 100 руб. Двое, трое - 150 в час со всех. Учат здорово. И классической технике и карвинговой. (Ха! Тогда еще учили классике!)
Контролеры на подъемнике без хамства. Спасатели постоянно контролируют склон.
В пятницу и субботу с 19 до 23 ночное катание. Вещь прикольная, но и опасная - искусственное освещение обманчиво.
Главный подъемник стоит 20 руб. подъем. Или 100 руб 2 часа. Или 200 руб. В день или 350 - 2 дня. Можно выбрать любой тариф. Это в будни. Выходные - 500 два дня. Недельных ски-пассов не было. Сам подъемник - бугельный TATROPOMA, две линии, подвески собираются в накопителе, порожняком не крутятся, очередь идет по каждой стороне 4-5 секунд человек.

Мороз и будни - главный враг от очередей.


Есть камера хранения. Можно оставить вещи за 3-5 руб/час за сумку днем или 30 руб лыжи/сумка за ночь.
Прокат дорогой - что - то около 100 руб в час. Цены - почасовка.
Есть магазинчик. Цены умеренные, ниже московских. Выбор достаточный.

Рекомендуемый распорядок дня.
Подъем 8:00 - 8:30
Завтрак 9:00 - 10:00
Автобус на ГЛЦ 10:00. Следующий только в 11:30. Стоит 3 руб. Лучше ехать уже в ботинках (или придется кроссовки бросать в камере хранения).
Катание до 14:00. Спуск по трассе № 10 к столовой. Обед с 14:00 до 15:00 прямо в ботинках. Лыжи можно бросить в гардеробе. На все это смотрят нормально.
Автобус в 15:00
Катание до 17:00. В 16:55 закрывают вход на подъемник. Не хотят дольше работать.
Спуск по трассе №10 к корпусу. Отдых.
18:50 - звонок домой.
19:00 - 20:00 ужин.
20:00 - 8:00 Свобода.

В пятницу-субботу вместо «свободы» можно на автобусе 20:00 уехать и кататься еще. Потом - на ГЛЦ - дискотека. Для тех, кто может после ночного катания во всей этой одежде еще и танцевать. Вообще - то автобус напрягает. Расписание неудобное. Ходит редко. Но обязательно. Построили вроде кресельную дорогу от д/о на самый верх горы, но при нас не включали. Будет стоить 20 руб. (вместо 3х руб. автобуса) но подняться можно будет в любое время.

Развлечения.
Территориально Абзаково поделено на четыре условные зоны. Первое - ж/д станция. Там кроме упомянутого выше кафе и двух магазинов (где можно купить дешевое спиртное) ничего достойного внимания нет. Второе - сам дом отдыха. На территории д/о есть 4 корпуса для отдыхающих, различной степени комфортности. От VIP-корпуса №3, где, по легенде, проживал сам Президент, до самых простых условий (корпус №2). В корпусах есть бильярд, теннисные столы (корп. №4. В первом и третьем корпусе есть сауны. В корпусе №3 она малодоступна простому отдыхающему (в этот корпус вообще кого попало не впустят), в корпусе № 1 хорошая сауна по цене 100 рублей за человека в час. Там есть финская и турецкая парная, гидромассажная ванна (называемая «джакузи»), маленький бассейн. Около сауны располагается и массажный кабинет. На массаж, как и в сауну, надо предварительно записываться. Но с массажистом лучше увидеться заранее и договориться на конкретное время, что б он ждал именно вас. Цены на массаж низкие. Покушать можно кроме столовой в: ресторане (корпуса №1 и 3) кафе (корпус №4) и бар (в столовой). Есть еще здание клуба, где проводятся дискотеки и дважды в день показываются видеофильмы. Но зайти туда мы ни разу не удосужились.
Третья зона - между д/о и ГЛЦ. Там стоят какие-то частные домики, откуда автобус каждый день забирал отдыхающих. Из чего мы сделали вывод, что и там можно жить.
Четвертое место - непосредственно горнолыжный центр. На его территории можно поселиться в домиках, типа «бунгало» или маленькой гостинице. Цены сопоставимы с расценками четвертого корпуса ГЛЦ, но настораживает «вилка» в прейскуранте - «цена на время когда есть горячая вода и, когда ее нет». За две недели проживания в д/о проблем с водой не было ни разу. Еще есть два кафе - “Apre-ski” и “Mars”. В первом народ питается во время катаний, а во втором - в основном вечером. Там же проводится и дискотека.
Ближайший центр цивилизации - Магнитогорск, час езды на автобусе.

Недостатки.
Отношение к бронированию мест по телефону. Сначала обещают перезвонить и сделать все возможное для бронирования. Потом, из приватных разговоров, оказывается, что никто никуда обычно и не перезванивает, хотя места в тетради бронирования отмечают. От этого и постоянная нехватка свободных номеров, стоящих «под бронью», при фактическом отсутствии проживающих.
Уборка в номерах. Смена постельного белья и полотенец происходит только со сменой постояльцев. Отсутствие доступного междугородного телефона. Из административного корпуса звонить слишком неудобно. (Надеюсь, сейчас туда уже провели мобильную связь!))
Повышенное внимание администрации к «начальству» (это слово там произносится с трепетом и обозначает всех, кто стоит выше рангом руководства д/о от менеджмента Магнитогорского металлургического комбината до Президента) в ущерб вниманию к простым отдыхающим.
15 февраля (четверг) приехав на ГЛЦ узнаем, что двухдневных билетов нет, а продаются только разовые билеты по 20 руб. подъем (изготовленные на простом принтере и подписанные от руки). Причина - закончились пластиковые карточки. При этом кассиры администраторы решать проблему (выписать от руки двухдневный пропуск) отказались напрочь. Послали нас искать директора - О.Д.Новикову, которая по их словам «находится где то на территории с начальством и рации у нее, что бы позвать, нет». Объясню разницу между разовым билетом и двухдневным. За день я делал около 30 спусков. Это получается 600 рублей в день. А двухдневный билет стоил 350 руб (плюс еще ночное катание). Экономия получалась почти в 1000 рублей. Найдя Ольгу Дмитриевну, пытались объяснить ей несправедливость. Удалось не сразу. Видимо было желание срубить денег побольше, с небольшого количества отдыхающих. После того, что она увидела количество настойчивых катальщиков, а нас набралось человек 10 (остальные пошли кататься по разовым билетам), для нас сразу нашлись карточки, которые, по их словам, печатаются в Австрии и доставка занимает много времени. Интересно, зачем перекладывать свою нерасторопность на отдыхающих. В общем, после этого случая желание приезжать сюда еще раз уменьшилось раза в два.
А еще, по легендам - тут полюбил отдыхать В.В.Путин. (Мобильников еще практически не было, а он уже был!) Весь воздух Абзаково пронизан легендами о нем - как он за день сделал 60 спусков с горы, как он где жил, где ел, где парился. Все это не мешало бы, если б не уточнение, что в случае его приезда отменяются все брони, отдыхающие в д/о разгоняются, а на ГЛЦ закрывается для общего доступа склон. Не хотелось бы попасть на такой «фестиваль».
Автобусы, что возят людей из д/о на ГЛЦ не сильно приспособлены для перевозки пассажиров с лыжами и в ботинках. Особенно неудобен автобус «ЗИЛ» - крутые скользкие металлические ступеньки, узкие промежутки между ступеньками. Плюс к этому хамоватый водитель, который всем своим видом дает знать, что отдыхающие ему в тягость и у него полно своих дел. Подождать минуты две с отправкой для него было совершенно невозможно.

Дорога домой.
Билет на обратный поезд до Уфы мы пытались купить еще за неделю до отъезда в Магнитогорске. Оказалось, что это сделать невозможно, т.к. поезд проходящий и билеты на него появляются только за 3 часа до отправления. На станции Новоабзаково нам сказали «приезжать за полчаса до отхода - тогда придет кассирша». От д/о нас довез автомобиль, заказанный нами в административной даче - по 3 рубля с человека. Как хорошо, что мы приехали на станцию за час до отхода поезда - кассирша выписывала нам два билета ровно 40 минут. Выписать следующий билет девушке, стоявшей в очереди за нами, она просто не успела. Девчонка уже договаривалась сама с проводниками и «покупала билет» у них.
Посадка на поезд происходила из сугроба. За минуту стоянки поезда надо было еще найти нужный вагон. Отход поезда из Новоабзаково в Уфу в 22-30. Прибытие в Уфу в 7-00 утра. Мой самолет в Москву вылетал уже в 9-00, поэтому нам посоветовали сойти на станции Урашак ровно в 6 утра. По словам проводников от нее можно пешком дойти до аэропорта. Этот поход превратился в путешествие со всеми вещами в предрассветную метель. Шли километра с 2 по узкой тропинке в заснеженном поле. Шаг влево или право от тропинки приводил к погружению в снег по пояс. Выйдя на шоссе, оказалось, что до аэропорта надо еще ехать 1 остановку на автобусе. Автобусы ходят утром часто. Кондуктор взяла с нас двоих 50 (!) копеек. В аэропорт мы прибыли в 6-50. Сэкономили около часа времени и 300 рублей на такси. Помогла полученная за две недели физподготовка.

Поедем ли мы еще в Абзаково?
Не знаю. По разговорам с людьми, бывавшими в Андорре - место то не на много получается дороже Абзаково, а по уровню спусков намного разнообразней и по сервису лучше. Так, что если будет достаточно средств и времени - поедем следующий раз туда.
А Абзаково я бы порекомендовал тем, кто:
1. Спокойно и недорого научиться кататься с русскоговорящим инструктором.
2. Не предъявляет много требований к разнообразию склонов.
3. Ценит качественно подготовленный склон или просто хочет отточить технику.
4. Имеет на отдых не более недели и не боится мороза.
5. Просто хочет отдохнуть в глуши от суматохи.

Послесловие:
В Абзаково мы больше не вернулись. В Норильске построили нормальный подъемник, стали иногда равнять склон. Трижды зимой катались в Андорре. О ней, как-нибудь, в следующих рассказах.

горные лыжи, интересное, Россия, путешествия

Previous post Next post
Up