Отец тридцать лет собирал материал, два года писал - и мы наконец подготовили это к выложению в Сеть.
Яковенко Л.А.
Система флота Военного ("сухопутного") ведомства бывшей Российской империи с первого парохода ведомства (1819) и по 1917 год.
Список паровых, моторных и других судов Военного ведомства.
Раздел 5.
Бассейн морей и рек Дальнего Востока Из авторской аннотации:
По предварительным подсчетам автора, Система флота Военного ведомства за 100 лет ее существования насчитывала не менее 600-700 штатных самоходных судов специальной постройки, изготовленных по прямым техническим заданиям и контрактам управлений ВВ; еще около 300 судов, приобретенных для крепостных и речных флотилий ВВ готовыми, из бывших гражданских судов; не менее 5 - 6 тысяч судов (морских и речных, российских и иностранных) торгового флота и ведомственных...
СИСТЕМА ФЛОТА ВОЕННОГО ("СУХОПУТНОГО") ВЕДОМСТВА бывшей РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - огромный, малоизученный массив истории отечественного флота вообще, фактически - ПРОБЕЛ в его изучении, не имеющий сколько-нибудь крупных систематизирующих и обобщающих работ. Автор надеется своей разработкой восполнить этот пробел если не полностью, то, во всяком случае, с высокой степенью охвата и "глубины погружения", о чем читатели смогут судить по представляемому ниже законченному разделу флота ВВ на Дальнем Востоке - примерно пятой части всей разработки.
От меня.
Это махина... Это история КАЖДОГО корабля. Просто вот КАЖДОГО. Когда построен, переименован, владельцы, события... И так - от морских кораблей до последней речной баржи.
Например:
"Муравьев-Амурский"/1/, построен в Бельгии в г.Серене фирмой "Джон Коккериль" по заказу Товарищества Амурского пароходства (ТАПа) в 1881 г., доставлен в разобр.виде морским путем в Николаевске(-на-Амуре), где собран к навигации 1882 г.; имел паровую машину системы "Компаунд"... трюмы грузоподъемностью в 5 тыс.пудов (82 т), первоначальную пассажировместимость...
Долгое время являлся флагманом ТАПа, лучшим его пассажирским пароходом, несколько раз перевозившим официальных лиц: в 1891 году рейсом 31.5.- 3.6. доставил из Хабаровска в Благовещенск путешествовавшего по Дальнему Востоку Наследника-Цесаревича Николая Александровича (будущего имп.Николая II)...
С навигации 1909 года состоял у М.А.Щенникова, в 9.1910 перепродан в Т/Д "В. Алексеев и Сыновья"...
Хотя деревянные надстройки парохода "Муравьев-Амурский"/1/ сгорели дотла, история его на этом не закончилась: механизмы с него (мощная пар.машина системы "Компаунд", оба котла (с площадью нагрева в 2264 кв.фута), гребные колеса с поворотными плицами системы Моргана, брашпиль и др.), усиленные третьим паровым котлом (в 700 кв.футов) с бывшего парохода МПС "Амазар", обращенного к тому времени в дебаркадер,- были в зиму 1911/12 гг. установлены в Благовещенске на стальную баржу "Сулакиткан"...
Кто занимается историей России этого периода - поделитесь с коллегами. Это сокровищница информации.