Кладбища. Для меня почему-то это всегда крайне притягательные места. Конечно, не современные захоронения, но старинные - памятные, мемориальные и просто заброшенные.
Буквально вчера побывали в Туле и Калуге. Ключевым моментом поездки стал музей, но не пряников и не самоваров. Тульский некрополь, входящий в тройку интереснейших мемориальных кладбищ России.
В 2012м центральному кладбищу некрополя - Всехсвятскому - исполнится 240 лет. Официально кладбище открыто в 1772 году, но первые захоронения проводились намного раньше - мы нашли могилу 1650 года, ниже покажу ее в подробностях.
Основанное как могильник для умерших от чумы, за два века кладбище превратилось в самое элитарное захоронение города. Здесь, под открытым небом, в зарослях, под травой, мхом и деревьями сосредоточены десятки признанных произведений искусства - уникальная резьба по белому камню на жертвенниках и саркофагах, ажурные кованые кресты и ограды склепов, выполненные тульскими оружейниками, изысканные могилы тульского купечества и состоятельных горожан с 19 по начало 20 века.
Не нашли мы только стихотворных эпитафий - слишком уж условны карты кладбища, расположенные на входе. Зато прочие достопримечательности выискали во всех подробностях.
Всехсвятскому кладбищу не повезло - признанный памятник искусства и истории сильно пострадал во время войны. Южная стена кладбища была частью второго кольца обороны города-героя Тулы. Более 5000 советских воинов покоятся в трех братских могилах по углам мемориального комплекса.
Из-за постоянных артобстрелов и бомбежек кладбище превратилось в настоящее месиво из надгробий, деревьев, земли. И сегодня, после десятков лет реставрации, приходится ходить по могилам - настолько перепутаны и перемешаны захоронения разных эпох.
Одна из братских могил на фоне той самой южной стены.
Единственная найденная могила времен обороны Тулы. Надгробие из дерева покрашено явно позже.
Покореженные могильные камни 19 века так и стоят неровным строем посреди молодого леса.
Северная часть кладбища практически не пострадала от снарядов. Но ее не пощадило время - уникальные кованые ограды склепов порой ограждают пустое пространство, заросшее снытью. А на сохранившихся могильниках - следы костров и пустые бутылки. Склепы стали популярным тусовочным местом.
Большая огороженная пустота.
Вход в родовой склеп.
Здесь когда-то была шикарная кованая скамейка.
Газеты на саркофагах - чтобы сидеть и пить пиво.
Кованая статуя, удивительная по тщательности выполнения деталей. Странно, что ее не забрали в музей.
Фамильный склеп 18-19 веков со сброшенными камнями.
Кто-то свинтил череп.
И все же, при наличии вандалов, постоянно падающих на могилы деревьев, сырости и грязи кладбище сохранило немало уникальных реликвий. Удивительно, но многие эпитафии 18-19 веков можно прочитать и без реставрации.
1853-1888. На этом кладбище очень много молодых, особенно трагически погибших детей.
Нам повезло - весной 2011го усилиями горожан расчистили самые интересные захоронения, фамильные купеческие склепы. Здесь на небольшой площади можно проследить эволюцию кладбищенской моды - как изменялись материалы, формы надгробий, содержание эпитафий и даже шрифты.
Справа - начало 20 века. Слева - начало 19го.
Расколотый саркофаг - "Белый камень", одна из местных знаменитостей. В отличие от прочих надгробий, он не темнеет со временем.
На многих саркофагах, жертвенниках и камнях - детали известных икон. Не силен в иконописи, подробности можно прочитать на входных стендах в комплекс.
Два века под открытым небом, а какая сохранность!
Стоит носить с собой бутылку воды, мокрый шрифт куда читабельнее.
Еще одна белая легенда - "Плакальщица".
Саркофаги и жертвенники разбросаны по территории - их редко фиксировали, большая часть имело специальные ножки и не касалась земли. Порой приходится пробираться по завалу могильных камней, или залезать на них, чтобы что-то сфотографировать.
Маленький саркофаг, детский. С цветочками - такие только на могилах женщин и девочек. Это вряд ли могила, просто лежит в кустах у тропинки.
Еще женский, с большими цветами.
А этот камень кто-то старательно восстанавливал - выцарапывал почти пропавшую надпись.
Могилы начала 20 века очень интересны. Они богато украшены, памятники выполнены из черного камня в лучших похоронных ателье Тулы - на каждом камне обязательно указан изготовитель. В то время на Всехсвятском уже хоронили только важных особ - купцов, меценатов, врачей.
На удивление хорошо сохранившийся кованый крест. Видимо, не самый состоятельный заказчик, но по стилю копирует каменные надгробия.
Надписи больше века, а как новая.
Саркофаги 20 века тоже имеют свойства перемещаться, но недалеко - они просто огромные.
Трудно представить, как такую махину затаскивали на кладбищенскую гору.
Детальная эпитафия - включая час смерти и срок жизни вплоть до дня. У важного человека не должно быть неучтенных дней. 27 лет, 4 месяца и 14 дней.
А есть могилы, по которым можно читать целые трагические сюжеты. Вот, на самой центральной аллее - молодая женщина, побывавшая в царской ссылке.
Видимо, в ссылке у нее умирает ребенок.
А сама она через пару лет погибает во время родов. Дочка не выжила.
Довольно редкая находка - белый камень начала 20 века, могила плотника.
Особняком держатся могилы, находящиеся под присмотром церковного прихода. Порой распознать в них древние захоронения невозможно, но именно благодаря храму сохранились старейшие памятники кладбища.
Могилы монашек - ни имен, ни дат.
Восстановленная могила местного старца и его помощника. 19 век.
А вот и самая неожиданная находка - та самая, 1650 года.
Когда-то слева стоял могильный камень. Сегодня у местного юродивого обновленный крест.
После войны на кладбище практически не хоронили. Мы нашли лишь пару интересных памятников.
Странная фантазия с обрубленным деревом.
И совершенно шикарный портрет маслом. 1955й, без покрытия и без пленки.
Если честно, побродил бы по кладбищенским тропинкам еще, настолько спокойно и познавательно это место. Жаль, по нему не проводят экскурсий - мертвая история порой живее искусственных экспонатов, а искать по разрозненным источникам информацию о так хорошо скрытых памятниках станет не каждый турист.