"Заложник силы"

May 25, 2015 11:43

"Заложник силы" Ирины Шевченко - это дилогия, состоящее из двух частей: "Там, где горит свет" и "Третий шеар Итериана". О них нужно писать вместе, но очень по-разному, потому что они сами - разные, и очень отличаются друг от друга, оставаясь при этом единым целым.
"Там, где горит свет" - светлая, теплая, уютная. В ней - рассказ о двух детях, спасших и отогревших друг друга: и от холода зимы, и от холода одиночества, отчуждения, бесчувственности. "Третий шеар Итериана" - тоже светлая, но в ней появляется горечь, больше всего похожая на горечь пробуждения или горечь взросления. Можно ли повернуть время вспять, вернуть то, что прошло? Догнать счастье, которое сам, как птицу, выпустил из рук? Мы знаем, что ответ на эти вопросы обыкновенно - нет. Читая, хочется надеяться, что у героев это получится, но до последнего держит страх, что реальность окажется сильнее сказки.

На протяжении первой части ведущих линий две - линия Тьена и линия Софи, которые соединяются в общую историю. Начиная со второй части эта линия не отходит на второй план, нет, - но перестает быть одиночной. Как жизнь Тьена становится сложнее и перестает подчиняться только его желаниям и его воле (у него появляется долг, ответственность перед своим народом и своей семьей, перед теми, кто доверился ему и зависит от него),так и повествование усложняется, линии множество. Да, это все линии второстепенных героев. Основная линия не теряется за ними, но сплетается с ними и образуют единый узор.

О чем эта книга? Я думаю, в первую очередь об отношениях. Отношениях с друзьями. Отношениях с семьей. Умении открываться людям и разделять с ними радость и печаль, ответственности за них и перед ними, о взаимопонимании. очень много тем и проблем. В нем в принципе не одна сюжетная линия. Да, главный герой - Тьен, но, как в отношениях всегда важны двое, трое, так и тут Тьен, будучи главным, не является единственным значимым героем. В "заложнике силы" вообще очень много тем и проблем: это и долг, верность, ответственность, и доверие, и умение открываться близким людям, темы мести, умения отпускать прошлое и учиться жить заново, и многие, многие другие. Каждая дает, над чем подумать.

Книга написана замечательным, очень тонким и аккуратным стилем. Он не перегружен описаниями, но дышит образами и легкостью. Все герои приятные и интересные, сильные, не простые. За ними интересно следить, их интересно открывать и узнавать. Очень здорово выписаны исторические реалии, создана атмосфера. По прочтению остается очень теплое и светлое ощущение.

Кому понравится эта книга? Тем, кто любит атмосферу, кто ищет тепла и верит в чудо, что все может получиться, всего можно добиться, и удача тебе обязательно улыбнется, если ты будешь работать над своей мечтой и делать все, чтобы она стала правдой.

В жанре стоит "любовный роман", но мне кажется, это не совсем правильно, потому что линия Тьена и Софи и линия Тьена и его семьи, Тьена и его долга и силы, Тьена и его подданных равнозначны. Любовная линия есть, она важна, но она нечто большее, чем просто любовные переживания. История Тьена и Софи - это больше история о доверии, о трепетном тепле, о спасении друг друга и спасении их друг в друге, чем о любви просто мужчине к просто женщины.
Многоплановость повествования, как и многолинейность, предполагает сложный сюжет и сложную композицию. Повествование не линейно. Первая часть -преамбула ко второй, вторая - действие, происходящее сейчас, но во многом она состоит из флешбеков. Многоплановость делает кульминации менее острой и ярко выраженной ввиду растягивания ее во времени и перехода на другие планы. В принципе я больше люблю более линейные вещи, но читала с удовольствием: правда, несколько раз делая перерывы на полдня-день. Я читаю книги на одном дыхании и люблю большие объемы, но, пока читаю, постоянно держу себя в напряжении. В многоплановых произведениях в ожидании развития идеи и сюжетных линий это к какому-то моменту становится тяжело, хочется уже дочитать и сбросить это напряжение. В таких случаях я откладывала книгу и возвращалась к ней с новыми эмоциями и желанием погрузиться в нее.
В отзывах часто отмечают, что вторая книга появлением фэнтези-элемента очень сильно отличается от первой, и это так. Фэнтези-пролог,в котором нет ни одного знакомого героя и повествование - классическое фэнтези, после антуража Парижа начала 20 века вызывает недоумение. Потом, постепенно, понимаешь, что происходит, и что вот тут должен сейчас появится главный герой - Тьен, но все равно переход очень резкий. Хорошо, плохо - я не выношу оценочных суждений, здесь их нет. Просто переход вышел достаточно резким.

А теперь вообще вкусовщина, за которую меня автор, наверное, немножко побьет, и я не очень уверена, что это вообще нужно писать. В принципе, при желании можно не читать. Я долго сомневалась, писать или нет, но ЖЖ вроде бы мой, и создан он для того, чтобы делиться мыслями :) А еще вроде бы честнее и правильнее, и мне приятнее говорить все, что думаю. Надеюсь, еще и полезнее :)
Мне казалось, и сейчас кажется, что можно было ту же идею выписать и раскрыть без введения Итериана, шеаров и других миров. Даже, возможно, без магии или с небольшими ее элементами. Резкий контраст возникает из-за того, что по жанру первая часть - скорее бытоописательный роман, тяготеющий к реалистичности изображения, к социальным проблемам. Вторая часть -фэнтези, но сам фэнтези элемент остается больше служебным. Да, фантастическое допущение всегда лишь средство, но здесь, мне кажется, если его убрать и ту же идею раскрыть в плоскости реализма, возможно, вышло бы... органичнее? Не так резко?
Возможно, первая часть должна была бы быть так же дана в виде флешбеков либо отнесена хронологически к более позднему композиционному месту в повествовании. Либо первая глава или пролог в первой части помогли бы сразу добавить понимания, что это не просто бытоописательный роман, не просто роман об отношениях двух детей, не о судьбе бывшего вора и маленькой цветочницы, оставшейся без родителей и все силы отдающей воспитанию брата. Потому что сейчас ощущение, что меняется жанр. На структурном и сюжетном уровне все выверено: постепенно Тьен осознает свои способности, раскрывает их в себе, появляющиеся Лили и Фер добавляют ощущение мистики. Но резкий переход в конце сгладить до конца, мне кажется, не удалось.
С другой стороны, я не уверена, что это вообще верная постановка вопроса. По мере прочтения второй части эта разница сглаживается, история воспринимается целостно, в своем единстве. Да и, вообще говоря, это была бы совершенно другая книга. А "Заложник силы" в нынешнем своем варианте - книга замечательная. Разве для книги нужно что-то еще?

читательское, понравившееся, рецензии

Previous post Next post
Up