Примерно через четыре месяца после 3 октября 1993 года и месяца через два после принятия "ельцинской" Конституции РФ сдавал я на юрфаке СПб госуниверситета курсовик по госправу, на тему "Институт Президента РФ по Конституции РФ".
Заканчивая первую главу, в которой анализировал функции президента в республиках разного типа, я отметил, что разные формы республиканского правления имеют свои плюсы и минусы, но, в целом, ни одной нельзя отдать универсальное преимущество, а завершил главу так:
Россия могла избрать как путь президентской, так и путь парламентской республики, но с таким парламентом выбор в пользу президентской модели оказался предопределен.
Преподаватель (не помню фамилию) перечеркнул это предложение и поставил мне за курсовик жирную двойку.
Все мои исправления свелись к тому, что я переписал только эту фразу, ничего не меняя более:
Россия могла избрать как путь президентской, так и путь парламентской республики, но выбор был сделан в пользу президентской модели.
Курсовик после этого был оценен на "отлично".
---
Поскольку теперь мне не нужно получать оценку, скажу, что до сих пор (а) придерживаюсь того же мнения насчет того Верховного Совета и (б) считаю, что в наших условиях с учетом размера России и российского менталитета президентская республика предпочтительней парламентской.
В отличие от многих, я не думаю, что сегодняшняя автократия есть неизбежное следствие выбора модели. В конце концов, у нас недавно четыре года, в точности как в парламентских республиках, был декоративный президент при правящем страною главе правительства.
***