и еще про "закамуфлированные видеокамеры", или что такое состав преступления

Apr 16, 2010 18:23

В продолжение вчерашнего поста - " закон защитил коррупционеров".

Напоминаю, что часть 3 статьи 138 УК РФ с 01.01.2010 предусматривает ответственность за "незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации", а относимость того или иного устройства (включая многие модели фотоаппаратов и видеокамер) к таким средствам может быть определена по списку в действующей редакции постановления правительства от 10.03.2000 № 214 с учетом изменений, внесенных постановлениями от 19.10.2000 № 800 и от 27.11.2006 № 718.

Практический вопрос
...был задан мне вчера в каментах.

"Если я купил в магазине, официально, фотоаппарат с дистанционным управлением, подпадающий по редакции от 19.10.2000 № 800 и от 27.11.2006 № 718 под определение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации - я совершил уголовно-наказуемое деяние, или нет?"

Отвечаю подробнее: в общем случае - нет.
И вот почему.

Норма части 3 статьи 138 УК РФ предусматривает ответственность лишь за незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее, чтобы много не писать - СТС).

Пусть купленный вами фотоаппарат (или видеокамера) к ним относится к СТС, пусть даде ввезен незаконно, но пока вы об этом не знаете и не собираетесь использовать ваш фотоаппарат для "негласного получения информации" - никакого преступления вы не совершили!

Немного теории
Общие признаки, превращающие деяние (общий термин для действия или бездействия) в преступление, именуются составом преступления.

В общим виде элементы состава преступления таковы:
- субъект (лицо, совершившее деяние, и подлежащее уголовной ответственности)
- объект (вообще говоря, это то, на что направлено деяние - право или охраняемый интерес; но часто упрощают, и вместо объекта преступления указывают на предмет преступления)
- объективная сторона (само деяние, фактические действия или бездействие)
и, наконец, субъективная сторона (прежде всего - вина, а также цель и мотив).

При отсутствии хотя бы одного из элементов состав преступления отсутствует!

Например, 11-ти летний ребенок "украл" в магазине игрушку.
Он не достиг возраста уголовной ответственности (по данному деянию, содержащему признаки преступления, предусмотренного статьей 158 УК РФ - 14 лет, см. статью 20 УК РФ), то есть отсутствует субъект преступления, состава нет.
Псих зарубил топором жену (общественно опасное деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ). Но он не подлежит уголовной ответственности вследствие невменяемости (статья 21 УК РФ), нет субъекта, нет состава.

Далее. Некто (вполне взрослый и вменяемый) крадет из машины, которую я забыл закрыть, аккумулятор. Преступление? Но это старый, нерабочий аккумулятор, который я давно собирался выкинуть. Деяние не причинило мне ущерб, что является квалифицирующим признаком любого хищения согласно примечанию к той же статье 158 УК РФ. Отсутствует объект преступления, состава нет.

С объективной стороной вообще все просто. Сколько бы я не раздумывал над тем, что неплохо бы чего-нибудь украсть, но до тех пор, пока мои "преступные мысли" не реализуются вовне - то есть пока я не совершу кражу или покушение на нее - нет самого деяния. Естественно, нет и преступления.

Субъективная сторона преступления. Вина и ее формы
Наибольшие сложности возникают с субъективной стороной преступления, прежде всего с основной составляющей этого элемента состава преступления - с виной.

Уголовный закон различает две основные формы вины (вообще-то, строго говоря, их четыре, но это уже подробности).

Преступление признается (статья 25 УК РФ) совершенным умышленно, если лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (прямой умысел) либо не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Преступление признается (статья 26 УК РФ) совершенным по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (преступное легкомыслие) либо если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (преступная небрежность).

Важно, что деяние, совершенное только по неосторожности, признается (часть 2 статьи 24 УК РФ) преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей УК РФ.

Возвращаясь к "нашей" части 3 статьи 138 УК РФ, мы видим, что в ней нет прямого указания на "совершение приобретения СТС по неосторожности".

Следовательно, для состава преступления необходим умысел на незаконное приобретение СТС.

Примеры "из жизни"
Ну, поскольку практики по незаконному обороту специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, у меня нет, то примеры будут из области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

(В те времена, к которым относятся примеры, кодекс был немножко другим, "тогдашняя" часть 1 статьи 228 УК РФ по составу соответствует частям 1 и 2 нынешней статьи 228 УК РФ, а ее части 2-4 - примерно частям 1-3 соответственно нынешней статьи 228.1 (правильнее писать 2281 или 228 "прим") УК РФ)

Пример "раз".

Итак, два наркомана решают "ширнуться герычем". Один из них покупает две "дозы", и отдает одну второму, который отдает ему за нее деньги.
Первоначально это в судебной практике рассматривалось как сбыт, а учитывая, что в то время любое количество героина рассматривалось как особо крупный размер, по 228-й четвертой (то есть по части 4 статьи 228), от 8 до 15 лет лишения свободы.
Затем выработалось толкование, что в данном случае умысел направлен не на сбыт, а на совместное приобретение без цели сбыта.
Тогда это 228-я первая - до 3 лет.
Разница немалая.

Пример "два".

Опять же в те времена части 2-4 статьи 228-й помимо сбыта, приобретения и хранения в целях сбыта карали также и транспортировку, при этом без указания на цель.

- Я приобрел героин для личного употребления на ... рынке у лица ... национальности. Потом доехал на трамвае до дома на ..., где и употребил.
- Ты пешком шел!
- ???
- Дурак, если ты шел пешком, то 228-я первая, до трех, в идеале - условно, а если на трамвае, то к этому еще и "транспортировка", четвертая часть, минимум восемь.

Такие диалоги велись с моими подзащитными, в том числе и при следователе, а если адвокат оказывался "ленивым", то зачастую подобное внушение сам следователь сделать не гнушался.

Но все же "статистику улучшать" все любили, поэтому в некоторых случаях четвертую часть "довеском" вменяли.

И вот дело попадало в суд, который оправдывал по части 4 статьи 228 исходя из того, что "умысел был направлен на личное употребление, а не на транспортировку".

Пример третий, поучительный.

Зовет меня следак Д. Ему попало дело, "редкая" 228-я вторая.

- Борисыч, фабула - будешь смеяться.

Короче, "нарк" попал в ИВС. Его девушка, чтобы облегчить "ломку" передала ему чай, предварительно покрошив туда таблетки, содержащие кодеин, который был отнесен к "Списку наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен или ограничен" (кому интересно - ныне действующий Список). Дежурный по ИВС проявил бдительность и направил "чай" эксперту, который дал заключение - "содержится наркотическое вещество кодеин в таком-то количестве". Сбыт (передача) налицо, наркотическое вещество - есть. Дело по части 2 статьи 228 УК РФ возбуждено.

Есть, однако, и пикантная подробность - таблетки куплены в аптеке без рецепта!

Указание начальства Д. - принять дело к производству и прекратить "по шестерке" (статья 6 тогдашнего УПК РСФСР позволяла прекратить дело "если вследствие изменения обстановки деяние перестало быть общественно опасным или лицо, его совершившее, перестало быть общественно опасным").

Говорю:
- Слушай, тут не "шестерка", "пять-два"!
Часть 2 статьи 5 УАК РСФСР - прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления.
- Как это, нет состава?
- Смотри. Таблетки куплены в аптеке? Без рецепта? Да. Значит, девушка полагала, что незаконности оборота нет. Умысел отсутствует. Типичное "пять-два".

Следователю удалось убедить начальство, он сходил в аптеку, взял там справку о "свободной продаже" таблеток и прекратил дело за отсутствием состава преступления.

По-моему, аналогия с "фотоаппаратом с дистанционным управлением" - полная.

***

адвокатура, право, простые_вещи

Previous post Next post
Up