После сонной Highway Number 1, жаркой дороги на Чандигарх и укачивающей плавными поворотами трассы до Манали кажется, что и все остальные дороги будут такими же. Знай, держись за руль, да щёлкай передачами, плавно наклоняясь в вслед за дорожными изгибами.
Но это так только кажется.
Пройти перевал Ротанг в этот день я пытался три раза. Всё начиналось довольно банально. Подъём в пять утра, старт в шесть. Вчера на заправке я спросил, есть ли ещё топливо по дороге на Ротанг и заправщик как-то неопределённо махнул в даль и сказал есть. Так что я решил запасаться бензином на последней возможной заправке. Ещё с ночи лил дождь, дорога была мокрой, встречались участки покрытые грязью, но в целом это по-прежнему была приятная химачальская дорога, плавно качающаяся под дождём из поворота в поворот через дремучие леса и небольшие деревеньки.
Однако заправки всё не было, хотя все встреченные по пути уверенно махали рукой в даль и кивали головой: "есть там заправка, есть". Но вот последняя деревня позади, а водители уже не машут руками в даль, а уверенно говорят: "ближайшая заправка в Манали, возвращайся, тут всего-то 20 километров". Упс. Пришлось возвращаться, под дождём, по скользким поворотам. На всякий случай во встреченной деревеньке спрашиваю про топливо. В ответ "язык" хитро щурится и спрашивает: "Тебе сколько надо? У меня есть 100 литров". Короче выяснилось, что население здесь зарабатывает перепродажей топлива. Возвращаться 15 километров под дождём страсть как не хочется, так что я заливаюсь под завязку дорогим бензином неизвестного качества. Процессом руководит мальчик лет 8-9, как единственно понимающий английский язык.
Дождь всё продолжается, я немного подзамерз, так что спрашиваю пацана: "а чай у вас тут есть?" В миг меня мокрого и уже несколько грязного усадили в доме, налили чаю и принесли горячих тостов. Денег за это, кстати, не взяли :-) Что поразило окончательно: в убогом домике, со сквозняками через щели в досках, на стене висит плазма дюймов 40, наверное. Фантастика какая-то.
С новыми силами стартую в гору. Пять километров проношусь на одном дыхании и... мотоцикл глохнет. Глохнет и не заводиться. Упс! Электрика не работает, это может быть что угодно, но здесь под дождём разбираться нет никакого желания. Снова разворачиваю мотоцикл и на нейтрали, без мотора и сигналов еду вниз. 20 километров. Хорошо дорога в основном под горку и толкать мот пришлось только раза два.
В мастерской перетрясли все провода и выясняли, что из-за коррозии оборвался провод в замке зажигания, замок под замену. А я сижу и думаю, как же хорошо, что сломался здесь, что не где-то в пустыне, где это практически невозможно исправить!
Пока механики возились с моим мотоциклом к мастерской подъехали на рикше трое ребят - двое французов и их друг индиец. Оказывается они заказали здесь три мотоцикла и собираются тоже в Ле. Вот, думаю, удача, есть попутчики. Единственное, надо подождать, пока ребята соберутся, ведь они только что из Дели.
Если никуда не двигаться, то время в Васшиште течёт незаметно. Заглянуть в инет, выпить чашечку латте в German Backery, поболтать с другими посетителями... Вот почти весь день и прошёл. У ребят тем временем нескладуха - не хватает багажников для мотоциклов, так что они решают взять мотоциклы в другом, непроверенном, месте. Правда к нам присоединяется ещё парочка из Индии на одном Royal Enfild. Итак, 4 часа дня, нас 6 человек на 5 мотоциклах, мы едем к Ротангу. План прост - вечером пройти перевал и заночевать сразу после него. Бодро проходим километров 15 и... практически в том же самом месте, где умер мой мотоцикл, глохнет один из французов. Заколдованное место какое-то. Мы решаем всё-таки разделится. Французы с индийским другом едут вниз, а я и пара индийцев на одном RE продолжаем путь.
До собственно перевала оставалось совсем ничего, километров 15 от силы, когда мы застряли. В прямом смысле. Не даром Ротанг считается самым сложным перевалом на пути, хотя он далеко не самый высокий. Ротанг ловит все тучи из долины Куллу и постоянные дожди размывают дорогу в жидкую кашу. Мы с энтузиазмом протолкались по грязи метров 500 и догадались спросить у встречных: а долго ещё? - Километров 6-8, - был нам ответ. Упс.
Вечерело. Точнее темнело прямо на глазах. Стало понятно, что перевал мы сегодня не пройдём. Возвращаться в Манали не улыбалось, мне особенно. И мы разбили лагерь прямо на горе, рядом с группой велосипедистов, у которых, по счастью, нашлась запасная палатка для моих спутников.
Всю ночь шёл дождь.
День начался обычно, подъём в пять, старт в шесть. Туристических машин, которые выстраиваются на Ротанге в гигантские пробки ещё не было. Из удивительного оказалось, что наши франко-индийцы успели прошлым вечером вернуться в Манали, поменять байк, подняться на Ротанг и снова сломать мотоцикл - умерло сцепление. Мы помахали им рукой и поехали на перевал. Я в четвёртый раз. То что в начале выглядело как дорога полная грязи в конце концов превратилось в реку грязи, порой глубиной сантиметров 30.Ехать приходилось то расставив ноги в стороны для равновесия, то в стиле Дакара стоя на подножках, то идти рядом с байком пыхтящим из последних сил.
Самое страшное - заглохнуть, сдвинуться с места увязнув в грязи - адская работа. Где-то в грязи нашёлся камень, который "отрубил" мне часть ножки переключения передач. Спасибо индийцам, они помогали мне как могли, подталкивали мой мотоцикл в сложных местах, поднимали его после падения. Но самим индийцам не повезло. Пройдя самый сложный участок у них так же умерло сцепление. Как выяснилось позднее диски сцепления износились в грязи до нуля, там просто нечему уже было сцепляться. Так что они нашли грузовик, который согласился довезти их до ближайшей мастерской в сторону Ле, то есть до Кейлонга. А я снова отправился в путь один.
Правда грязи осталось уже совсем немного, с километр или около того. Всего на этот участок я потратил 3 часа. Дальше же, неожиданно, началась великолепное шоссе, хоть взлетай. Так, с радостью от пройденного и грустью за попутчиков, я прошел перевал Ротанг. Перевал пропустивший меня только с четвертого раза.
На спуске дорога, хоть не всегда отличалась качеством, но была терпимой и уже не требовала такого напряжения всех сил от себя и техники. А уж спустившись в долину и вовсе превратилась в прекрасное гладкое шоссе. Вокруг высились снежные пики, и я летел по трассе на 60-70 километрах в час и кричал во всё горло: "Наконец-то! Здравствуйте, горы!!!"
Светило тёплое солнце, летел, как снег, тополиный пух. Жизнь была прекрасна, потому что самое сложное было позади.