"А не альтеррист ли я?" О своеобразных ошибках в связи с самоопределением

Apr 19, 2011 01:33

Предуведомление для особо деликатных читателей:

Всё то, что написано в нижеследующем тексте, никоим образом не является рефлексией на какие бы то ни было свежие события. Абсолютно всем, что происходит на данной территории в последнее время, мы безусловно и безоговорочно довольны:)))

Наши соображения о том, какие разговоры в данном журнале кажутся нам конструктивными, а какие - нет, вызревали у нас в течение всего этого года, первого года существования ЖЖ "Альтерристика", и мы даже неоднократно высказывали их по ходу особо конфликтных обсуждений:)) - однако сформулировать их отдельным постингом руки как-то не доходили. А сейчас, когда благодаря недавним беседам стала вырисовываться проблема различения альтерризма среди других видов творчества, проблема самоопределения альтерриста/не-альтерриста - стало ясно, что с этой же самой проблемой связаны многие моменты взаимонепонимания по части "уместности" и "неуместности" обсуждения в данном журнале каких-то тем, которые с чьей-то точки зрения относятся к сфере альтерризма, а с чьей-то - совершенно не относятся.

Мы решили наконец сформулировать свою концепцию по этому поводу - как раз одновременно про всё сразу: и насчёт самоопределения "альтеррист я или нет", и насчёт того, какие области и темы находятся в русле журнала, а какие не очень, и насчёт того, чему мы тут всегда рады - а чему не всегда, а исключительно по ситуации, ну то есть как получится:)))

Если мы что-то сформулировали не слишком тактично - простите нас великодушно! Чесслово, мы старались:)))

Ну а теперь - ближе к делу: таки шо же это за краеугольный вопрос?

"Альтеррист мой друг Илья.
Может, альтеррист и я?!.."

(на манер небезызвестной частушки)

Многие из тех, кто сталкивается с нашими альтерристическими разработками впервые - включая и тех, кто сам активно задумывался на все эти темы, и тех, кто не задумывался или задумывался в иных ракурсах - короче говоря, многие люди, имеющие опыт и интерес в области исследования образов своего внутреннего мира, при встрече с нашей теорией задаются вопросом:

"А не альтеррист ли я? Может быть, то, чем я занимаюсь - это как раз и есть альтерризм, и в таком случае я - альтеррист?"

Поскольку всё, что относится к сфере работы с образами внутреннего мира, естественным образом взаимосвязано и может иметь сходные черты - то ничего удивительного, что ошибиться при ответе на вышеозначенный вопрос совсем нетрудно. Не совсем разобравшись в том, о какой именно области творчества говорим мы, человек может сделать поспешный вывод, что он - альтеррист, и то самое творчество, которое имеет в виду он - это и есть альтерризм.

Если человек определил себя ошибочно - если он не альтеррист вовсе, а кто-то другой, и то творчество, которое занимает его, совсем не альтерризм, а что-то другое - то по мере ознакомления с нашей теорией у него постепенно нарастает непреодолимый когнитивный диссонанс: всё то, о чём говорим мы, ложится ему так или иначе "против шерсти", не соответствует или даже прямо противоречит его внутреннему опыту, наработкам, выводам, приоритетам… Иной раз приходится долго пробиваться сквозь толщу взаимонепонимания, прежде чем выяснится, что в основе его лежит просто-напросто ошибка самоопределения.

Чем скорее человек подобную ошибку осознает - тем лучше и для него самого, и для всех участников наших общих обсуждений: ведь понимание того, что мы, собеседники, смотрим на обсуждаемую тему с разных точек зрения, даёт ничуть не менее богатый творческий выход, чем осознание того, что мы, собеседники - коллеги и единомышленники. Все мы, поодиночке на свой страх и риск углубляющиеся в столь необыкновенную, столь малоисследованную сферу (и вместе с тем стремящиеся осмыслять эти экспедиции общими усилиями!) вполне достойны того, чтобы ценить и уважать друг друга, чтобы иметь плодотворные контакты - совершенно независимо от того, относимся ли мы к одной и той же "творческой партии" или же к разным.

Не требуется далеко ходить за примерами: наши многолетние эпистолярные беседы с Я.К. (выдержки из которых время от времени попадаются нашим читателям на глаза), захватывающие выяснения весьма острых и животрепещущих вопросов с darling_elena, недавняя исключительно плодотворная дискуссия с anima_mundi и многие другие разговоры - тем ценнее и для участников, и для читателей, чем яснее расставлены позиции, чем точнее сформулированы базовые понятия и приоритеты. (Упомянутые Я.К., darling_elena и anima_mundi сознательно позиционируют себя не-альтерристами, и это делает наш с ними разговор гораздо более конструктивным, чем если бы они определялись иначе.) Сам процесс выяснения разногласий тоже, разумеется, колоссально интересен - но всё же если дискутирующие осознают разность позиций хотя бы в какой-то минимально осмысленной степени, получается гораздо лучше. Нам всем есть о чём поговорить друг с другом - и на самом деле чем яснее мы понимаем самих себя, тем осмысленнее получается беседа.

Сфера общения со всем тем, что можно отнести к области второй реальности, невероятно широка и разнообразна. Сопряжённых с этой сферой видов творчества, которые уже существуют в развитой форме, а также тех, которые ещё только развиваются или вообще находятся в зачаточном состоянии - великое множество. Альтерризм является всего лишь одним из этих пробивающих мёрзлую землю первоцветов, коим несть числа - хотя лично для нас это самый прекрасный цветок на свете; точнее говоря, самым прекрасным, самым цветущим и плодоносящим порождением мироздания является для нас наша альтерра.

Специфических особенностей альтерризма мы касались недавно в беседе с anima_mundi и, как нам кажется, сумели сформулировать их достаточно удачно. Немного усовершенствовав написанное тогда, можно сказать так:

С чисто объективной, внешней точки зрения - альтерризм есть весьма своеобразный вид творчества, с достаточно выраженными особенностями, отличающими его от других видов творчества. Чтобы не углубляться излишне, можно назвать две основные его черты: с одной стороны, это некая специфическая незавершённость творческих процессов, с другой - специфическая связь с предметом, истоком и итогом этих незавершённых творческих процессов, коим для альтерриста является его альтерра.

Несколько подробнее можно сформулировать так. Для альтерризма скорее характерна континуальность творческого процесса, чем дискретность. Дискретными будут частные результаты (написанные книги, песни, картины и пр.) - но с точки зрения самого альтерриста это не более чем одиночные вершины айсберга, сам же айсберг всегда пребывает под водой - этот айсберг и есть континуальная жизнь альтерры, с которой альтеррист связан постоянно. Альтеррист - это всегда некий Антей: сила его - это сила его возлюбленной земли, прикосновение к ней целительно и животворно, отрыв от неё грозит истощением и гибелью.

Новизна нашего подхода - в том, что мы имеем наработки, как не потерять именно эту возможность, как не утратить живого общения с альтеррой. Это напрямую связано с самосознанием альтерриста - с необходимостью понимать самоценность этого феномена. Понимать, что это не "сырьё для искусства", и не "способ самопознания" - а совершенно особый дар. Понимать, что тебя интересует именно твой мир и живущие в нём существа, общение с ними - а вовсе не "как можно глубже познакомиться с самим собой, увеличить возможности своего духовного роста" и не "про всё это красиво написать и стать знаменитым писателем". Потребность поделиться обретённым богатством, как правило, у альтерриста тоже есть - но она, если можно так выразиться, произрастает из совершенно другого места, нежели то стремление, о котором сказано выше; да и потребность вырасти над самим собой у альтерриста есть, как у любого человека - но всё-таки "вырасти над собой, чтобы общение с альтеррой было более полноценным, чтобы больше любить её и глубже понимать" - это, согласитесь, нечто совсем иное, чем "общаться с альтеррой, чтобы ещё выше вырасти над собой, чтобы стать ещё более совершенным".

Говоря о других видах творчества, имеющих с областью альтерризма некие сходные черты, некие "общие границы", необходимо в очередной раз подчеркнуть следующее. Мы абсолютно не считаем, что, например, самопознание через образы внутреннего мира, исследование архетипов или же различных собственных модусов, разных проявлений себя в разных виртуальных условиях - что все эти виды творчества принципиально "хуже" альтерризма, что они являются "заведомо безнравственными" или ещё что-нибудь в таком роде. МЫ ЭТОГО НИ В КОЕЙ МЕРЕ НЕ СЧИТАЕМ. Однако мы настаиваем, что совершенно необходимо ОТЛИЧАТЬ альтерризм от этих видов творчества - и что это необходимо по двум взаимосвязанным причинам:

1) чтобы альтеррист, заигравшись ненароком в "мысленные эксперименты с архетипами", не утратил бы реальной связи со своей альтеррой и таким образом не лишился бы своего дара;

2) чтобы альтеррист, опять-таки заигравшись ненароком в "мысленные эксперименты с архетипами", не причинил бы непоправимого ущерба своим альтерритам - существам, которые, возможно, обрели жизнь именно благодаря ему, и ответственность за жизни которых лежит прежде всего на нём.

То есть, суммируя - отличать альтерризм от всего остального альтерристу необходимо прежде всего для того, чтобы не погибнуть самому (в качестве альтерриста) и не погубить никого другого.

Итак, повторим: мы абсолютно ничего не имеем против других видов творчества, связанных с погружением в сферу образов внутреннего мира. Однако поскольку наша собственная задача, как мы её видим - это моральная и консультативная поддержка именно альтерристов (для чего мы, собственно, и создали этот журнал, для чего мы пишем наш трактат, для чего мы прежде всего и вышли в сетевое общение) - то и практическую политику обсуждений в данном ЖЖ мы строим исходя прежде всего из оной задачи. Попросту говоря, дело обстоит следующим образом.

Обычно мы охотно поддерживаем разговоры на всякого рода "приграничные" в отношении альтерризма темы, когда они гармонично ложатся в русло конкретного обсуждения - лучше всего, конечно, когда обсуждение соответствует постингу, вслед которому оно возникает, но реально бывает и так, что какое-то весьма ценное обсуждение возникает не совсем на том месте, где бы ему хорошо было находиться:)) - в таком случае мы не мелочимся, где возникло - там и ладушки, главное, что разговор интересный. Однако иногда складывается такая ситуация, что разговор норовит уйти не только в сторону от темы постинга и даже не только в сторону от темы обсуждения, в ходе коего он возник - но и вообще далеко прочь от тематики данного журнала. Конечно же, если это просто тёплое общение, обмен какой-то личной информацией - то против таких разговоров мы абсолютно ничего не имеем: в любом деловом общении всегда есть место общению чисто дружескому, более того - обмен эмоциями всегда хорошо подкрепляет информационный обмен. Однако если разговор на "приграничную" тему плавно перерастает в то, что называется "флуд и флейм" - то вот тут мы категорически против и можем иной раз очень жёстко призвать собеседника к соблюдению информационной и эмоциональной гигиены.

То есть, суммируя - мы не против "приграничных" в отношении альтерризма видов творчества, мы не против "приграничной" тематики, если она к месту - однако мы против засорения пространства сего журнала такими разговорами, которые не приносят участникам (а в дальнейшем - и читателям) ни пользы, ни удовольствия. Уж что-то одно ведь непременно должно присутствовать, мы полагаем - ну или польза, или удовольствие, а лучше всего - когда и то, и другое вместе. Так нам кажется:)))

Ещё раз подчёркиваем, что всё вышеизложенное не имеет никаких "свежих" поводов - и что абсолютно всем, что происходит на данной территории в последнее время, мы безусловно и безоговорочно довольны:)))

Пограничье, Онтология творчества, Дополнения к трактату, Организационно-техническое

Previous post Next post
Up