Этот танк существует всего в единственном экземпляре, и его испытания, ещё до конца, не закончены. Именно, эта машина, на сегодняшний день, является самой последней нашей разработкой в области бронетанковой техники.
Изначально он должен был получить название Т-92. И это не случайно, от своего донора
Т-90, танк имеет столько отличий, что является, по сути, самостоятельной, новой машиной. Но что-то не сложилось, и он получил название то, что вы видите в названии статьи.
Как и все предыдущие модификации Т-90, эта разработана КБ ПО "Уралвагонзавод" (г. Нижний Тагил). В статье посвящённой Т-90 на нашем сайте (
http://alternathistory.org.ua/osnovnoi-boevoi-tank-rossii-t-90), довольно подробно рассмотрен Т-90. Поэтому остановлюсь на основных отличиях. Кстати, до этого в средствах массовой информации эта машина проходила под индексом Т-90АМ.
История этой машины началась 8 декабря 2009 года, после совещания по состоянию танкостроения. На этом совещании руководство России высказало, недовольство как состоянием дел в танкопроме в целом, так характеристиками новейших российских танков, в частности. Если кто помнит, то тогда, шёл даже разговор о закупке танков, для армии России, за границей.
В ответ на критику в свой адрес, КБ ПО Уралвагонзавода, в течении 5 месяцев, с момента совещания, разработало новую модификацию танка Т-90, с учётом высказанных на совещании претензий к своей продукции. И уже 8-11 сентября 2011 года, новая машина, была показана на выставке вооружений в Нижнем Тагиле. После этого критика, как Уралвагонзавода, так и отечественных танков потихоньку сошла на нет. И вопрос о закупке танков за границей больше не поднимался.
Всё это произошло, потому что данная машина не только не уступала ведущим образцам зарубежных танков, но и в большинстве параметров их превосходила. Многие эксперты и не только наши, сегодня считают танк Т-90СМ лучшим в мире.
Но пройдёмся по его характеристикам. В отличии от стандартной модификации Т-90, Т-90 СМ получил модернизированный, более мощный, на 130 л.с., двигатель. Как и ранее это осталась, хорошо знакомая V-образная двенадцатицилиндровка. Но теперь она имеет мощность 1130 л.с. Повышения мощности двигателя стало необходимым в свете выросшей массы танка на 1,5 тонны. Которая теперь стала составлять 48 тонн. Так же удалось увеличить надёжность нового двигателя и его ресурс. Капитальный ремонт двигателя проводится после пробега 12 000 км, при этом ресурс гусениц составляет 6000 км.
Кроме этого, у танка новый кожух ствола пушки. Что существенно улучшает теплоотвод. Да и сама пушка новая. Она получила название 2А46М-5. Ствол пушки хромированный, его ресурс увеличен в 1,7 раза и гарантирует стабильность начальной скорости и кучности снарядов. То есть, по сути, новая пушка, более точная чем предыдущая.
Кроме пушки модернизации подвергся и автомат заряжания, но в чём её суть, не разглашается.
В угоду управляемости на танке появилась абсолютно новая автоматическая коробка передач. Данная коробка имеет функцию перехода с автоматического режима работы, на ручной. Я так понимаю для боевой обстановки.
Так же впервые на отечественных танках конструкторы отказались от традиционных рычагов. У танка появилась, привычная для автомобилей баранка, что уже давно реализовано на зарубежных танках. ЕМНИП такая система была ещё во время Второй Мировой на Пантере.
Кстати, что-то мне подсказывает, что, именно два последних пункта стали основными претензиями к отечественным танкам, высказанным на вышеупомянутом совещании 8 декабря 2009 года. Но вернёмся к характеристикам данной машины.
Танк Т-90СМ был модернизирован и в области своей защиты. На нём установлен новейший комплекс динамической защиты (ДЗ) модульного типа «Реликт». Основным его отличие является то, что он способен бороться не только с кумулятивными боеприпасами но и с бронебойно-подкалиберными, разрушая их сердечник (очень сомнительный пункт. Не представляю, что должна сделать летящая, на встречу снаряду, пластина что бы разрушить сердечник, скажем, из обеднённого урана?).
Кроме этого на танке Т-90СМ установлен ещё и комплекс активной защиты «Арена». Но он уже ранее устанавливался на отечественных танках.
Из менее значимых нововведений стоит отметить появившееся, противокумулятивные решётки, прикреплённые к экранам танка.
Всё вместе, по мнению экспертов, делает Т-90СМ самым защищённым танком в мире. По их мнению, в лобовую проекцию, современными противотанковыми средствами он вообще непробиваем.
Существенным доработкам подверглась и система управления огнём. Максимальная эффективность использования вооружения танка достигнута за счет обеспечения равных поисковых возможностей наводчика и командира. Это позволяет организовать в системе управления огнем высокоэффективный режим «охотник-стрелок», когда командир независимо от времени суток ведет наблюдение за обстановкой, обнаруживает и распознает цели, осуществляет захват их на автосопровождение, а затем через режим целеуказания «передает» наводчику для уничтожения, продолжая при этом поиск новых целей. Стабилизированная в двух плоскостях дистанционная пулеметная установка позволяет командиру, находясь внутри танка, вести эффективный огонь с места и с ходу независимо от основного вооружения.
О пулемётах. В отличии от старых советских танков Т-90СМ лишился зенитного пулемёта. Теперь роль борьбы с вертолётами и другими низколетящими целями поручена управляемым ракетам, выпускаемым через ствол. Но сам пулемёт с крыши башни ни куда не делся. Но стал не крупнокалиберный, как было ранее, а обычный, калибра 7,62 мм. И основной его задачей является борьба с живой силой противника. Пулемёт имеет дистанционное управление. Так же сохранён и 7,62 мм спаренный пулемёт.
Если отсутствие зенитного пулемёта можно считать недостатком только условно. А скорее я бы записал это техническое решение в особенности конструкции. То далее, я бы хотел рассказать о недостатке более существенном.
Все те кто видит короб в задней части башни может подумать что это автомат заряжания. Такой который на свои машины ставят, например в Харькове. Однако это не так. В задней части башни ни какого АЗ нет. Там просто ящик для части боекомплекта. Причём, в ходе боя им воспользоваться ни как нельзя. Связи с боевым отделением не существует.
Это и понятно, ни кто не хочет что бы подрыв этой части боекомплекта вывел из строя танк да и весть экипаж. Хотя я не сомневаюсь что в случае попадания в этот ящик экипаж выживет, но очень сомневаюсь что после столь мощного взрыва (как ни как там 10 выстрелов), танк останется боеспособный. Всё-таки контузию экипажу избежать будет очень трудно.
Другие ТТХ:
Экипаж, чел: 3
Масса танка с боекомплектом, т: 48
Длина корпуса, мм: 6860
Длина с пушкой вперёд, мм: 9530
Ширина корпуса, мм : 3795
Высота, мм : 2280
Клиренс, мм : 490
Двигатель, мощность: 1130 л. с. (831кВт) В-92С2Ф, на дизельном топливе
Удельная мощность, л. с./т не менее 24 (17,7 кВт/т)
Масса сухого двигателя, кг: 1100
Трансмиссия с системой автоматического переключения передач и штурвальным управлением поворотом
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 68
Преодолеваемый брод, м до 1,8
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м до 5 (ширина до 1000 м)
Машина оснащена последней модификацией 125 мм гладкоствольной пушкой семейства 2А46 - 2А46М5, имеющей повышенную живучесть ствола в 1200 выстрелов
Пушка 2А46М-5 - 125-мм гладкоствольная (применено хромирование ствола)
Масса пушки, кг 2500
Применяемые типы снарядов БПС, ОФС, БКС, УР
Выстрелы для пушки, шт.: 40 (22 в автомате заряжания)
Скорость переброса башни по горизонтали, °/с не менее 40
Пулемет, спаренный с пушкой 7,62-мм ПКТМ (6П7К)
Патроны к спаренному пулемету, шт. 2000
Пулеметная установка с 7,62-мм пулеметом 7,62-мм ПКТМ (6П7К) с УДП (Т05БВ-1)
Патроны к пулеметной установке, шт. 800 в двух магазинах
В состав вооружения входят танковые управляемые ракеты 9М119М1 с дальностью стрельбы около 5 км, которые могут пробивать гомогенную броню толщиной 950 мм.
Тип телевизионной камеры ТВКТ-95Н
Количество ТВ-камер в комплекте, шт. 4
Характеристики ТВ-камеры ТВКТ-95Н:
• угол обзора по горизонту, не менее, ° 95
• угол обзора по вертикали, не менее, ° 40
• разрешающая способность, не менее, ТВ-линий 460
• диапазон рабочей освещенности, лк 0,003 - 30 000
• прием сигналов спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и NAVSTAR.
Прицельный комплекс:
Основной прицел наводчика многоканальный с визирным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером, встроенным лазерным каналом управления
Увеличение визирного канала, кратность 4
Дальность распознавания цели типа «танк» через визирный канал, м: до 5000
Дальность распознавания цели типа «танк» через ТП канал, м: не менее 3500
Максимальная дальность, измеряемая дальномером, м: 7500
Баллистический электронный цифровой вычислитель с комплектом датчиков метео и топоусловий и датчиком учета изгиба ствола
Возможность автоматического сопровождения целейобеспечивается независимо с места наводчика и с места командира с реализацией режима «охотник - стрелок»
Броневая защита комбинированная, с модульной ДЗ и решетчатыми экранами на кормовых и бортовых проекциях
Система постановки завес оптико-электронная от противотанковых средств c лазерными ГСН или ЛД
Система защиты от оружия массового поражения коллективная, с приборным комплексом ПКУЗ-1А
Система электромагнитной защиты
Быстродействующее противопожарное оборудование
Защита экипажа от вторичного потока осколков танка противоосколочные экраны из арамидной ткани
Танк оснащен вспомогательной дизель-генераторной установкой. Это существенно уменьшает расход топлива, и значительно снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне.
В заключении предлагаю вам невероятно подробный видеофильм посвящённый танку Т-90СМ. На нём при помощи высокоскоростных видеокамер снята работа элементов защиты танка, таких как КАЗ. Так же авторы фильма побывали в цехах завода. И вы увидите, как сегодня делают самые лучшие танки в мире. Ну и ведущий испробует себя на разных местах в танке Т-90СМ, и вы увидите насколько просто сегодня управление современным танком. И как оно, вообще, осуществляется.
Приятного просмотра.
You can watch this video on www.livejournal.com
PS. Лично от меня ускользает смысл создания данной машины. Так как уже осенью этого, 2013, должна быть показана
Армата. А она изначально является танком следующего поколения, чем Т-90, пусть даже и Прорыв. Как по мне данную машину можно рассматривать только как переходную модель, и стенд для испытания узлов и агрегатов
Арматы.
Правда не стоит исключать экспортный потенциал машины. Единственное в этом плане настораживает то, что даже за стандартными Т-90 очередь не стоит. Цены на наши танки кусаются.
Источник -
http://alternathistory.org.ua/t-90sm-proryv-rossiya