Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №53

Mar 05, 2012 21:29


Джемма ФИРСОВА







Актриса, журналистка, общественный деятель, эксперт Чернобыльской аварии, президент женской федерации хоккея на траве! А прославилась Джемма Фирсова как режиссер-документалист. В документальном кино вообще много женщин, даже больше чем в игровом (если сравнивать пропорционально), и если составить список самых известных и значимых режиссеров документального кино в мире, то в нем будет много женщин: Лени Рифеншталь, Эсфирь Шуб, Джемма Фирсова и другие. Джемма Сергеевна - личность легендарная, но... почему она попала в наш проект? Как известно, игровое кино она не снимала. Вот что она сама говорит в интервью:
Всякий раз, когда я заканчивала очередной фильм, я говорила себе: это последний документальный, следующий будет обязательно игровой… И снова снимала документальную картину, потому что из всего, что мне попадалось, только кинодокументалистика была настоящей, и потом режиссер в ней остается один на один с материалом, а в художественном кино нужно иметь много единомышленников, на которых мне, прямо скажем, не везло.

Однако был у нее и другой опыт, дающий нам основание включить Джемму Фирсову в список советских-женщин режиссеров.

В 1966 году три женщины-режиссера - Иннеса Селезнева, Инна Туманян и Джемма Фирсова - сняли каждая по короткометражке для малоизвестного альманаха "Путешествие". Из названия понятно, что у всех трех работ есть общая тема. На самом деле, этой теме соответствуют только два фильма - про поезд и про самолет. Эпизод Инессы Селезневой раскрывает тему метафорически: жизнь как путешествие. И.Туманян и Д.Фирсова к теме подошли буквально.




Эпизод Джеммы Фирсовой называется "На полпути к Луне" - это история о том, как один мужчина налетал на самолетах Аэрофлота огромное расстояние, которому позавидовал бы Джордж Клуни из "Мне бы в небо". Вот он, советский Джордж Клуни - Анатолий Азо.




Шофер Валера отправляется в командировку из Москвы в Хабаровск. На обратном пути замечает красивую стюардессу и влюбляется.




Вернувшись домой, Валера осознает, что пропал. Чтобы вновь повидаться с возлюбленной, он покупает билет на самолет до Хабаровска. Потом обратно. Потом снова покупает билет... Но та стюардесса куда-то пропала. Вместо нее напитки приносят другие красавицы.










Казалось бы, эти ничем не хуже, но Валера воротит нос - ему подавай ту самую!




В общем, он до сих пор так и летает...

Женщины-режиссеры СССР

Previous post Next post
Up