Наталья БОНДАРЧУК
Наталья Бондарчук родилась в "киношной" семье. Отец - выдающийся советский режиссер Сергей Бондарчук, мать - известная актриса Инна Макарова. Так что появление нашей героини в мире кино логично. Хотя был еще один человек, сильно повлиявший на ее развитие - Андрей Тарковский, который произвел сильное впечатление на девочку Наталью еще до своих киносвершений. В будущем Наталья Бондарчук станет верной его ученицей и, уйдя в режиссуру, будет во многом ему подражать, при этом дополняя его приемы своим женским видением некоторых философских вопросов. Конечно же, огромное влияние на становление Натальи как творческой личности оказало участие в фильме "Солярис". Образ Хари - пожалуй, самое первое, с чем у нас ассоциируется имя Натальи Бондарчук.
Начав кинокарьеру с актерской работы, причем, на редкость удачно, Наталья Бондарчук довольно быстро расширила свою деятельность и начала совмещать две функции: делать свои фильмы и самой сниматься в них же. 1975 год - первый режиссерский опыт - одна из новелл в киноальманахе "Пошехонская старина". Здесь проявился интерес Натальи к истории, к корням. Темы старины и преемственности поколений будут так или иначе прослеживаться в дальнейшем ее творчестве.
В 80-е обнаружилась специализация Бондарчук - детское кино, причем, с уклоном в экологическую проблематику. Вообще, экология в советском кино - это интересная тема. Наталья Сергеевна, возможно, единственный автор, который подходил к этому вопросу наиболее естественно, то есть ее волновали вопросы сохранения природы как таковые, без привязки к социальным или политическим явлениям. В советском кино экологическая тематика обычно реализовывалась в научном русле, с привязкой к ядерной физике. Другими словами, Наталья Бондарчук видит угрозу живой природе - в общей бездуховности людей, а не конкретно в ядерном вооружении.
Итак, в 80-е появляется ее своеобразная детско-экологическая трилогия. Первую часть трилогии - "Живую радугу" - мы обходим стороной: видно, что режиссер только учится адекватно выражать свои идеи. Пока же идет сильный перекос в философию, а собственно кино и труд детей-актеров приносится в жертву режиссерским представлениям о мире и о природе.
Самое главное и известное творение Н.Бондарчук советского периода - это "Детство Бемби" и "Юность Бемби". К сожалению, в "Детство" перекочевали многие недостатки "Живой радуги". Но уровень режиссуры заметно вырос. Более совершенными стали сценарий, операторская работа, монтаж. Отдельно стоит отметить костюмы, ведь Наталья Бондарчук затеяла смелый эксперимент - перенести сюжет об олененке Бемби, известный нам по одноименному диснеевскому мультику 1942 года, на язык игрового кино и "переодеть" персонажей-животных в человеческие обличия. Браво, эксперимент удался! В "Детстве Бемби" мы можем восхищаться тем, как люди-актеры изображают животных, а детская аудитория и вовсе в восторге! Правда, при вдумчивом просмотре существенно обесцениваются чисто кинематографические достоинства фильма - из-за чрезмерной эзотеричности действия, если выразиться грубее, из-за помешанности авторов на духовных учениях. Известно, что в тот период Наталья Бондарчук увлекалась "Живой этикой" - духовным учением Рерихов. Ну и влияние кинофилософии Тарковского. Лично я не вижу в этом ничего вредного, но в данном случае интеграция философии с киноязыком прошла криво.
Чего уже не скажешь о "Юности Бемби".
Удивительно, как сильно отличаются эти две работы. Если "Детство" - больше для детей младшего школьного возраста, то в "Юность" возрастной критерий резко повышается. Это уже совсем не детское кино! Детям, конечно, тоже интересно, но проблематика достаточно сложная для детского восприятия. Что главное, это оправданный режиссерский ход. Изначально вторая часть истории о Бемби отличается от первой: здесь олененок стал взрослым Оленем, от которого зависит жизнь целого оленьего племени.
У Бондарчук эта история легко проецируется на уровень современного человечества. Да, здесь та же эзотерика. Но теперь режиссер держит жестко в уздах эту своенравную "лошадку" и аккуратно направляет ее в нужном направлении. В результате достигается "золотая середина" между эзотерикой и киноязыком.
В "Юности Бемби" всё очень красиво и гармонично. Красиво было и в "Детстве", но здесь еще лучше. Наталья Бондарчук экспериментирует со светом, с ракурсами.
Фильм снимался в заповедниках Крыма и стран Восточной Европы. В "Юности" режиссер создает атмосферу одушевленности природы. Для кино в принципе сложная задача, но Бондарчук справилась. Здорово!
Актеры, костюмы - всё на высоте. Иногда и в прямом смысле.
У Натальи Бондарчук получился фильм, во-первых, очень эстетичный, во-вторых, идейно-авторский, причем, выдержанный в жестком ключе, в-третьих, представляющий собой уникальный образец советского детского кино. Для советских детей того времени это был настоящий подарок, дающий не только наслаждение для глаз, но и (в хорошем смысле) духовную пищу. Жаль, это единичный продукт в творчестве Натальи Сергеевны. Позже она уйдет в историческую тематику и будет снимать игровые фильмы про Пушкина, Гоголя, Тютчева.